Работа школьного психолога с "восточными" девочками

Автор статьи: Чинючина Алина

Один из очень «веселых» вопросов в работе школьного психолога – работа с национальными «восточными» семьями.

Представьте себе девочку-подростка, которая видит, какой жизнью живут ее одноклассницы - мальчики, развлечения, соц.сети, телефон и хихикалки в обсуждении парочек. И соответственно хочет жить так же сама, и это нормальное желание. Но девочка - из «восточной» семьи, которая давно или не очень приехала в Россию. Неважно, какая именно это национальность – таджики, узбеки, армяне, грузины или кто-то еще. Неважно, какой уровень достатка и как долго родители уже живут в России (бывает так, что мать и дети – здесь, а отец возвращается на родину, бывает наоборот). Из семьи, в которой нельзя общаться в интернете, телефон нужен только как средство связи, на мальчиков смотреть нельзя, потому что мужа в 18 лет тебе выберут родители и выдадут тебя замуж за того, кого найдут сами. Подружки тоже часто рассматриваются под микроскопом на предмет тайных пороков. А еще обязательно слушаться братьев (тем более старших), потому что "он мужчина", убирать за ними все и везде, не сметь спорить.

Про мальчиков в таких семьях мы сейчас не говорим. Их воспитывают иначе, степень ответственности у них другая, степень свободы – тоже, и хотя вопрос это тоже сложный, но речь не о том. С учебой бывает по-разному. Иногда родители настроены на то, чтобы в 8-9 классе уже забрать девочку из школы; раньше так и делали, но теперь социальные службы жестко пресекают такие вещи (а после 9 класса школа обязана отчитаться, куда подросток устроен учиться или работать, если ему нет 18 лет). Иногда родители нацеливают девочек на дальнейшее образование, но часто это бывает по принципу "девушки нашей национальности обязаны учиться только на отлично" или «эта профессия мужская, нашим девочкам туда нельзя». Но все-таки, тем или иным образом, 9 и даже 11 классов девочки заканчивают, кто-то поступает даже в институт… «чтобы было высшее образование», такие жены ценятся потом выше, чем «необразованные».

И – жесткий контроль. Никуда, кроме школы; подружки жестко фильтруются; телефон, интернет под запретом; к мальчикам близко не подходи; никаких классных часов и совместных мероприятий, тем более поездок. И девчонки начинают бунтовать - им хочется местной свободы, а тут - пресс "национальных традиций". А родители порой и за ремень (или что похуже) хватаются. И хорошо если удается решить дело миром, а то и доходит до беды, вплоть до травмопунктов или побегов из дома.

Школа, соц.защита, опека и прочие официальные службы, конечно, обязаны вмешиваться. В идеале. А реально – руководители часто занимают позицию «не лезьте, это их национальные обычаи, их нужно уважать». Родители девочек на вызовы в школу реагируют резко негативно: «это наше семейное дело, мы сами разберемся». А часто бывает еще и так, что, прожив в России десять, пятнадцать лет, мать очень плохо говорит по-русски или не говорит вообще; с "внешним миром" общаются, в основном, отцы. Ну и что делать?

Вмешаешься – «неуважение к традициям семьи», не вмешаешься – дело может кончиться бедой.

Мне думается, работа здесь должна вестись комплексная, и не только на уровне школы, но и на уровне государства. Программы адаптации мигрантов; встречи семей (именно семей, с участием родителей) с психологами; совместные действия социальных педагогов, психологов и учителей, которые преподают в классах, где учатся такие девочки.

Работу школьного психолога, на мой взгляд, нужно вести в двух направлениях. Первое – развитие личности, осознание себя и своих действительных, а не навязанных желаний. Обучение навыкам неконфликтной коммуникации. А второе направлено на то, чтобы девочка не потеряла связь с семьей, потому что в этот период отношение к родителям у нее резко отрицательное. Осознание своей принадлежности к роду, любви к родителям и желание идти на компромисс.

Главное, чтобы школа не оставалась с этой проблемой один на один. А у нас сейчас именно так и происходит. И ответственность, как правило, несут школьные психологи, и бывает, что это происходит уже по грустному свершившемуся факту – побег из дома или суицид.

И еще. Я с уважением отношусь ко всем без исключения национальностям, ибо и хороших людей, и плохих хватает у всех. И к традициям тоже. Россия – страна многонациональная, и проблема мигрантов остро стоит сейчас во всем мире. Но все-таки хочется, чтобы люди понимали: если они приехали жить в страну, где есть вот такие и такие обычаи и правила (в том числе и знание языка), то нужно понять и принять эти законы. Потому что теперь они - российские граждане. И жить здесь теперь их детям.



Просмотров: 412
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • Как понять родителей, если тебе 7-10 лет. "Инструкция" детям, о том, как устроены их родители.
  • Вот так любовь!! Или "Если б не было несчастья, то и счастья тоже не было бы"
  • Если у тебя "плохие" мысли - это еще не значит что ты - плохой.
  • Парадоксальная теория изменений или "Что же еще сделать, чтобы моя жизнь стала лучше?"
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Любовь нельзя заесть "Я ем, чтобы жить или живу, чтобы есть"
  • "С мамой все в порядке. Это со мной что-то не так"
  • Молодая семья - это "мы" или все-таки два "Я"?
  • Присутствие или что такое состояние "быть Здесь и Сейчас".
  • Как так мечтать, чтобы мечты сбылись. Часть 2. "Что сейчас?”
  • "Не хочу учиться, а хочу...." или что делать родителям, если ребёнок не хочет учиться
  • "Я так хочу это сделать, но..." и как еще мы рационализируем откладывание на потом
  • Еще не встретился "твой" человек. Как понять что это любовь
  • "Я свое предназначение выполниоа - Я РОДИЛА! ЧТО еще от меня нужно?" Правда или манипуляция?
  • "Со мной что-то не так", или что делать с чувствами, которых быть не должно?
  • "Где в теле Вы чувствуете это?" Что делать, если ощущений нет?
  • "Нет денег? Так пойди и найди!"-что сделать, чтобы эта фраза не звучала в вашей семье.
  • Встать на свое место, потерять свое место или "выйти из себя". Как это бывает в жизни.
  • Хватит говорить "у меня все хорошо", если на самом деле это совсем не так
  • "Замедляться, чтобы чувствовать" или "Что у меня с лицом?"
  • Почему любовь – это бывает так страшно? Что делать со страхом?
  • Что бывает, когда девочке говорят, что у нее "кривые ноги"?
  • "Хочу я отношений или все-таки не хочу? И если хочу, то что с этим делать?"
  • Психологический смысл болезни или "Господи, за что мне это!"
  • "Страшно жить так, как хочется" (или... Пусть меня научат)
  • - После смерти хорошие люди попадут в рай. - Почему это так? - Потому что я хороший и хочу туда попасть.
  • Что значит жить "здесь и сейчас"?
  • Когда "все не так, как хочется"...или взросление души
  • Сколько стоит психолог (или как можно за "поболтать" такие деньги "отваливать")?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь