Понятие края и краевых убеждений

Выше было рассмотрено, каким образом происходит разделение эго-сознания и бессознательного и соотнесение этих понятий с понятиями первичного и вторичного процессов. А.Минделл вводит понятие края, разделяющего эти части психики. Край определяется как «граница между первичным и вторичным процессами» [29], «граница между нашим известным миром и непознанным» [30]. «Если клиент остается на краю, то терапевт может больше узнать о том, что удерживает клиента от пересечения края» [30]. Как правило, этим удерживающим убеждением является некая сформированная в результате жизненного опыта установка. Само появление комплексов, как уже говорилось выше, связанно с развитием эго-сознания, когда выделяясь из коллективного сознания на ранних стадиях развития, или на этапах развития ребенка, что по К.Г.Юнгу составляет похожие процессы, человеку приходится сталкиваться с выбором. И делая этот выбор, как лучший в данных условиях для адаптации и приспособлении к жизни, человеку приходится от чего-то отказываться. Для принятия этого отказа, как разрешение конфликта в данных условиях, выдвигается специальная установка. Именно она и является в дальнейшем препятствием на пути принятия вытесненного материала. Чаще всего этими установками являются интроецированные вербальные или невербальные родительскими послания или решение, сознательно или бессознательно принятое в результате воздействия травмирующего события. Эти установки (убеждения) формируют край как «опыт неспособности что-либо делать, ограничений или препятствий в осуществлении чего-либо, мышлении, или общении» [27]. Они определяет границы нашей самотождественности, «предел того, что мы, по нашему мнению, можем делать» [23]. «По одну сторону границы находится наш обычный способ отождествления, а по другую сторону – все нуминозные, таинственные, и непознанные аспекты наших переживаний и потенциальных возможностей» [14]. 

Минделл классифицирует края на личные (границы личной самотождественности) и культуральные (общепринятые границы, предписанные «нормальным» позициям и поведению в данной культуре). Работа с психологическим миром клиента невозможна без знания культуры системы, в которой он живёт. Другая классификация краёв – на сильные и слабые. «Слабый край – это край, который человек пересекает без большого труда, просто находя его неприятным, смущающим, или слегка пугающим» [21]. Интеграция нового опыта из бессознательного в этом случае не предполагает большого психического напряжения и подъёма большого количества сопротивления первичного процесса. В отличие от этого, работа с сильным краем – это, как правило, работа с глубоко укоренившимися ядерными убеждениями, стоящими за хроническими симптомами, повторяющимися детскими сновидениями, уходом в зависимости и изменённые или экстремальные состояния сознания. Сильный край предполагает защиту самотождественности на уровне ощущения жизни и смерти, полное отрицание каких-либо аспектов собственной психики за пределами этого края. «Сильный край: разновидность отсутствия восприятия чего бы то ни было по другую сторону края. Оно побуждает нас к самым диким и эксцентричным реакциям, которые только можно вообразить. Сильные бровки всегда приносят с собой измененные состояния сознания» [21]. 

У К.Г.Юнга нет определённого понятия для границ самотождественности. Однако он говорит, что «в той мере, в какой установка привычна, она есть более или менее устойчивый комплекс функций, с которым эго может более или менее отождествляться» [53]. Таким образом он выражает идею краевого убеждения через установку, формирующую устойчивый комплекс. 

Краевое поведение – это «динамический момент, в который нечто непризнанное начинает всплывать на поверхность, и быстро игнорируется или не завершается. На этом этапе, когда пытается возникнуть этот новый опыт, мы нередко меняем тему или начинаем хихикать, выглядеть нервозными, возбужденными, (искушаемыми и испуганными), … и сразу смущаемся» [29]. В этот момент происходит борьба между первичным и вторичным процессом, это «место, где ваша самотождественность подвергается сомнению, когда начинает возникать новый процесс. Естественная тенденция поведения на краю – пытаться игнорировать этот новый поток и продолжать идти первоначальным путем» [29]. Юнг пишет об этом таким образом: «Страх и сопротивление являются указателями на прямом пути к бессознательному, и совершенно очевидно, что то, на что они изначально указывают, является предвзятым мнением об этом самом предмете. Абсолютно естественно, что из-за чувства страха человек должен сделать заключение о кроющейся тут опасности, и, на основании желания сопротивляться, предположить здесь нечто отталкивающее» [47]. Эти страх и сопротивление, проявляющиеся тем или иным образом, которые являются для К.Г.Юнга указателями на пути, являются такими же указателями подхода к краю в процессуальном подходе А.Минделла.

ЛИТЕРАТУРА 

14.

Минделл А. Квантовый ум – М.: Беловодье, 2011.

21.

Минделл А. Радикальное общение. Цитируется по «Справочному руководству по процессуальной работе», пер. с англ. Киселева А. под ред. Майкова В. - 2004.

23.

Минделл А. Самостоятельная работа над собой - М.: Издательство АСТ и др., 2005.

27.

Минделл А. Тени города. Цитируется по «Справочному руководству по процессуальной работе», пер. с англ. Киселева А. под ред. Майкова В. - 2004.

29.

Минделл Э. Альтернатива терапи – М.: Издательство Беловодье, 2011.

30.

Минделл Э. Психотерапия как духовная практика - М.: Независимая фирма "Класс", 1997.

47.

Юнг К.Г. Обзор теории комплексов / Юнг К.Г. Синхрония - М., Киев, 2003.

53.

Юнг К.Г. Структура души – Электронный ресурс: http://www.psyinst.ru (дата обращения 21.10 2013).

 



Просмотров: 359
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Арнольд Минделл, миротворец и фасилитатор
  • «Между Сциллой и Харибдой» – сохрани душу от Массового Сознания и Коллективного Бессознательного!
  • У края жизни...
  • Ссоры, споры, без конца и края, без видимых на то причин. Что делать?
  • У каждой тучи есть светлый край
  • Для чего ты пришел в этот мир? Кто ты в этом мире?
  • Как понять, для чего нам послан этот человек - только для опыта или все же для счастья и любви
  • Технология супервизии в системе труда и социальной защиты населения Забайкальского края.
  • Где Край...
  • Когда эмоции и мысли являются/не являются проблемой
  • Когда тревога и страх являются спутниками жизни.
  • Работа с образом, при работе с гармонизацией отношений с матерью. Мотив"Корова"
  • За тобой бегу на край света...босая!
  • Почему мы такие какие есть? Поток сознания, блоки сознания и наше развитие
  • Если вы действительно хотите выйти на совершенно новый уровень сознания...
  • Попытка поменять свою жизнь в один момент, может сделать этот момент – последним
  • Когда на чужое мнение глубоко наплевать. Или, есть либо моё мнение, либо неправильное! Что делать?
  • Работа с образом дерева / Дерево Жизни
  • Измененные состояния сознания
  • Измененные состояния сознания
  • Измененные состояния сознания
  • Телесно-энергетические практики и изменённые состояния сознания
  • Шаманство: измененные состояния сознания
  • Когда либо ты, либо тебя. История из опыта.
  • По ту сторону сознания...Путешествия в трансе...
  • Измененные состояния сознания в SOLWI терапии
  • Измененные состояния сознания и холотропное дыхание
  • Расширяя границы сознания…
  • Понятие первичного и вторичного процессов
  • По ту сторону сознания: детские страхи, принципы работы.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь