Работа школьного психолога с "восточными" девочками

Автор статьи: Чинючина Алина

Один из очень «веселых» вопросов в работе школьного психолога – работа с национальными «восточными» семьями.

Представьте себе девочку-подростка, которая видит, какой жизнью живут ее одноклассницы - мальчики, развлечения, соц.сети, телефон и хихикалки в обсуждении парочек. И соответственно хочет жить так же сама, и это нормальное желание. Но девочка - из «восточной» семьи, которая давно или не очень приехала в Россию. Неважно, какая именно это национальность – таджики, узбеки, армяне, грузины или кто-то еще. Неважно, какой уровень достатка и как долго родители уже живут в России (бывает так, что мать и дети – здесь, а отец возвращается на родину, бывает наоборот). Из семьи, в которой нельзя общаться в интернете, телефон нужен только как средство связи, на мальчиков смотреть нельзя, потому что мужа в 18 лет тебе выберут родители и выдадут тебя замуж за того, кого найдут сами. Подружки тоже часто рассматриваются под микроскопом на предмет тайных пороков. А еще обязательно слушаться братьев (тем более старших), потому что "он мужчина", убирать за ними все и везде, не сметь спорить.

Про мальчиков в таких семьях мы сейчас не говорим. Их воспитывают иначе, степень ответственности у них другая, степень свободы – тоже, и хотя вопрос это тоже сложный, но речь не о том. С учебой бывает по-разному. Иногда родители настроены на то, чтобы в 8-9 классе уже забрать девочку из школы; раньше так и делали, но теперь социальные службы жестко пресекают такие вещи (а после 9 класса школа обязана отчитаться, куда подросток устроен учиться или работать, если ему нет 18 лет). Иногда родители нацеливают девочек на дальнейшее образование, но часто это бывает по принципу "девушки нашей национальности обязаны учиться только на отлично" или «эта профессия мужская, нашим девочкам туда нельзя». Но все-таки, тем или иным образом, 9 и даже 11 классов девочки заканчивают, кто-то поступает даже в институт… «чтобы было высшее образование», такие жены ценятся потом выше, чем «необразованные».

И – жесткий контроль. Никуда, кроме школы; подружки жестко фильтруются; телефон, интернет под запретом; к мальчикам близко не подходи; никаких классных часов и совместных мероприятий, тем более поездок. И девчонки начинают бунтовать - им хочется местной свободы, а тут - пресс "национальных традиций". А родители порой и за ремень (или что похуже) хватаются. И хорошо если удается решить дело миром, а то и доходит до беды, вплоть до травмопунктов или побегов из дома.

Школа, соц.защита, опека и прочие официальные службы, конечно, обязаны вмешиваться. В идеале. А реально – руководители часто занимают позицию «не лезьте, это их национальные обычаи, их нужно уважать». Родители девочек на вызовы в школу реагируют резко негативно: «это наше семейное дело, мы сами разберемся». А часто бывает еще и так, что, прожив в России десять, пятнадцать лет, мать очень плохо говорит по-русски или не говорит вообще; с "внешним миром" общаются, в основном, отцы. Ну и что делать?

Вмешаешься – «неуважение к традициям семьи», не вмешаешься – дело может кончиться бедой.

Мне думается, работа здесь должна вестись комплексная, и не только на уровне школы, но и на уровне государства. Программы адаптации мигрантов; встречи семей (именно семей, с участием родителей) с психологами; совместные действия социальных педагогов, психологов и учителей, которые преподают в классах, где учатся такие девочки.

Работу школьного психолога, на мой взгляд, нужно вести в двух направлениях. Первое – развитие личности, осознание себя и своих действительных, а не навязанных желаний. Обучение навыкам неконфликтной коммуникации. А второе направлено на то, чтобы девочка не потеряла связь с семьей, потому что в этот период отношение к родителям у нее резко отрицательное. Осознание своей принадлежности к роду, любви к родителям и желание идти на компромисс.

Главное, чтобы школа не оставалась с этой проблемой один на один. А у нас сейчас именно так и происходит. И ответственность, как правило, несут школьные психологи, и бывает, что это происходит уже по грустному свершившемуся факту – побег из дома или суицид.

И еще. Я с уважением отношусь ко всем без исключения национальностям, ибо и хороших людей, и плохих хватает у всех. И к традициям тоже. Россия – страна многонациональная, и проблема мигрантов остро стоит сейчас во всем мире. Но все-таки хочется, чтобы люди понимали: если они приехали жить в страну, где есть вот такие и такие обычаи и правила (в том числе и знание языка), то нужно понять и принять эти законы. Потому что теперь они - российские граждане. И жить здесь теперь их детям.



Просмотров: 464
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как понять родителей, если тебе 7-10 лет. "Инструкция" детям, о том, как устроены их родители.
  • Любовь нельзя заесть "Я ем, чтобы жить или живу, чтобы есть"
  • Работа с МАК. "У меня всё отлично!Вот только жить почему - то не хочется..."
  • "Здесь и сейчас" - состояние, в котором "живут" наши сила и спокойствие.
  • "Здесь и сейчас" - состояние, в котором "живут" наши сила и спокойствие.
  • Почему после первой встречи психолога и подростка родители говорят:"Спасибо!"
  • Булимия - болезнь, которой порой "заражают" сами родители.
  • "Семейное захватничество": родители, которые "убивают" своих детей
  • "Делать Своё Дело Здесь и Сейчас"
  • Позиция "даже если", возвращающая желание жить и бороться за себя
  • "Хроники школьного психолога" Рекомендации для классных руководителей 4 классов
  • Что значит жить "здесь и сейчас"?
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • "Где человек прощает человеку любую боль, которая бывает..."
  • Работа с МАК. Техника "Здесь и сейчас"
  • Сколько стоит психолог (или как можно за "поболтать" такие деньги "отваливать")?
  • "Моей зарплаты хватает только для меня одного". Готов ли этот мужчина к созданию семьи?
  • "Сочинил же какой-то бездельник, что бывает любовь на земле"
  • "Как теперь жить?" Расклад для МАК. Работа с кризисом.
  • И по лужам бегать иногда очень полезно! Как правильно говорить ребенку "нельзя".
  • "У кого два хлеба, тот пусть продаст один, чтобы купить цветок нарцисса"
  • Хроники школьного психолога "Работа с притчами-4"
  • Хроники школьного психолога "Работа с притчами-3"
  • Хроники школьного психолога "Работа с притчами-2"
  • Хроники школьного психолога "Работа с притчами-1"
  • Хроники школьного психолога "Работа с притчами"
  • Одинока, потому что "выбрать мужа не из кого, всех породистых щенками разобрали"...
  • "Хроники школьного психолога" Тест-мотив "Судно, на котором я плыву"
  • История о потерянном ребенке: "Мне тоже очень больно!" Случай из практики
  • "Хроники школьного психолога" Тест- мотив "Горная вершина"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь