|
Мои первые шаги как психоаналитикаАвтор статьи: Бутобаева Динара Нурлановна
Начну с того, что мое второе образование – психолог. Что привело меня на эту специальность?- спросите вы. Отвечу не тая, искренне и правдиво: мое первое образование- дань обществу, дань необдуманности и незнания жизни, дань родителям, дань моде и престижу профессии… в общем, что угодно, только не осознание самого себя в выборе и самовыражения себя в профессии. Только с годами, и лишь опыт жизни нас учит: кто ты и что ты, зачем и почему, для кого и для чего.. И на пути поиска своего вопрошания ответы привели меня к дверям кафедры психологии Павлодарского Государственного Университета. Что дало мне это образование? Много и многое - открыло двери в будущее: как в духовном, так и в профессиональном плане. В духовном плане получила огромный опыт (как теоретический, так и практический) в подтверждении для себя своего интуитивно-направленного взгляда на философскую психологию, ее становления и развития в своих научно-теоретических взглядах в отношении, как на психологию, так и философию, в целом. Многие, возникаемые сознанием вопросы, были подтверждены на производственной практике во время работы с людьми или подвергались жесткой проверке внутреннего цензора. Духовное удовлетворение привело к «дверям» профессионального познания и становления на пути к избранной жизненной дороге, а также возможности профессиональной самореализации как таковой самой личности в человеке, так и его сущности. Это дало мне уверенность и твердость в убеждении о необходимости и нужности данной специальности как психоаналитик (психолог), как и важности и актуальности по сей день философии. В настоящее время, когда весь мир, втянутый в кредитование, и переживая последствия экономического кризиса, повергнут в шоковое состояние, для нашего общества и народа не меньше поводов для потрясений с которыми связаны такие слова как «кредит», «безработица», «сокращение», «безденежье» и др. Все это, подвергает людей, начиная от депрессии до суицида. Стресс, депрессия, страх – эти понятия сейчас почти на языке у каждого. Сплошь и рядом замечаем услышанные нами слова: "я пережила такой стресс!", "у меня депрессия", "у моего ребенка появился страх". Но реже мы слышим, как люди произносят такие слова как психолог, психотерапевт, психиатр или психоаналитик, логистик.. Некоторые, просто боятся об этом говорить, но все чаще и чаще люди стали испытывать потребность и понимание в сущей необходимости в квалифицированной помощи, в консультации либо просто в совете психолога. Все больше с течением времени возрастает число разводов, и среди них как пары, сложившиеся еще в постсоветское время, так еще «вчера» зарегистрировавшиеся. У всех наблюдается просто глобальная «депрессия», только поводы разные. Психопатологическими синдромами страдает почти каждый второй: тревожная депрессия, садомазохизм, мужской гомосексуализм, невроз навязчивых состояний, конверсионная и тревожная истерия, импотенция, фригидность, даже тенденция к членовредительству… Но сможем ли мы быть сами себе психологами? – вот это тот вопрос, который позволяет нам посмотреть на себя критично и поставить возникшую или стоящую, и ждущую давно своей очереди, проблему перед самим собой. И насколько честен, правдив, истинен и объективен будет наш ответ, ровно настолько приблизимся к решению проблемы в спасении своей души, жизни и судьбы. И, тогда я поняла самое главное в своей жизни– для того, чтобы реализоваться во всем, удовлетворяясь и живя «по-настоящему» необходимо познать саму себя, и ее поиск вывел к психологии, прокладывая дорогу осмысления в потребности освоения специальности психолога. Во время производственной практики получила огромный опыт в подтверждение интуитивно -направленного взгляда на философскую психологию, ее становления и развития в своих научно -теоретических взглядах в отношении на психологию и философию в целом. Тогда наша работа была нацелена на трансперсональную психологию- одной и мощных направлений современной психологии, где синтезирующую идею составили идеи Отто Ранка (травма рождения ), аналитической психологии Карла Густава Юнга и философские идеи неклассической современной физики (принцип дополнительности) Вернера Гейзенберга и Дэвида Бома. Основатель трансперсональной психологии — психолог и философ Станислав Гроф — в 1960-е годы эмигрировал в США из Чехословакии и там возглавил отделение психиатрических исследований в Психиатрическом исследовательском центре в штате Мэриленд. Многие, возникаемые сознанием вопросы, были подтверждены на практике во время работы с людьми. Н-р, люди, зачисляемые психиатрией в невротики и психотики - это в основном те, которые спонтанно встретились с мощным духовным опытом и не сумели справиться с ним. Представления о духовном кризисе, в которых трансперсональная психология показало новаторство, рассматриваются не как ненормальности, а как стадии эволюционного процесса стремительного преображения психики; что множество классифицируемых традиционной психиатрией заболеваний, таких как функциональные (неорганические) неврозы и психозы зачастую являются не болезнями, а кризисами роста. А традиционная психиатрия, нечувствительная к этому процессу, в своих классификациях замораживает его отдельные фазы как различные виды патологии. Мы в своей работе методом трансперсональной психологии обращались к различным системам воздействия на тело и мышление, чтобы изменить или расширить сознание, а также использовали западные и восточные техники медитации и визуализации, йогические дыхательные и физические упражнения, техники преодоления линейности мышления и т.д., где сутью было развитие человеческого потенциала через понимание того, что если мы хотим глубже постичь истинное значение жизни, то исходным пунктом должно быть наше сознание, а шире - наш индивидуальный опыт. Ну, а так как в своей основе философских представлений трансперсональной психологии лежит юнгианская идея о том, что сознание не тождественно мозгу. Уже сам Юнг в разработанном им учении о коллективном бессознательном в значительной степени отошел от европейской (картезианской) традиции понимания сознания и в своих идеях использовал элементы восточных философских учений: махаянического буддизма, неоведанты, санкхья, даосизма, философии китайской классической “Книги перемен”. Общим для всех этих представлений, во-первых, явилось учение о карме, то есть о том, что жизненный путь души человека претерпевает бесконечное множество превращений, рождений, смертей, и, во-вторых, то, что сознание человека, его душа в большой степени определяется особенностью протекания его кармических воплощений. (Естественно, что Фрейд, воспитанный в позитивистских традициях ХIХ в., не мог принять подобного рода идей — отсюда их резкий разрыв с Юнгом.) А Гроф углубил и как философски, так и клинически. Конкретно одна из методик психотерапии Грофа - ЛСД-терапия. Из истории: пациенту, страдающему тем или иным психическим расстройством, под строгим наблюдением врача и нескольких ассистентов на протяжении нескольких сеансов дают определенную дозу наркотика ЛСД, под воздействием которого пациент погружается в измененное состояние сознания. Здесь и начинается собственно применение методики Грофа. Как правило, при таких сеансах пациент испытывает глубокие психологические и нравственные страдания. Его посещают кошмарные зрительные образы, как правило мифологического характера, но иногда и исторического — картины войн, пыток в концлагерях, геноцида. Пациент может кричать, биться в конвульсиях, вырываться из рук держащих его ассистентов, но по договоренности между ним и врачом сеанс может закончиться только тогда, когда пациент отчетливо произнесет заранее обговоренное слово “хватит” или “достаточно”.Некоторые люди под действием ЛСД неожиданно испытывали яркие сложные эпизоды из других культур, из других исторических периодов, которые имели все качества воспоминаний и обычно интерпретировались как вновь пережитые эпизоды из предыдущих жизней.) В середине 1970-х годов ЛСД-терапия была Грофу запрещена. Тогда он применил другой, древний способ погружения в измененное состояние сознания — так называемое холотропное полное дыхание. Прежде чем приступить на практике к работе я должна была ознакомиться с работами С.Грофа; изучении истоков, побудивших и приведших его к «открытию» заново уже имевших место в истории «методов». Для себя я должна была четко знать, чем я буду заниматься, приемлема ли данная методика для меня самой- своей соотносимостью с моими взглядами. Мне сначала пришлось усомниться в реальности и правильности его подходов: замечу сразу - не в правильности его выводов как трансперсональная психология, а путей достижения этих результатов, так как связанны были с искусственным погружением в измененное состояние сознания с применением таких сильнодействующих препаратов ЛСД-25, а позже и медицинских средств анастезии. После я случайно наткнулась на статью, где интервьюированным был сам С.Гроф, в связи с юбилейной датой (75 лет): «…Я много лет думал, что для необычных состояний сознания необходимы сильные психоактивные вещества, такие как ЛСД. И был удивлен, когда обнаружил, насколько глубокое воздействие на психику имеют такие простые методы, как более быстрое дыхание или вызывающая воспоминания музыка." Но ведь шаманы и аборигенные культуры знали это тысячелетиями и использовали священные технологии в целительной, ритуальной и духовной практиках. Но на сегодняшний день традиционная психиатрия по-прежнему рассматривает такие состояния как психоз, требующий, в основном, медикаментозного лечения. В этом суть проблемы, которую трансперсональная психология разрешает. Когда мы осознаем, что перинатальный и трансперсональный опыты – нормальная часть человеческой психики, то начнем совершенно по-другому задавать вопросы о таких эпизодах и отвечать на них. Ведь вопрос ныне заключается не в том, как мозг порождает необычные переживания и какие якобы патологические процессы их вызывают. Для меня ясно, что переживания, возникающие в таких состояниях, представляют собой нормальные составляющие человеческой психики. Вопрос в другом – почему некоторым людям, чтобы погрузиться в глубины своего бессознательного, нужны психоделические вещества или мощные не медикаментозные техники, а у других это возникает спонтанно? На практике мне пришлось столкнуться с работой с глубокими слоями бессознательного. Путь для достижения этих глубоких слоев – главным образом через измененные состояния сознания – а именно трансовые медитативные техники. Методика получило название «холотропное дыхание», представляя собой сочетание особой техники и специально подобранной музыки. В принципе на основе теории трансперсональной психологии и сформировалась холотропная стратегия психотерапии. Она использует для достижения терапевтического эффекта измененные состояния сознания, вызываемые с помощью управляемого дыхания, провоцирующей музыки и других форм звукового воздействия, специфических приемов работы с телом и рисования мандал в заключительной части. Для холотропного сознания “вещественность и непрерывность материи является иллюзией: прошлое и будущее можно эмпирически перенести в настоящий момент; можно иметь опыт пребывания в нескольких местах одновременно; можно пережить несколько временных систем сразу; можно быть частью и одновременно целым; что-то может быть одновременно верным и неверным; форма и пустота взаимозаменимы и т. п.”. Кроме того, в зависимости от желания клиента, а главное исходя из содержания его сущности, мы предлагали тот или иной путь приемлемый для него, к которому он будет внутренне готов. Так как во время сеансов холотропного дыхания достигается трансовое состояние, при перемещении в перинатальную область бессознательного, интенсивность переживаний усиливается настолько, что участниками сеансов это воспринимается как процесс умирания. Боль может быть нестерпимой настолько, что человек ощущает себя как будто перешедшим границы индивидуального страдания и переживающим боль целой группы, всего человечества и даже всего живого. Переживания этого уровня обычно сопровождаются яркими физиологическими проявлениями, такими как удушье, учащенный пульс и сердцебиение, тошнота и рвота, изменение цвета кожных покровов, колебания температуры тела, спонтанное появление синяков, дрожь и судороги и пр. Это состояние рассматривается как столкновение со смертью. Так что не каждый может расслабится, открыться и быть готовым к изучению импульсам своего тела. В дальнейшем происходит изменение состояния, и переживания уже характеризуют процесс рождения. Этот этап перинатальных переживаний определяется как процесс борьбы со смертью и возрождение. Другая очень интересная и важная трансперсональная система- разработана итальянским психиатром Р.Ассаджиоли. Его концептуальная система основана на том, что человек пребывает в постоянном процессе роста, актуализируя свой непроявленный потенциал. Низшее бессознательное управляет базовыми психологическими активностями, примитивными инстинктивными потребностями и эмоциональными комплексами. Среднее бессознательное, ассимилирующее опыт, прежде чем он достигнет сознания, соответствует в общих чертах подсознанию Фрейда. Сфера сверхсознания - местонахождение высших чувств и способностей, таких, например, как интуиция и вдохновение. Но мне больше всего привлекла холотропная терапия, потому что в своей основе прослеживается идея целостности. Целостности ощущения себя, своего тела, чувств, мыслей, духовных переживаний и ценностей. Целостности, которая позволяет ощущать гармонию внутри себя и в отношениях с окружающим миром. Она используется для самопознания и для работы с эмоциональными и личностными проблемами, для поиска нестандартных решений и творческих прорывов. Она дает возможность на время заглянуть в себя глубже, чем мы привыкли, исследовать свой внутренний мир, свои чувства, соприкоснуться с забытым опытом и найти ресурсы, чтобы пройти через сложности и найти новые жизненные пути. Не обходили мимо и брали в «расчет» на период во время работы с клиентом его сновидения – их никак нельзя не брать в расчет. Толкование снов, как говорил о Фрейде Юнг: «Оценивая сны как наиболее важный источник информации о бессознательных процессах, он вернул человечеству инструмент, который, казалось, был безнадежно утерян»; «сон имеет свои собственные границы» и им нельзя манипулировать, привязывая к какому-то символу определенное значение вне зависимости от контекста. В то же время сновидение - не случайное явление: оно имеет свой внутренний смысл «Сон есть специфическое выражение бессознательного», а причиной его возникновения является компенсация тех аспектов личности, которые оказались неуравновешенными. Например, слишком эгоистичному индивиду, может сниться символическое его «схождение на землю» и др. Правильная интерпретация снов может послужить тем «ключем» к разгадке, «дверь» которой мы не можем открыть; эдакий «волшебный клубок», который поможет нам вместе выбраться из «леса» материального сознания, найдя пути к разрешению проблем. Но, самое интересное что было для меня это ауросъемка. Холотропная терапия вместе с холотропным дыханием- «вещи» для меня «не новые», это пройденный урок еще в лихие 90-е. В 1993 г. прошла курсы Тибетской школы «Черный лотос» под руководством Юрия Гурского, который жил 7 лет в Тибете для постижения знаний и понимания мира. Он тогда для меня открыл мир намеренного «волшебства» и реальной «сказки» - это материализация мыслей в том числе, работа с бионергетикой, рассказал и показал впервые об ауре, о чакрах и прочих «вещах», которые опровергает академическо-традиционная психология. Хотя не видеть живых «пеликанов»- это не значит, что необходимо сомневаться в их существовании. Верно ведь. Но, кажется чуть отвлеклись. Вернемся к биоэнергетике. Как говорится я о ней знала, ощущала ее, но не видела, только из редка в детстве в темноте, когда руки отсвечивали в ночи. А теперь появилась возможность увидеть аппарат, который фиксирует, анализирует, собирает и выдает результат. Это колоссальный прогресс в области психологии, так как по биоэнергетике рассказывается, как воздействуя на ауру, можно вылечить самые разные заболевания, улучшить эмоциональное состояние, раскрыть дремлющие в нем способности. А сверхчувственное восприятие, которое присуще от природы каждому, можно развить и посредством его можно увидеть ауру, научиться исцелять самому себя и других людей. Уникальность подхода заключается в рассмотрении энергетических полей (биополей) в их связи с психодинамикой: их разновидности соотнесены с функционированием личности. С помощью ауросъемки, если человек ее самостоятельно не видит (н-р целители и ясновидящие- то есть люди с высокими экстрасенсорными способностями), посредством энергетических повреждений ауры, объяснить причины того или иного заболевания. На практике я убедилась, что профессия психолога, психоаналитика и логиста – работа нужная и востребована будет еще долго. В нашей стране не то что «психоаналитик и логист», а и «психолог» слово новое и еще лет пять назад никто не понимал важности этой профессии и его актуальность на сегодняшний день. Это как профессия «дизайнера»: все понимают его важность, но никто не хочет раскошеливаться на «красоту». Мы же сами себе дизайнеры, и сами сможем ее создать. А потом удивляемся, что потратив кучу средств, в результате получаем безвкусно сделанный ремонт. Но сможем ли мы быть себе психологами – вот это проблема, ведь тут необходимо посмотреть на себя критично. Но человек, как бы там не говорили, очень любит себя, и любая критика в свой адрес воспринимается «в штыки». И тут дело не пойдет, как с «ремонтом» квартир, ведь «ремонтировать» мы будем свою душу! Нельзя будет так относиться безалаберно, потому что это может привести к гибели – к гибели человека. Как с этим бороться? Производственная практика мне открыла двери для поиска ответа. С чего начать? – был первый мой вопрос. «Куча» направлений, методик - будь то индивидуальная психотерапия, семейная психотерапия, групповая, рациональная психотерапия, экзистенциальная психотерапия и т.д. А может лучше интегративная психотерапия? И, тогда я поняла самое главное в работе психолога: психолог – это не только специальность, которая способствует созданию условий и атмосферы, где человек обретает возможность увидеть свое отражение и познать какие-то неизвестные ему прежде качества, разрешая жизненные проблемы. Это намного больше и важнее. Это внутренняя потребность сущности человека, где каждый может найти в себе силы, для того, чтобы изменить и открыть в себе огромный мир естества души и тела, разума и сознания, природы и человека, ощутить себя частью Вселенной, где невозможное становится возможным! Психология – это «поле чудес» на «плодородной земле» жизни, и мы с вами ее свидетели. P.S: Давайте научимся, в созданных реалией условиях и заданных ею атмосферы для обретения нами возможности, увидеть свое отражение и познать какие-то неизвестные прежде нам качества, и в этот замечательный момент истины найти силы, чтобы что-то изменить в себе, ибо ничьи глаза нельзя открыть насильно… (2007 г.)
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|