|
Ложь как лекарствоАвтор статьи: Тюрина Вера Николаевна
Эта статья содержит, на мой взгляд, бесценный материал, который я узнала в представительстве центра стратегической психотерапии Дж. Нардонэ. Организатор Центр Краткосрочной Стратегической Терапии в России Елена Первышева провела партнерскую встречу с коллегами и презентовала новую книгу Джорджио Нардонэ «L’arte di mentire a se stessi e agli altri» 2014, что в переводе «Искусство лгать себе и другим». Книга еще не переведена на русский язык, поэтому то, что я напишу в блоге будет неким открытием для читателя и возможностью по -новому взглянуть на свою жизнь. Как говорит Дж. Нардонэ: «Всякая реальность изменяется в зависимости от того, как о ней говорят». Но всегда ли мы говорим правду себе и другим, не осознавая, что все наши слова не минуемо, влияют на развитие событий нашей жизни, на отношения с людьми и с самими собой и конце концов на результат. Так вот книга посвящена теме самообмана и иллюзии когнитивного контроля. Все наши мысли, рассуждения, построение планов, все это происходит сознательно. А наши воспоминания и интерпретации событий и поведения свое и других людей относятся к самообману. Получается так, что порой действуя определенным образом, мы обманываем самих себя. Как это происходит? Существует функциональный самообман и пагубный самообман. Функциональный самообман - это способы поведения, поддерживающие психическое здоровье. Дисфункциональный самообман - это действия, которые создают проблемы. Например, добровольным функциональным самообманом мы можем назвать действие, когда человек не смотрит на себя в зеркало, потому что не хочет видеть своих недостатков. Избегание пугающих ситуаций. Обман в семейных отношениях, когда один из партнеров изменил и обманывает себя, что ничего страшного, что последствий не будет. Возникает вопрос САМООБМАН – это демон, с которым надо бороться или неизбежность, которую надо принять? Хотелось бы остановиться подробнее на стратегиях поведения люде при самообмане. При функциональном самообмане:
Когда лисица не может добраться до винограда, она говорит, что он зелен. Данный тип поведения предполагает обесценивание того, что не можешь получить. Это делается для сохранения равновесия. В таких случаях человек чаще всего при возникновении трудностей бросает начатое дело или отношения.
При таком поведении человек пытается убедить себя в правильности выбора если не находит подтверждения в реальности. Выдумывает, приводит доказательства своим идеям. Люди с высоким интеллектом.
Пагубный самообман.
Например, стратегии прошлого принесли человеку успех и он уверен, что эти стратегии вновь приведут его к успеху. Он убеждает себя даже перед лицом неудачи.
Стратегия видеть только то, что удобно, чтобы не видеть льва, который на тебя несется. Таким образом, человек пытается сохранить эмоциональное равонвесие из-за страха и боли.
Стратегия создания вымышленных историй, которые прикрывают правду и становятся более привлекательными для других. Ложь постепенно становится правдой для самого рассказчика.
Искусство самообмана состоит в том, чтобы научиться управлять амбивалентностью. Амбивале́нтность (от лат. ambo — «оба» и лат. valentia — «сила») — двойственность отношения к чему-либо, в особенности — двойственность переживания, выражающаяся в том, что один объект вызывает у человека одновременно два противоположных чувства. Термин введен Эйгеном Блейлером. Он считал амбивалентность основным признаком шизофрении[1] и выделял три типа амбивалентности[2]: Эмоциональную: одновременно позитивное и негативное чувство к человеку, предмету, событию (например, в отношении детей к родителям). Волевую: бесконечные колебания между противоположными решениями, невозможность выбрать между ними, зачастую приводящая к отказу от принятия решения вообще. Интеллектуальную: чередование противоречащих друг другу, взаимоисключающих идей в рассуждениях человека. Его современник Зигмунд Фрейд вкладывал в этот термин иной смысл. Он рассматривал амбивалентность как сосуществование двух изначально присущих человеку противоположных глубинных побуждений, самыми фундаментальными из которых являются влечение к жизни и влечение к смерти. Итак, если мы полны амбивалентности и не находим баланса между иллюзией и реальностью, то мы становимся прикованными к одной из противоположностей. Необходимо научиться ею управлять, а именно: - проявлять бдительность и искать определенность - позволить быть свободному течению событий, отпускать контроль оценивать вещи и события по результатам - если событие становится неизбежностью нужно сделать это полезным. В стратегическом подходе есть прекрасные техники, которые позволяют решить эту задачу. Задайте мне вопрос по телефону 39-80-90 Один звонок может все изменить! Практикующий психолог, семейный консультант, коучер. Вера Тюрина тел. 8 (8412) 39 80 90
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|