|
Границы и неуверенность в себеАвтор статьи: Кузнецова Анастасия Викторовна
Неуверенность в себе очень часто бывает причиной неудач в любой сфере жизни: личной, профессиональной, социальной. Из-за неуверенности в себе люди не проявляют и не развивают свои таланты, не достигают в работе тех высот, которых могли бы, строят отношения, которые не приносят счастья. И вот человек понимает, что это все происходит из-за его неуверенности в себе! Тогда он идет на разные курсы по ораторскому мастерству, тренинги по пикапу и разные коучинговые программы. И о чудо! Благодаря энергетике тренера и поддержке братьев по несчастью, преодолевая себя, он начинает выступать перед аудиторией, знакомится с пятью девушками за вечер, у него может быть даже резкий скачок в доходах. Но… Тренинг проходит, и через некоторое время его уверенность без поддержки тренера и участников куда-то девается, а самооценка падает еще ниже из-за чувства вины и отвращения к самому себе, потому что опять не получилось. Почему это происходит? Потому что на тренинге человек получает поддержку, одобрение и даже безусловную любовь, благодаря чему он чувствует огромную силу и такую желанную уверенность. И ошибочно принимает это за свою внутреннюю силу и уверенность в себе. Но, возвратившись в реальную жизнь, в привычное окружение, он остается без этой поддержки, и уверенность в себе улетучивается. И хорошо, если самооценка его упадет до исходного уровня до данного мероприятия, но часто бывает, что человек оказывается в еще более удручающем состоянии, в апатии и депрессии. В чем причина? Человек себя не чувствует. У него не сформировано собственное «Я», нарушены личностные границы. Есть чужое мнение, чужие желания, чужие правила. А он должен им соответствовать, доказывать, подчиняться. Такие люди часто делают и думают «как все», стараются быть такими, какими хотят их видеть другие, не могут сказать «нет», не могут просить о помощи, считают, что их счастье зависит от других. Для них невыносимо одиночество, они не могут выступать на публике, и вообще открыто высказывать своем мнение. Они не дают себе право на ошибку, они застенчивы и завистливы, часто испытывают чувства обиды и вины и т. д. Чаще всего причина в несформированных личных границах находится в детстве и подростковом возрасте. Человек рождается с абсолютной уверенностью: все свои потребности он сразу же выражает во внешний мир, открыто проявляет все свои эмоции. Пока окружающие его люди не начинают эти проявления подавлять, запрещать, говорить, что это неправильно или плохо. Возможно, когда-то давно мама или папа не разрешили выражать свои эмоции – положительные и отрицательные, или вообще все; говорили, что боль нужно терпеть, быть сильным и не плакать. Возможно, ребенок получал внимание и одобрение родителей, только когда приносил из школы пятерки, а если получал отметки ниже, то сразу становился «глупым» и «плохим». Возможно, ребенку приходилось во всем уступать младшему ребенку в семье, ухаживать за ним и брать на себя ответственность за него. Возможно, его так сильно любили родители, что во всем оберегали и не давали ступить ни шагу в этом опасном мире. Вариантов может быть очень и очень много. Но вопрос встает только один. А где сам человек? Его чувства, желания, его «Я»? Следовательно, раз в детстве человека лишили права на свои желания, эмоции, физические проявления, то теперь эти права человек должен сам себе дать: право на ошибку, право на собственные эмоции (разные!), право сказать «нет», право выбора, право не иметь контакта с тем, кто тебе не приятен и т. д. Это очень сложно, но это верный путь к счастью! Постепенно к человеку приходит осознание, что он самостоятельная Личность. Он начинает чувствовать свою силу, потому что у него всегда есть выбор. Появляется уверенность в себе, четкое понимание, где Я, а где другой. Поэтому построением своих личных границ нужно заниматься в первую очередь. Психолог может помочь это сделать наиболее аккуратно, бережно, естественно и безоценочно. И метафорические карты будут отличным инструментом в этой работе. Представляю вам технику, в ходе которой клиент сможет проанализировать существующую ситуацию, нащупать свои собственные желания, чувства, сформировать представление о своих личных границах. И с согласия клиента приведу пример из практики (все имена изменены). Инструкция (используемые для каждого вопроса колоды указаны в скобках).
Надежда, 27 лет. Сложные отношения с мужем, конфликты, ссоры, особенно обострились после рождения ребенка 2 года назад. Пытается заняться сетевым бизнесом, но не получается из-за страха общения с новыми людьми. 1. Подо мной как будто неустойчивая поверхность. Меня даже будто засасывает. Я чувствую страх, даже какой-то дикий ужас. У меня трясутся колени, потеют ладони, они такие же липкие, как субстанция на картинке. Мне сложно говорить, перехватывает дыхание, голос дрожит. По спине озноб. Хочется спрятаться ото всех и ото всего. 2. а) Мне одной страшно в лесу. Только я не в лесу, а в подъезде собственного дома. Мне 14 лет. Жду лифт, а за поворотом на лестницу слышу чье-то дыхание. Мне страшно, но я отгоняю плохие мысли. Когда лифт приезжает, я захожу в него, и в последний момент за мной резко заходит мужчина. Лица не видно. Лифт трогается, и он нажимает на СТОП. Он нажимает мне на горло, а я только повторяю: «Пожалуйста, не надо». Пытаюсь кричать, он бьет меня по лицу. Тут двери лифта открываются, и я вырываюсь на лестничную клетку. Я звоню во все квартиры, но мне долго никто не открывает. Все это время он стоит за стеной на лестнице и ждет. Мне очень страшно, что никто не откроет. Наконец кто-то меня впускает в квартиру, оттуда я звоню домой, и за мной спускается папа. б) Конкретную ситуацию выделить не могу. Я в принципе очень неуверенно себя чувствую при знакомстве с новыми людьми. На картинке я вижу себя, протягивающую руку для контакта, а у самой мысли, что я выгляжу глупой, некрасивой, смешной. 3. Да, эта карта действительно отражает мою неуверенность, от которой рождаются гнев, ужас, непонимание происходящего. Страх сковывает руки, ноги, голос, затуманивает мозги. 4. а) Как-то раз я взяла мамины тени. Мне было 5 лет. У мамы очень мало было косметики, мы вообще жили очень экономно. И нечаянно я их разбила. Меня сильно наказали, возможно, даже ремнем – точно не помню. В другой раз я взяла мамин калькулятор и видимо тоже его сломала, потому что была наказана. От обиды – ведь я этого не хотела – я спряталась под стол и заснула там. А меня всей семьей искали по поселку. Вывод: видимо, какие-то материальные вещи дороже меня. И лучше ничего не трогать, чтобы не сломать, а то будут сильно ругать. Так и сейчас я очень боюсь критики и стороннего неодобрения из-за возможных ошибок. б) Меня считали маленькой звездочкой, я занималась музыкой, играла на скрипке. Перед каждым концертом я испытывала именно тот ужас, который описывала: ноги тряслись, руки потели… Меня ставили всегда первой, говорили, что я умею собираться и отлично открываю концерт. Я этого до сих пор не понимаю, как у меня это получалось. Мне казалось, что я играю мимо нот, все забываю, и вообще эти 5-10 минут были для меня каждый раз как маленькая смерть. Вывод: я не для публики, это очень страшно. Так было и есть. Хотя тяга к выступлениям есть, но каждый раз я испытываю такие же чувства, как в детстве. в) Я любила урок физкультуры, и у меня были хорошие показатели. Однажды нас с подругой поставили бежать городскую межшкольную эстафету. Я должна была передавать эстафетную палочку подруге. Когда я пробежала свой отрезок, я стала искать ее глазами, чтобы передать эстафетную палочку. Я не могла найти ее, потому что, как потому оказалось, она сняла кофту, по которой я ориентировалась. В итоге я увидела ее, когда почти все уже побежали дальше. Это была стыдобища – из-за меня наша школа пришла почти последней. Вывод: я не хочу быть виноватой в провале и подставлять других, поэтому не хочу брать на себя ответственность. 5. Я вижу птицу Феникс. Я хочу гореть (в хорошем смысле слова), получать удовольствие от знакомств, выступлений, от самого процесса, чувствовать не страх, а интерес. Не сгорать заранее от стыда от возможных ошибок. И если ошибусь, то встану и пойду дальше – как птица Феникс возрождается из пепла. 6. а) Бабочка может взлететь выше огня и без проблем его перелететь. Так и мне нужно быть выше моих страхов, которые не дают мне сделать шаг. Посмотреть сверху – просчитать риски возможных ошибок, - скорее всего они вообще не страшны. Я сейчас вижу неуверенность (огонь на картинке) как ресурс – то, что мне сейчас дает возможность сделать шаг из зоны комфорта, а значит развиваться. б) Мне нужно повернуться ко всем. Из-за своей неуверенности я сама ставлю между собой и людьми преграду. Но вокруг меня столько поддержки и человеческого тепла. Даже от незнакомых людей. И я принимаю, что я достойна любви, уважения, признания без всяких доказательств кому-либо. Подводя итоги этой сессии, можно сказать, что работа предстоит еще очень большая, но первые шаги на пути к себе и, следовательно, обретению уверенности уже сделаны. Важно, что Надежда смогла «потрогать» и «рассмотреть» свою неуверенность, вытащить из подсознания, почувствовать, как это проявляется в теле. И теперь в реальной жизни она сможет отлавливать это чувство и уже сознательно что-то с ним делать, реагировать адекватно обстановке и существующей опасности. Мы затронули несколько травм из жизни клиентки, но пока не можем сказать, добрались ли мы до ядра проблемы. Хорошую метафору привела сама Надежда – мы только начали разматывать этот клубок. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|