|
Немного о границах любви или как эффективно влиять на ребенка. Часть 1.Автор статьи: Лира Батырова
Немного о границах любви или как эффективно влиять на ребенка.
Из личного опыта консультирования, я родителей условно разделила на две группы: 1. Знают как любить, не знают как требовать. 2. Знают как требовать, но не знают( не могут, не умеют) как любить. Родители первой группы, воспринимают требование – как авторитаризм, подавление личности ребенка: «Я не хочу давить на него…», «Я боюсь потерять дружбу с ним», « Не хочу портить ему нервы, он слабенький», « Хочу быть хорошей». Вторая группа, как правило, «травмированные» мамы, которые не могут проявлять любовь, потому что поток заблокирован вследствие физической, эмоциональной или душевной травмы либо в детстве ( смерть близких, «холодные» родители, жестокие наказания и насилие), либо во взрослом периоде (потеря супруга, ребенка, аборты , выкидыши, насилие и др.) Эффективное влияние на ребенка можно условно обозначить в рамках следующей системы координат. (Разработана психологом Рыжинской О.В.)
У родителей всегда есть положительное намерение – быть авторитетным родителем. Именно этот стиль формируется в зоне родительской любви и родительского контроля. Границы и дозволенность. Родительский контроль – это умение выставлять родительские границы. Прежде всего, нужно знать: границы для ребенка – это важное условие его безопасности. Давайте вспомним, что с самого рождения мы выставляем «границы» для ребенка с той целью, чтобы обеспечить его жизнедеятельность в благоприятных условиях: - проверяем t воды пред купанием, перед кормлением; - укрываем когда холодно, раздеваем когда тепло; - убираем опасные предметы и вредные вещества. И мы прекрасно знаем, что бывает с детьми, мамы которых не выставляют этих границ. Конечно, границы подвижны и по мере роста, мы их меняем, раздвигаем, убираем и вводим новые. Чем старше ребенок, тем более четкие и понятные ограничения должны быть. Некоторые вещи мы сможем объяснить, а другие достаточно ввести «как правило», которое не обсуждается. Например: - «Мы после улицы моем руки»; - «После игры мы убираем игрушки на свое место (в свои домики)»; - «Когда переходим улицу – ты даешь мне руку» и др. Есть одна маленькая хитрость – использовать слово «мы». На первых порах мы действительно действуем вместе, показывая ему алгоритм действий, что , как , когда и где делать. Потом мы находимся «рядом» - наблюдаем и при необходимости направляем ребенка. А потом говорим «давай сделаем» - при этом ребенок действует самостоятельно, а родитель только проверяет. Зато когда ребенок слышит «мы» , у ребенка возникает ощущение единства и что он не один это делает. Когда ребенок станет старше, можно продолжать использовать этот же алгоритм и при выполнении уроков и при уборке. Только можно более дифференцировать обязанности между всеми : «Давай убираться, ты уберешь игрушки, а я помою пол».
Типичные ошибки родителей при определении границ. 1. Родители просят ребенка:, «Я же тебя попросила…». Просьба всегда предполагает выбор человека делать или не делать. Надо: говорить четкую инструкцию уверенным и спокойным голосом (как бы вы просили выполнить задание своих подчиненных или как вам дает инструкцию начальник - «Подготовьте отчет к пятнице») «Через пятнадцать минут выключишь компьютер», « Убери игрушки и одевайся на прогулку». При этом голос должен быть доброжелательным и все это произносится с любовью. 2. Родители уговаривают ребенка: «Ну сделай, пожалуйста…» Часто бывает, что после уговоров, если ребенок не выполняет требование, родитель срывается и показывает либо агрессивные чувства, либо старается вызвать жалость у ребенка. А это уход в «детскую позицию». Надо: оставаться спокойным. Если эмоции захлестывают – отойдите в сторону. Дышите. Вернитесь и повторите свое требование уверенно и спокойно.
(продолжение следует)
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|