Сверчок в Нью-Йорке
Один американец шёл со своим другом-индейцем по людной улице Нью-Йорк Сити. Индеец внезапно воскликнул:
- Я слышу сверчка.
- Ты с ума сошёл, - ответил американец, окинув взором переполненную людьми в час пик центральную улицу города.
Повсюду сновали автомобили, работали строители, над головой летали самолеты.
- Но, я правда слышу сверчка, - настаивал индеец, двигаясь к цветочной клумбе, разбитой перед причудливым зданием какого-то учреждения.
Потом он нагнулся, раздвинул листья растений и показал своему другу сверчка, беспечно стрекочущего и радующегося жизни.
- Удивительно, - отозвался друг. - У тебя, должно быть, фантастический слух.
- Да нет. Всё зависит от того, на что ты настроен, - объяснил он.
- Мне трудно в это поверить, - сказал американец.
- Ну смотри, - сказал он и рассыпал по обочине тротуара пригоршню монет.
Тут же прохожие завертели головами и полезли в свои карманы проверить, не у них ли просыпались деньги.
- Видишь, - блеснули глаза индейца, (предложить свой вариант) - всё зависит от того, на что ты настроен.
Гранаты
Один ученик пришел в дом к некоему суфийскому врачу и попросил обучить его врачебному искусству.
- У тебя не хватит терпения наблюдать за тем, чему следует обучаться в нашем деле, - сказал суфий.
Но юноша умолял суфия, и тот взялся за обучение. Спустя несколько лет молодой человек почувствовал, что готов применить на практике кое-что из усвоенного в науке врачевания. Однажды к дому суфия направился какой-то человек. Увидев его еще издали, суфий сказал:
- К нам идет больной. Его можно исцелить гранатами.
- Вы поставили диагноз, - сказал ученик, - позвольте же мне назначить ему курс лечения, и таким образом сделать половину работы.
- Хорошо, - ответил суфий, - но только помни, что любое действие должно служить также и иллюстрацией.
Как только пациент подошел к дому, ученик встретил его, завел в дом и сказал:
- Ты болен. Тебе нужны гранаты.
- Гранаты?! - завопил больной. - Сам ты гранат!
И в гневе выбежал вон.
Молодой человек спросил учителя, как понимать этот случай.
- Смысл этого случая я проиллюстрирую, когда представится другой подходящий случай, - ответил суфий.
Вскоре после этого ученик и учитель сидели перед домом, как вдруг мастер поднял голову и увидел приближавшегося к ним человека.
- Ну вот, сейчас ты получишь обещанную иллюстрацию, - сказал суфий, - к нам идет человек, которого можно исцелить гранатами.
Пациента пригласили в дом, и доктор сказал ему:
- Я вижу, у вас очень непростая и редкая болезнь... Вам нужна особая диета. Вам надо есть нечто круглое, с маленькими зернышками внутри, что-то такое, что произрастает естественным образом... Может быть, апельсин? Нет, пожалуй, цвет не тот. Лимон? Нет, не подойдет - слишком кислый... А! Нашел - гранат!
Пациент радостно поблагодарил врача и ушел весьма удовлетворенный.
- Мастер, но почему вы сразу не сказали, что ему необходимо есть гранаты? - спросил ученик.
Суфий ответил: (предложить свой вариант)
- Потому, что он нуждался также во времени, а не только в гранатах.
Задом наперед
Насреддина посетило несколько учеников, которые спросили, нельзя ли им послушать его лекции. Он согласился, и они отправились в лекционный зал следом за Муллой, который уселся на ишаке лицом к хвосту.
Люди изумлено глазели на них. Они думали, что Мулла, должно быть, дурак, а ученики, которые следуют за ним, еще большие дураки. Кто, скажите на милость, пошел бы следом за человеком, сидящим на осле задом наперед?
Очень скоро ученики почувствовали себя неловко и сказали Мулле:
- О Мулла! На нас смотрят люди. Почему ты едешь таким образом?
Насреддин нахмурился.
- Вас больше интересует, что думают о вас люди, а не то, (предложить свой вариант) что мы делаем. Если вы пойдете впереди, вы выкажете этим неуважение ко мне. Если бы я шел сзади, было бы то же самое. Если бы я ехал впереди спиной к вам, это было бы неуважение к вам. Этот - единственный способ.
Утиный суп
Родственник Насреддина пришел к нему из деревни навестить его и принес ему утку. Насреддин был очень благодарен, сварил утку и съел ее вместе с гостем.
Вскоре появился еще один гость. Как он сказал, он был другом «того человека, который дал тебе утку». Насреддин также накормил его.
Так случалось несколько раз. Дом Насреддина стал похож на ресторан для гостей, живущих за городом. Каждый из них приходился в той или иной степени другом первоначальному жертвователю утки.
Наконец терпение Насреддина иссякло. Однажды в дверь постучали, и на пороге появился незнакомец.
-Я друг друга друга того человека, который принес тебе из деревни утку, - сказал он.
- Входи, - сказал Насреддин.
Они сели за стол, и Насреддин попросил жену принести суп. Когда гость попробовал его, оказалось, что это ничто иное, как просто теплая вода.
- Что это за суп? - спросил он у Муллы.
- Это (предложить свой вариант) суп супа супа из той утки, - ответил Насреддин.
Молчание
Проходил как-то Будда одной деревней. Собралось несколько человек - его противников, и принялись они горячо и зло оскорблять Будду. Он молча слушал очень спокойно. И из-за этого спокойствия им стало как-то не по себе. Возникло неловкое чувство: они оскорбляют человека, а он слушает их слова, как музыку. Тут что-то не так.
Один из них обратился к Будде: «В чём дело? Ты что, не понимаешь, что мы говорим?» «Именно при понимании возможно такое глубокое молчание, - ответил Будда.- Приди вы ко мне десять лет назад, я бы бросился на вас. Тогда не было понимания. Теперь я понимаю. И из-за вашей глупости я (предложить свой вариант) не могу наказывать себя. Ваше дело - решать, оскорблять меня или нет, но принимать ваши оскорбления или нет - в этом моя свобода. Вы не можете их мне навязать. Я от них просто отказываюсь; они того не стоят. Можете забрать их себе. Я отказываюсь принимать их».