Дорогие родители и все кто будет читать эту статью, я , психолог, семейный терапевт хочу рассказать, сегодня, о семье как о системе и о семейной терапии, которая предполагает возможность терапевтической помощи ребенку или взрослому пациенту через его семью, в которой он заболел или получил какие- то отклонения. В фокусе оказывается вся семья. В семье мы рождаемся, получаем определенные навыки, усваиваем правила, которые заведены в этой семье и передаются из поколения в поколение, растем и наконец, взрослея, создаем свою семью, копию родительской. Мы все дети из своей семьи и все, рано или поздно , становимся родителями и поэтому очень важно понимание детско- родительских отношений. Идентифицированный пациент( т. е. тот, по поводу которого семья обратилась к семейному терапевту) рассматривается как элемент дисфункциональной семейной системы. Сразу дам характеристику функциональной семьи- это та семья, которая справляется с поставленными перед ней внешними и внутренними задачами. В семьях, где ребенок представлен как идентифицированный пациент, его симптомы часто маскируют конфликт между родителями и в результате ребенок становится семейным " козлом отпущения". Допустим, между родителями есть ряд нерешенных проблем, они " застряли" и их брак находится под угрозой. У ребенка в ответ могут возникнуть свои трудности, которые отвлекут родителей от их конфликтов и заставят обратиться к его проблемам. Напряжение в семье несколько уменьшится, что позитивно подкрепит и зафиксирует проблемы ребенка. Приведу пример: девочке 9 лет, с трех лет страдает бронхиальной астмой. Где только и чем родители не лечили своего ребенка, но безуспешно. По счастливой случайности вся семья оказалась на семейной терапии. В циркулярном интервью я спросила девочку: " Есть такие дни, когда ты не болеешь?- Да, когда родители не ссорятся". Постепенно проблемы ребенка затмевают даже разногласие супругов , и они начинают демонстрировать псевдосотрудничество по отношению к этой ситуации. Если все это продолжается в течение длительного времени, то может возникнуть миф об идеальной семье, в которой есть только одна проблема- это "болезнь" или поведенческие трудности ребенка. Приведу еще один пример, который довольно часто встречается в моей практике: ребенок идет в первый класс первый раз- это очень волнительно для всей семьи! И часто это сопровождается кризисом семьи, если до этого момента было несогласие в воспитании ребенка между родителями, то оно становится явным. Родители впервые ( если это первый ребенок и к тому же единственный) переживают факт того что они могут остаться наедине с собой и своими чувствами, и что с этим делать? В наше время мамы очень часто не работают, занимаются воспитанием детей до школы и вот теперь, когда ребенок не требует столько внимания, встает вопрос выхода ее на работу. И такая перспектива может ее напугать( возможно утрачена квалификация, нет подходящей вакансии, время " ушло вперед"). Но возможно и муж , довольный и счастливый, что жена всегда дома, привыкший к этому, опасается ее выхода на работу, боится потерять над ней контроль. Ребенок берет эти страхи на себя, развивается школьная фобия.
Еще хочу затронуть щекотливую тему- трудные супружеские взаимодействия в сексуальной сфере. Это тонкая сфера, потому что имеет отношение к самооценке. Неудовлетворенная сексуальная близость, так бывает. Супруги любят друг друга, уважают, находят общие интересы, а вот интимные отношения не сложились! Рождается ребенок. Они очень любящие родители и выполнение родительских функций их объединяет, придает смысл их жизни, дает возможность им общаться друг с другом. Когда у ребенка проблемы родители объединяются и помогают ему. Они вместе и это радует их. Но наступает ночь, ребенок ложится спать, родители остаются наедине друг с другом- это опасно- надо выяснять интимные отношения, выполнять супружеский долг, возрастает напряжение. И тогда на помощь приходит телевизор! Мама, папа и телевизор! И опять все хорошо! Проблема возникает, когда нет электричества.
Множество симптоматических паттернов, таких как алкоголизм, , инцест, физические симптомы, насилие и суициды, нередко повторяется из поколения в поколение. Узнавание и исследование таких паттернов может помочь семье понять, какие способы адаптации она использует , и избежать повторения неприятных моделей в настоящем и их перехода в будущее, освоив другие способы совладания с ситуацией. Наследие " семейных программ" может оказывать серьезное влияние на ожидание выбора в настоящем. Так, например, девочка, происходящая из семьи, где в нескольких поколениях были разводы, может воспринимать развод почти как норму. Если в родительской семье было насилие , то скорее всего ребенок , создав свою семью , тоже встретится с этой проблемой. Если муж "поднимал руку" на свою жену и применял физическое наказание к детям, то мальчики, выросшие в такой семье тоже будут " поколачивать" своих близких. Если в родительской семье папа был алкоголиком, то сын, скорее всего тоже будет злоупотреблять спиртными напитками, а дочь такого папы выйдет замуж за алкоголика. Каждый из нас как бы воспроизводит ситуацию родительской семьи во взаимоотношениях и в браке. Иногда полностью повторяя, иногда только ключевые моменты. И чем труднее опыт, вынесенный из родительской семьи, тем с большими проблемами и трудностями мы сталкиваемся в собственной семье. Изучение семейной истории, построение генограммы( /Мюррей Боуэн /специальная форма записи информации) , циркулярное интервью, может дать ключи к пониманию природы таких паттернов и прояснить как симптомы могут появляться, сохранятся некоторые стереотипы взаимодействия или защищая определенное " наследство" предыдущих поколений. Дорогие родители, если у Вас ребенок часто болеет, есть трудности в обучении, поведении , задумайтесь, что происходит в вашей семье? Что с вашими взаимоотношениями? В семье "главную скрипку" играет супружеская пара! Если родители смотрят друг на друга с любовью, ребенок счастлив и здоров! Я всем этого желаю. А, если у вас есть похожие, описанные здесь симптомы, бегом к семейному терапевту.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.