|
Понятие края и краевых убежденийАвтор статьи: Николаева Елена Владимировна
Выше было рассмотрено, каким образом происходит разделение эго-сознания и бессознательного и соотнесение этих понятий с понятиями первичного и вторичного процессов. А.Минделл вводит понятие края, разделяющего эти части психики. Край определяется как «граница между первичным и вторичным процессами» [29], «граница между нашим известным миром и непознанным» [30]. «Если клиент остается на краю, то терапевт может больше узнать о том, что удерживает клиента от пересечения края» [30]. Как правило, этим удерживающим убеждением является некая сформированная в результате жизненного опыта установка. Само появление комплексов, как уже говорилось выше, связанно с развитием эго-сознания, когда выделяясь из коллективного сознания на ранних стадиях развития, или на этапах развития ребенка, что по К.Г.Юнгу составляет похожие процессы, человеку приходится сталкиваться с выбором. И делая этот выбор, как лучший в данных условиях для адаптации и приспособлении к жизни, человеку приходится от чего-то отказываться. Для принятия этого отказа, как разрешение конфликта в данных условиях, выдвигается специальная установка. Именно она и является в дальнейшем препятствием на пути принятия вытесненного материала. Чаще всего этими установками являются интроецированные вербальные или невербальные родительскими послания или решение, сознательно или бессознательно принятое в результате воздействия травмирующего события. Эти установки (убеждения) формируют край как «опыт неспособности что-либо делать, ограничений или препятствий в осуществлении чего-либо, мышлении, или общении» [27]. Они определяет границы нашей самотождественности, «предел того, что мы, по нашему мнению, можем делать» [23]. «По одну сторону границы находится наш обычный способ отождествления, а по другую сторону – все нуминозные, таинственные, и непознанные аспекты наших переживаний и потенциальных возможностей» [14]. Минделл классифицирует края на личные (границы личной самотождественности) и культуральные (общепринятые границы, предписанные «нормальным» позициям и поведению в данной культуре). Работа с психологическим миром клиента невозможна без знания культуры системы, в которой он живёт. Другая классификация краёв – на сильные и слабые. «Слабый край – это край, который человек пересекает без большого труда, просто находя его неприятным, смущающим, или слегка пугающим» [21]. Интеграция нового опыта из бессознательного в этом случае не предполагает большого психического напряжения и подъёма большого количества сопротивления первичного процесса. В отличие от этого, работа с сильным краем – это, как правило, работа с глубоко укоренившимися ядерными убеждениями, стоящими за хроническими симптомами, повторяющимися детскими сновидениями, уходом в зависимости и изменённые или экстремальные состояния сознания. Сильный край предполагает защиту самотождественности на уровне ощущения жизни и смерти, полное отрицание каких-либо аспектов собственной психики за пределами этого края. «Сильный край: разновидность отсутствия восприятия чего бы то ни было по другую сторону края. Оно побуждает нас к самым диким и эксцентричным реакциям, которые только можно вообразить. Сильные бровки всегда приносят с собой измененные состояния сознания» [21]. У К.Г.Юнга нет определённого понятия для границ самотождественности. Однако он говорит, что «в той мере, в какой установка привычна, она есть более или менее устойчивый комплекс функций, с которым эго может более или менее отождествляться» [53]. Таким образом он выражает идею краевого убеждения через установку, формирующую устойчивый комплекс. Краевое поведение – это «динамический момент, в который нечто непризнанное начинает всплывать на поверхность, и быстро игнорируется или не завершается. На этом этапе, когда пытается возникнуть этот новый опыт, мы нередко меняем тему или начинаем хихикать, выглядеть нервозными, возбужденными, (искушаемыми и испуганными), … и сразу смущаемся» [29]. В этот момент происходит борьба между первичным и вторичным процессом, это «место, где ваша самотождественность подвергается сомнению, когда начинает возникать новый процесс. Естественная тенденция поведения на краю – пытаться игнорировать этот новый поток и продолжать идти первоначальным путем» [29]. Юнг пишет об этом таким образом: «Страх и сопротивление являются указателями на прямом пути к бессознательному, и совершенно очевидно, что то, на что они изначально указывают, является предвзятым мнением об этом самом предмете. Абсолютно естественно, что из-за чувства страха человек должен сделать заключение о кроющейся тут опасности, и, на основании желания сопротивляться, предположить здесь нечто отталкивающее» [47]. Эти страх и сопротивление, проявляющиеся тем или иным образом, которые являются для К.Г.Юнга указателями на пути, являются такими же указателями подхода к краю в процессуальном подходе А.Минделла. ЛИТЕРАТУРА
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|