|
Вегетотерапия В. РайхаАвтор статьи: Салиева Елена Олеговна
Вильгейм Райх австрийский психолог основатель психотерапии ориентированной на тело, был психоаналитиком, ученик Фрейда. Во время второй мировой войны переехал жить и практиковать в Америку. Вильгельм Райх родился в селе в Австрии, семье среднего достатка. Его отец Леон Райх занимался сельским хозяйством, его мать Цецилия Ронигер была из светского общества Вены. Родители В. Райха познакомились в Вене на одном из балов, после этого поженились и уехали жить в сельскую местность, где отец купил ранчо. В селе у них родилось два мальчика, Вильгейм и его брат. Дети росли в изоляции, с соседскими детьми не общались. Вильгельму было 14 лет, когда однажды он увидел, как его мать занимается любовью с домашним учителем Вильгейма и брата, о чем он рассказал за ужином отцу. Между родителями того же вечера был сильный конфликт, утром его мать повесилась. Вильгейм очень любил свою мать, был к ней очень привязан, боготворил ее. Смерть матери Райха сломала отца, через какое-то время он заболел воспалением легких, после выписки из больницы он пошел ловить рыбу, и целый день простоял в холодной воде по пояс, осложнения перешли в туберкулёз и отец Райха вскоре умер, а двое детей Вильгейм и его брат стали полными сиротами. К этому времени дела на ранчо шли уже совсем плохо, и они решили, что Вильгейм поедет учиться в Вену, где он поступил в Венский университет, а через год уже Вильгейм был уже членом Венского Психоаналитического общества, которое создал Фрейд. Практически в это время он начал психоаналитическую практику. Через 4 года получив медицинскую степень, он стал первым ассистентом Фрейда, и в том же году Райх основал в Вене свою клинику. Фрейд со своими учениками часто конфликтовал, если те имели свои взгляды и настаивали на них, Райх также не избежал конфликта с Фрейдом. В своих работах Райх подчеркивал важность связи характера человека с его физическим строением. Он обратил внимание на движения, которые выполняет человек, когда ему задается какой-либо вопрос. Он говорил о хронических мышечных зажимах, которые называл телесным панцирем. Он считал, что общество играет огромную роль в сознании запретов, которые касаются инстинктивной – в особенности сексуальной – жизни человека. Он считал, что основа каждого невроза - это отсутствие сексуального удовлетворения. Райх умер в Америки в возрасте 60 лет. Много работая над собой, он так и не смог простить себе смерть своей матери. И всю свою жизнь стремился к смерти. Когда в Америке ему предъявили обвинение, что он использует не лицензионные методы лечения своих больных, на суде, не послушав своего адвоката, выступил практически против самого себя, пытаясь разъяснить судье, какие методы в лечении пациентов он использует. Его приговорили к двум года заключения, в тюрьме он скончался. ХАРАКТЕР По Райху характер - это привычные установки и отношение человека, его постоянных привычек (паттернов), его реакций на различные жизненные ситуации. Характер включает сознательное мировосприятие, идеи и ценности, стиль поведения, например застенчивость или агрессивность. А так же привычные физиологические позы и движения. «Форма поведения человека, «как» формы общения всегда являются первичными чем то, что человек говорит о себе. Слова могут лгать, способ, которым человек себя выражает, никогда». Фрейд впервые раскрыл понятие характер, а Райх первый психоаналитик, который интерпретировал функции характера и его природу в своей работе. Он считал, что в работе с клиентом гораздо важнее понимать структуру характера клиента, чем анализировать симптомов, с которыми тот пришел. ХАРАКТЕРНЫЙ ПАНЦИРЬ Теория Райха заключалась в том, что характер создает свои защиты против внутреннего беспокойства, вызванного у ребенка интенсивными сексуальными чувствами, которые сопровождаются страхом наказания. Основной защитой, которая временно обуздывает сексуальные импульсы, против этого страха – это подавление. В момент подавления эмоций идет сильное напряжение, которое сковывает мышцы, и это напряжение, блокируя эмоции, делает мышцы ригидными, а ригидные мышцы формируют мышечный панцирь. По мере развития и взросления ЭГО-защиты у каждого человека становятся постоянными и переходят на автоматические действия, и можно сказать, что они развиваются в черты характера или как говорил Райх в характерный панцирь. Его представление о характерном панцире подразумевает все подавляющие и защитные силы, которые, организованны в связанный паттерн ЭГО. Например, на какие-то определенные события в жизни человек ведет себя одинаковым образом, или например, у него складываются похожие отношения с противоположным полом. И понимание того, что это именно его стереотипное поведение, реакция и поступки приводят к одинаковому развороту событий, он это не осознает. «Установления характерной черты, … когда человек во взрослом возрасте это начинает осознавать, то происходит разрешение проблемы, что делает процесс подавления ненужным. Но в детстве при каких-то взаимодействиях с родителями может превратить однажды установленное подавление в принятую в ЭГО, формацию». «Любой конфликт, который произошел или действовал в детский период жизни, оставляют следы в характере человека всегда, и, как правило, эти следы проявляются в форме ригидности (жесткости, неосознанного напряжения)». Невротические симптомы не являются характерными чертами. Невротические симптомы, например страхи, фобии, для человека нечто чуждое и инородное в душе, а характерные черты - это может проявляться как преувеличенная любовь к порядку или, например тревожная стеснительность, именно они воспринимаются как составные части личности. Конечно, можно жаловаться на застенчивость или стеснительность, но эта застенчивость не является бессмысленной или патологической, как невротический симптом. Характерные защиты достаточно трудно поддаются удалению, так как они, как правило, хорошо рационализированы человеком и являются частью представления о себе. Райх всегда старался, чтобы пациент увидел свои характерные черты. Часто он имитировал их или позы клиентов, просил клиента повторить и увеличить штамп или напряжение в позе. Как только человек перестает воспринимать характерный ему как само собой разумеющийся способ поведения, вот тогда у него возникает стремление к изменениям. ОСВОБОЖДЕНИЕ (РАСПУСКАНИЕ) МУСКУЛЬНОГО ПАНЦИРЯ По мнению Райха любое характерное отношение имеет свою позу и что характер человека в его теле выражается в виде мышечного напряжения или в виде мускульного панциря. Работая с расслаблением тела, Райх использовал не только различные упражнения на разные участки тела, прямое воздействие на напряженные мышцы, но так же он делал психоаналитическую работу. Он обнаружил, что при расслаблении мышечного панциря, происходит освобождения большого количества энергии, которая уходила на то, чтобы поддерживать это напряжение. И эта энергия очень помогает психоанализу. Психотерапевтическая работа Райха все больше и больше перемещалась в освобождение от эмоций, посредством работы с телом и психоанализа. Применяя психоанализ к физическим позам, он в деталях анализировал позу клиента и все его физические привычки, для того чтобы тот мог осознать, как подавляет свои жизненные чувства в этих частях тела. При усилении определенного зажима, Райх просил клиента почувствовать его и выявить чувства и эмоции, которые связаны с этой частью тела. После того, как подавляемая человеком эмоция и чувства находили свое выражение, хронический зажим или напряжение уходили. Постепенно Райх начал работать напрямую с зажимами мышц, разминая их руками. Таким образом, постепенно высвобождая зажатые там эмоции. «Мышечный панцирь может лежать глубоко, а может быть поверхностным, твердым как железо или мягким как губка. В каждом случае - это защита от неудовольствия. И за эту защиту организм платит потерей своей способности получать удовольствие». Именно Райх сказал, что полноценный сексуальный оргазм, который оздоравливает психическое и физическое здоровье человека, это когда оргазмирует все тело, а не то, что принято считать оргазмом в области гениталий. «Наконец я понял, что на самом деле физическая ригидность является подавлением своих эмоций. Обратившиеся ко мне за помощью клиенты, все без исключения, говорили, что в процессе работы с телом, у них всплывали болезненные воспоминания периодов детства, те периоды, когда они научились подавлять свои эмоции: ненависть, тревожность, любовь. Подавление эмоций они делали определенными действиями, например сдерживанием дыхания, напряжения мышц живота и др. И я вновь и вновь поражаюсь, как освобождая ригидные мышцы, освобождается не только вегетативная функция (восстанавливается нормальное дыхание или уходит напряжение живота), но так же при освобождение ригидных мышц от напряжения приходит воспоминание о какой-то ситуации в раннем детстве. И именно в этой ситуации человек использовал для подавления этот зажим. Если говорить о сексуальном контакте, то опираясь на свой большой клинический опыт, могу утверждать, что в нашем обществе, редком случае половой акт основан на любви. А половая жизнь «современного» человека, к сожалению, пропитана эмоциями гнева, ненависти, садистическими эмоциями и состязательностью». Райх говорил, что «оргастическая потенция» - это способность человека отдаваться потоку его биологической сексуальной энергии без какого-либо подавления, это способность полной разрядки сексуального возбуждения, которая проявляется в непроизвольных движениях тела, приносящих удовольствие человеку. По мере того, как распускается панцирь у человека и развивается оргастическая потенция, спонтанно меняются многие стороны его личности. И на место жесткого, ригидного невротического контроля, у человека проявляется способность к саморегуляции. Если до этого естественная саморегуляция человека противоставлялась требованиям принудительной морали, то расслабленный человек, как человек естественный ведет себя только в соответствии со своими внутренними чувствами, не следуя требованиям, которые устанавливают им другие. При прохождении райхианской терапии, клиенты которые были склонны к сексуальной неразборчивости, приобретали большую чувствительность, и были способны привязываться. Они спонтанно стремились к более полноценным и продолжительным отношениям. Люди, которые состояли в лишенных любви браках, не могли больше вступать в близость только из чувства долга. Мы же не боремся за то, чтобы наше сердце билось, мозг работал, двигались ноги, точно так же можно сказать, что борьба за искание правды в нас не ведется. Истина уже в нас, она живет так же, как в нас есть наше сердце, и наша правда, работает так же как наши ноги или сердце. Каждый взрослый человек способен защитить себя, если ему это необходимо. Когда человек это понимает, то защиту, которую он использовал в детстве в виде напряжения, блокирования и подавления перестает быть необходимой, и тогда она может быть снята. Говоря о сексуальности, можно сказать, что если человек проработал свой Эдипов комплекс, и этот комплекс не подавляется, то он не обладает сильным зарядом, а это значит, что у человека появляется способность выстраивать отношения с теми партнерами противоположного пола, к кому он испытывает чувства без страха. А его суперэго «утверждает нашу сексуальность» и действует в полной гармонии с ИД. И у человека появляется способность свободно и полноценно ощущать сексуальный оргазм, у него происходит полностью разрядка имеющегося либидо. Кульминацией сексуальной активности является именно способность отдаться своему сексуальному опыту, позволить проявляться непроизвольным движениям, не блокируя их напряжением. У человека защищенного панцирем движения тела принужденные, иногда даже насильственные. Во время своей работы с мышечным панцирем Райх увидел, что при освобождении хронически зажатых мышц человек начинает ощущать тепло или холод, зуд или покалывание, а даже эмоциональный подъем. Райх полагал, что это происходит в результате высвобождения биологической энергии. И он считал, что разрядка биоэнергии, это стадии сексуального возбуждения и оргазма. Эту разрядку он назвал «формулой оргазма». При физическом контакте в обоих телах нарастает энергия, которая разряжается в оргазме, что является феноменом биологической разрядки. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОСТ Рост Райх рассматривает как процесс распускания психологического и физического панциря. При распускании мышечного панциря постепенно человек становится свободным и открытым, он обретает способность наслаждаться полноценным и удовлетворяющим оргазмом, а значит, он начинал наслаждаться жизнью в целом. Мышечный панцирь, про который говорил Райх, формируется в семи защитных сегментах, которые состоят из мышц и органов которые имеют функцию выражения. Это ряд семи колец. Основные сегменты панциря это: глаза, рот, шея, грудь, диафрагма, живот и таз. Райх считал, что органная энергия естественно течет по телу вверх-вниз вдоль позвоночника. Кольца панциря препятствует этому естественному току энергии. 1. ГЛАЗА. В глазной защитный панцирь включены мышцы глаз, и лба, проявляется в виде «пустого» взгляда как бы мимо и неподвижности лба. Человек не хочет видеть то, что вокруг него. Часто проблемы со зрением. 2. РОТ. В оральный сегмент водят мышцы нижней и верхней челюсти, подбородка, мышцы горла, затылка. Как правило, челюсть либо излишне сжата или неестественно расслаблена. Оральный сегмент не дает выходу эмоциональному выражению плача, крика, гнева, а также кусании, сосании и гримасничаний. 3. ШЕЯ. В шейный сегмент входят глубинные мышцы шеи и мышцы языка. Шейный защитный панцирь сдерживает крик, плач, гнев. Шейный сегмент не дает выражать себя человеку. 4. ГРУДЬ. В грудной сегмент входят вся грудная клетка, широкие мышцы груди, межреберные мышцы, мышцы плеч, лопаток и полностью руки с кистями. Грудной сегмент сдерживает эмоции: смех, гнев, печаль, страстность. Посредством сдерживание дыхания происходит подавление любой эмоции, и это осуществляется в груди. 5. ДИАФРАГМА. Сегмент диафрагмы включает мышцы диафрагмы, некоторые внутренние органы, солнечное сплетение, мышцы, поддерживающие нижние грудные позвонки. Выгнутость позвоночника вперед говорит о защитном панцире. Выход человеку сделать всегда труднее, чем вдох. В сегменте диафрагмы удерживается сильный гнев. 6. ЖИВОТ. В сегмент живота входят мышцы спины, широкие мышцы живота, мышцы по бокам тела и поясничные мышцы. Панцирь в сегменте живота связан со страхом падения. В этом сегменте панциря идет подавление злости и неприязни. 7. ТАЗ. В тазовый сегмент входят все мышцы таза и нижние конечности. Таз более втянут назад, как бы торчит сзади, когда защитный панцирь очень сильный. Таз «мертвый», бисексуальный. Этот сегмент панциря подавляет удовольствие, возбуждение и гнев. Райх обнаружил, как панцирь как распускается панцирь, у людей меняется стиль жизни и все их бытие. Конечно, освободиться от панциря возможно, но возможно выбраться из ловушки, только тогда когда ты понимаешь, что находишься в ловушке. А ловушка - это структура характера человека. И единственное что нужно, для того чтобы выбраться из ловушки, требуется узнать свою структуру, придет понимание почему так поступаешь в определенных ситуациях и вот тогда-то и можно найти выход. Жить становится гораздо легче, когда ты понимаешь и знаешь себя. Если говорить о сегментах панциря, то они ограничивают свободный ток энергии в теле, а ограничение тока энергии вдет к ограничению свободного выражения эмоций. Тогда в детстве, когда ребенок полностью зависел от своих родителей, ему надо было как-то выжить в этой семье, и посредством подавления он блокировал выражения своих чувств, которые испытывал. И именно тогда, в детстве он установил эти защиты от захлестывающих его чувств. Напряжение становится его физической и эмоциональной смирительной рубашкой по жизни. Как часто когда мы говорим ребенку «тихо, не кричи, не плачь, что скажут люди, это некрасиво, хорошие дети так себя не ведут», мы даже не осознаем того, что мы не даем ему выражать свои чувства, мы заставляем его блокировать их, мы родители сами способствуем формированию этого защитного панциря у своего ребенка. Но по мере того, как начинают распускаться первые панцирные блоки, потоки органной энергии и ощущения у человека развиваются все больше и больше. Райхианская терапия направлена на распускание панциря в каждом сегменте. Работа с панцирем строится сверху вниз, начиная с глаз, и заканчивается тазом. Каждый сегмент независим друг от друга. Работа с распусканием панциря идет через усиление дыхания, что позволяет накопить в теле большой заряд энергии, при прямом воздействии на хронические мышечные зажимы, а также поддержания психоаналитического контакта с клиентом. Основной критерий психологического и вегетативного здоровья, является способность реагировать и действовать как цельное существо, Имеется в виду биологических функций, напряжения и разрядки. Нарушение восприятие себя, как правило, исчезают лишь тогда, когда полностью у человека развивается рефлекс оргазма. При восстановлении единства оргастического рефлекса посредством терапии, возвращается ранее утерянное чувство глубины и искренности. Все люди после терапии вспоминали периоды своего раннего детства, когда их ощущение единства не было разрушено. Глубоко тронутые своими чувствами и ощущениями они начинали рассказывать свои воспоминания, как будучи еще маленькими детьми, они ощущали единство с природой и со всем, что было вокруг них. Когда они были «живыми», и как впоследствии это ощущение себя было разбито на куски, а потом полностью разрушено обучением. Люди, которые начинали чувствовать, начинали понимать, что жесткая мораль общества, которую раньше они считали само собой разумеющейся, становится чуждой и неестественной для них. У них меняется все, стиль жизни, мировосприятие и мироощущение. Они меняли отношение к своей работе. Те, кто раньше ходил на работу механически, увольнялись с нее и находили себе новую, которая была более живая и соответствовала их внутренним желаниям. А люди, кого интересовала их профессия, приобретали новый интерес к своей работе и новые способности. Защитный панцирь является основным препятствием для роста человека. Человек, зажатый своим панцирем, не способен выразить никакие эмоции, даже самые простейшие. Он не может сделать вдохнуть удовольствия. В порыве гнева он даже не может закричать. По мнению Райха, что традиции, образующие основу нашей цивилизации религия и наука, являются ложными. И эти традиции способствуют формирования у людей защитного панциря. Второе препятствие, которое не дает роста и развития человеку - это подавление им своих естественных инстинктов и своей сексуальности. Это подавление происходит в течение основных трех фаз жизни: в раннем детстве, в подростковый период и в течение взрослой жизни. Райх утверждал, что люди, которые выросли в семейной системе, которая полностью или частично отрицала жизнь и секс, как правило, создают себе страх удовольствия. Панцирь характера - это беспомощность, одиночество, страх ответственности, поиски авторитетов, сексуальные страдания, мистические стремления. Надо понимать, что внутренний конфликт, который мы испытываем внутри себя, между нашими желаниями и нормами морали общества, и создает этот защитный панцирь, который отрезает нас не только от этих страданий, но так же и от нашей внутренней природы. Раскол в современном социальном мире, где природа и культура, сексуальность и успех, инстинкт и мораль считаются несовместимыми. А ожидания человека, что когда-нибудь наступит все-таки единство культуры и природы, морали и сексуальности, работы и любви остается несбыточной мечтой. Подводя итог можно сказать, что пока мы отвергаем удовлетворение своих биологических требований естественной сексуальности, то истинная демократия и ответственная свобода остаются нашей иллюзией... Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|