|
Запреты и установкиАвтор статьи: Григоренко Ольга Вахтанговна
1. Запрет на существование." Не живи. Не будь"Один из наиболее страшных запретов. Часто наследуется,т.е. передается из покаления в поколение. Этот запрет дает понять ребенку, на сволько его само присутствие на этом свете тяжело для его родителей. Причина всех неудач,несчастий,тяжелой жизни семьи - это ребенок. Бывает, что в гневе родители говорят:" Так бы и убила тебя за это!"," Лучше бы тебя не было"," Хоть бы Бог избавил меня от такого наказания, как ты!" В более мягком вариантетакое послание передается в сожаленияхо не сбывшихся планах и мечтах родителей:"Если бы не беременность, я бы закончила институт". Крайтие варианты такого запрета - это жесткостьи грубость по отношению к своим детям.Понятно, что у такого ребенка, а позднее и у взрослого появляются мысли о не желательности своего существования. это могут быть идеи о самоубийстве,мысли о своей ненужности,нелюбимости,бесполезности. 2. Заперт на индивидуальное бытие. "Не будь самим собой". Этот запрет продуцируют родители не довольные тем, какой у них ребенок. Так бывает, когда ждали ребенка одного пола, а родился другого. Ждали голубоглазого ангелоподобного, а родился смуглый и чернявый. " Если бы ты родилася мальчишкой, мы бы с тобой ходили на рыбалку!"_ говорит папа. И девушка чувсвтвует вину за свою женственность. Или родители проявляют недовольство определенными качествами или чертами характера своего ребенка, напр.его медлительностью или мечтательностью." Ты - весь в своего папочку, такой же упрямый!"," Такая же неряха, как твоя тетя!". В таких посылах лежит ответственность ребенка за родственника,которым не довольны. Ребенок мгновенно усваивает требуемый образец поведения и воспроизводит его,подтверждая сказанное. Будучи взрослым, люди с таким запретом обычно неудовлетворены многими аспектами своей жизни,полом,физическими данными или пытаются добится успехов там где неизбежно потерпят крах. 3. Запрет на проявления чувств. " Не плач, не смейся, не грусти, не растраивайся, не злись......Любые чувства признак слабости. Их не прилично выражать." " Мальчики не плачут!","Девочки не хохочут так громко!" Часто это подкрепляется семейной легендой " В нашей семье все мужчины очень сдержаны,немногословны". Такие родители сами плохо ориентируется в своих чувсвтах и не умеют их выражать ни хорошие,ни плохие. У взрослых с такими запретами наблюдается непонимание не только своих чувств и ощущений, но и возникают проблемы во взаимоотношениях с другими людми. 4.Запрет на взросление. "Не расти. Будь маленьким."Такая программа закладывается в том случае, если смысл жизни родители видят в том,что бы возится с малышом. Ребенок рождается не для самого себя, а для утехи родителей.Это бывает в случае поздно рожденного ребенка." Ты будешьнам утешением в старости". Такие люди с трудом входят в соиум,часто они капризны и избалованны,отказываются брать на себя ответственность,предпочитают более легкие пути, не умеют преодолевать трудности. 5.Заперт на близость. "Не люби никого. Не сближайся ни с кем." Этот запрет продуцируется слишком занятыми,постоянно отсутствующими,эмоционально холодными родителями. Родители заняты работой,карьерой, здоровьем,им не до детей. Если ребенок постоянно, пытаясь общаться получает отказ или негативное отношение, у него формируется установка:" Чтобы избежать боли,надо не сближаться". Не получая ответа, ребенок обучается не испытывать чувства любви, отрицать её. Для такого взрослого сексуальные отношения сводятся к чисто физическим ощущениям, а брак к - обслуживанию потребностей совместного проживания. Люди с запретом на близость -духовно и эмоционально нищие, и такой дефект психики очень трудно устраним. 6. Запрет на мысли. " Не умничай. Не думай". Такая установка дается родителями, которые свое чадо считают глупым,не смышленым.не способным самостоятельно размышлять и делать выводы Иногда за этим сотит их собственная интелектуальная не состоятельность. В таком случае говорят6" Умнее отца быть хочешь!" Или родители возмущены тем, что ребенок думает не так, как они. Родители в таком случае склонны игнирировать познавательную активность ребенка, не отвечают на его вопросы, смеются и унижают его." Мал еще такие вопросы задавать"," Подрастешь - поймешь". Потерпев несолько неудач ребенок приходит к выводу, что думать над чем либо опастно,можно подвергнуться осмеяниюи унижению.Таким образом формируется привычка не думать, использовать шаблонное мышление, следовать стериотипам общественного сознания. 7. Запрет на желания. " Я хочу"_ говорит ребенок." Мало ли, что ты хочешь"-отвечают родители." Я не хочу"-говорит ребенок. " А прийдется",- отвечают родители. " Не умеешь-научим, не хочешь - заставим". Это жесткое подавление естественного мира желаний и потребностей, приводящее к серьезным искажениям в развитии психоэмоциональной сферы. Не разрешать делать детям то, что они хотят, и заставлять делать то, что они не хотят. Эта воспитательная усатновка воспроизводится эмоционально" глухими" к своим детям родителями. Данный запрет формирет невозможность понимать не только свои желания, но и учитывать желания других людей,т.е. опять же затрудняет межличностные комуникации взрослого. 8. Запрет на действия. " Не делай ни чего, не спрсившись.Все что ты делаешь сам,может быть не правельным. У тебя ничего не получится". Такие родители ругают своих детей за любое неудачное дело." Дай, я сделаю сам, ты все равно сделаешь плохо",-говорит мать. Таким образом формируется негативное отношение к любой деятельности. Потом родители жалуются, что ребенок ничего не делает самостоятельно. В такой семье взрослые постоянно контролируют действия ребенка, указывая ему на погрешности, и в то же время готовы сами за него все делать 9. Заперет на то, чтобы быть первым, заметным, или заперет на лидерство. " Не выделяйся" Не высовывайся. Будь скромнее. На тебя все смотрят, как тебе не стыдно" Обычно эта установка подкрепляется их убеждением, что заметность приведет к неприятностям. Это одновременно и запрет на принятие ответственности. " Моя хата с краю, ни чего не знаю." И сегодня многие считают, что подчиниение родительскому авторитету , отказ от собственных желаний,мыслей, устремлений-вот тот единственный способ поведения, который обеспечивает ребенку любовь и защиту. из таких детей вырастают безинициативные, всего боящиеся взрослые, избегающие принятие решений, теряющиеся в ситуации выбора. Такие люди редко имеют о чем-то свое мнение.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|