Полтора слова о чайной церемонии

Многим людям нравится экзотика. Многим людям нравятся ритуалы. Многим нравится  то, и другое в одном флаконе. Вероятно, именно поэтому появилась и не проходит мода на чайную церемонию – красивую, экзотичную, ритуализированную. Это, безусловно, благо, как благо всё, что уводит от конфликта, стресса, дисгармонии. И хорошо, что у нас в стране появилось множество мастеров чайной церемонии, которые могут подарить людям эту радость. И хорошо, что эти мастера заботятся об аутентичности ритуала, запасаются чайничками, чашечками, сортами чая «оттуда» и прочими атрибутами.


Впрочем, не буду останавливаться на том, какой рукой какой предмет брать, потому что об этом написано много и во многих местах. Хочу поговорить совсем о другом.

Суть чайной церемонии заключается не в чае и не в посуде (не секрет, правда?). Она – в создаваемом настроении. И мастерство мастера заключается в том, насколько точно и мощно, насколько полно для всех гостей он это настроение создает. 

По аналогии: вы не задумывались, почему трехрублевый пакетик чая в кафе стоит стольник? Почему в пафосном ресторане чашка бульона может стоить несколько сотен? Не стоит высчитывать соотношение цены и себестоимости, кафе и рестораны продают не еду, а настроение, обстановку, атмосферу. Поэтому в недорогих закусочных – жуткие оранжевые стены, неудобные стулья, кошмарная музыка. Маржа минимальная, поэтому важен оборот – клиент пришел, похватал, освободил место. А в заведении, которое располагает к «посидеть», клиент может провести за чашкой чая весь вечер, и цена этой чашки должна как минимум покрыть затраты на аренду части помещения под столиком, электричество, прочие платежи, зарплату персоналу, который тратит часть своего времени на внимание к этому клиенту…


В этом смысле чайная церемония – ресторан, который носят с собой. Носят с собой атмосферу. Чашечки и чайнички – элементы атмосферы, эквивалентные интерьеру ресторана. 

Другая аналогия: Некоторые сети отелей стараются привести все отели в один и тот же вид, один и тот же стиль обслуживания, независимо от того, где этот отель находится, стандартизировать всё, вплоть до меню завтраков и цвета мыла. Блистательные проекты локальных управляющих о том, как можно внести в отель местный колорит или добавить плюшечек, попросту игнорируются.


Дело в том, что не все люди любят новости. Многие чувствуют себя комфортно только в привычной обстановке, тем более, что путешествия бывают не только развлекательные (и почему их называют «отдых»?) но и деловые, сопряженные со стрессом. И в такой ситуации может быть буквально целительным проснуться в привычно оформленном номере, на подушке привычного размера и привычной мягкости, под одеялом привычной толщины, на белье привычного цвета и привычной фактуры, в привычном интерьере с привычной мебелью и привычными шторами (какая длинная тавтология!), позавтракать кофе с тостами и яичницей, вкус которых уже знаком…


В этом смысле чайная церемония – кусочек дома, который носят с собой. В любом месте разворачивается плацдарм – и вы окунаетесь в знакомую до мелочей атмосферу, которая не сулит никаких новостей, никаких тревог и опасностей, и можно расслабиться и отвлечься от всего.


Третья аналогия: Как встречаются два обычных человека? 

– Привет!
– Привет!
– Как дела?
– Нормально, а твои?
– И у меня все в порядке!
– Передавай привет своим!
– Обязательно, спасибо, и ты тоже!
– Передам, спасибо!

 

На что потрачена минута времени? На обмен метасообщениями: «Ты хороший, я тоже хороший, опасности нет, я желаю тебе добра». В старом Китае традиции и правила предписывали для чиновников, встретившихся друг с другом в дороге, такой долгий и сложный ритуал взаимных приветствий, что те предпочитали вместо этого задернуть шторы паланкина и притвориться, будто спят. Это тоже стало определенной традицией, способом сообщить: «Всё в порядке, расслабься».


В этом смысле чайная церемония – создание обстановки дружелюбия и покоя, снятия напряжения. 

Четвертая аналогия: люди, приходящие в храм, обычно до мелочей знают, что будет происходить, но, тем не менее, участвуют в ритуале очень увлеченно. Дети любят читать один и тот же стишок, петь одну и ту же песню, слушать одну и ту же сказку, смотреть один и тот же мультик, при этом подсказывая персонажам, что им (детям) особенно приятно… 


В этом смысле чайная церемония, с одной стороны – объединяющий механизм, а с другой стороны – практика, по действию сходная с медитацией или молитвой.


Пятая аналогия: тем, кто практикует медитацию, известно, что это состояние легче достигается при помощи определенных «якорей». Для кого-то это облака, для кого-то огонь, для кого-то цветы или музыка. Несмотря на то, что лично я против постоянного использования якорей, как привязывающих и ограничивающих, многие люди в них нуждаются, особенно в стрессовой обстановке.


В этом смысле чайная церемония – такой якорь, причём  очень мощный и достаточно универсальный, так как объединяет медитативную обстановку и действия, подкрепленные целенаправленным влиянием мастера.


Если объединить всё сказанное, то чайная церемония – носитель определенной «атмосферы», и основная функция её – создание этой атмосферы. Качество исполнения чайной церемонии определяется именно тем, насколько точно, целенаправленно, управляемо, неслучайно атмосфера была создана, насколько мощной, всеохватывающей она была, насколько красивой и гармоничной, и насколько она дала людям результат – умиротворение и гармонизацию.


Класс чайного мастера состоит именно в стабильности и повторяемости высокого качества. А вовсе не в том, насколько виртуозно он манипулирует посудой, хотя этот элемент обязательно должен присутствовать. По большому счету даже качество чая может не сыграть роли в работе настоящего мастера, так как даже в чае из пакетика настоящий мастер даст вам возможность ощутить оттенки вкуса в форме, позволяющей провести безупречную церемонию. Но это, конечно, форс-мажор, вроде игры Паганини на одной струне.


Ни для кого не секрет, что есть люди, создающие вокруг себя определенные эмоции. Иногда человек просто транслирует своё состояние на окружающих, независимо от того, что это за состояние. Иногда наоборот, независимо от своего состояния он создаёт у окружающих какое-то одно впечатление, настроение. У некоторых людей это способность сильная, у некоторых слабая. У одних стабильная, у других – неустойчивая. Это не харизма, не активное влияние поведения, так как «атмосферный» человек может вообще ничего не делать, может лишь молча присутствовать, но эффект при этом проявляется в полной мере.

 

Собственно, путь чая, тя-до, в отличие от пути воина буси-до, как раз и исключает активное, манипулятивное управление. Буси-до – концентрация ян, а тя-до – концентрация инь. Иньская энергия, как пассивное, спокойное начало, не позволяет стремительно вовлечь, не предусматривает открытого использования силы, что усложняет использование привычных способов режиссуры ситуации.


Инь – женская энергия, и сила женщины именно в создании атмосферы. Только при этом способе управления частью мира вокруг себя женщина остается женственной, не превращается в стерву, бабу или мужика. Поэтому «атмосферность» гораздо более обычна для женщин. Петербургские «салоны» 18-19 веков собирались вокруг женщин. Хозяином и администратором мог быть мужчина, но ядром, центром кристаллизации, всегда была женщина.


Бывают и «атмосферные» мужчины, но, во-первых, реже, а во-вторых, создаваемая мужчинами атмосфера обычно более агрессивна, настойчива, жестка, за счет естественной янской энергии.


Таким образом, и для мастера-мужчины и для мастера-женщины основное, чему следует научиться в европейской ситуации – уходу от себя, от своей личности, от самолюбования, от самоутверждения. Яркость личности в этом искусстве – минус, если не сказать «профессиональный дефект». Европейские традиции ставят ценность личности очень высоко, поэтому такой уход – определенная жертва. Теоретически продвинутый мастер может сохранить ориентацию на свою личность в обыденной жизни, отказываясь от нее на время чайной церемонии, но это уровень не чайного мастера, а «мастера всего». Путь чая не может не отразиться на всей личности мастера, и европейский мастер может лишь в какой-то мере соблюдать баланс между путём чая и социализацией. 


В практическом применении могут быть полезны даосские принципы (ничего себе сочетание дзена и дао?), ориентированные в том числе на тренировку спектра, глубины, устойчивости и переключаемости состояний. Грубо говоря, необходимо и достаточно выработать некое управляемое расщепление личности, схизис, где одна субличность – социальная, европейская, яркая, в той степени, в которой человеку это необходимо, а вторая субличность – тихая, незаметная, гармоничная и мощная.


Увы, даже очень развитая субличность никогда не сравнится с интегрированной личностью по своей широте и полноте, поэтому чайный мастер в Европе вынужден жить либо в ситуации конфликта, либо в ситуации компромисса, что не способствует гармонии личности, необходимой для чайной церемонии. 


К сожалению, дилетанитзм сейчас царит во всех сферах жизни, даже в гораздо более важных, чем чайная церемония. Для Петербурга это еще более актуально, так как город творческий, и к дилетантам относятся очень толерантно. Особенно печально, когда чайной церемонией называют бабские посиделки с кексиками, печеньками и чесанием языков. Однако я совершенно уверен, что среди чайных мастеров, в том числе начинающих, есть достойные, настойчивые и увлеченные люди, которые смогут преодолеть описанные препятствия к вящему удовольствию своих гостей. 

Пожелаю им успеха в их трудном и красивом занятии.


© А.Н.Лебедев 2013

 



Просмотров: 473
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Чайная церемония - как возможность...
  • Все вокруг не так, все вокруг виноваты. Что в такой ситуации может сделать один обычный человек?
  • Китайская чайная церемония
  • Как именно деньги могут испортить отношения: «Может быть, тебе поискать более высокую зарплату?»
  • Отношения: принцип чайной церемонии
  • "Чайная церемония" нашей жизни.
  • Чаю, чую чай, или Магия и наука китайской чайной церемонии
  • Что я особенно люблю в своей работе.Почему экзистенциальные вопросы, и что я имею в виду говоря об этом?
  • Психоанализ предназначен для тех, кто этого хочет, нуждается в этом и может его принять
  • Чтобы научиться жить в этом мире, нужно всего лишь позволить себе иногда злиться
  • Анкета мастера ошибок (10 глупейших ошибок, которые совершают люди)
  • Наказание. Насколько оно может быть обоснованным?
  • В этом сезоне носят только это! Так положено! Интроекция - стадное чувство.
  • Почему ваш мужчина может продолжать мастурбировать и смотреть порно, даже если у него уже есть Вы
  • Дорога к себе или путь Мастера
  • Меню твоей жизни может быть очень вкусным и разнообразным
  • Насколько мужчина может любить женщину?
  • Как начать что-то делать и чувствовать себя при этом хорошо: ритуалы радости
  • Где найти своего мастера
  • Почему я меняю мастера
  • Почему они убиваю себя? Механизм психики, который может привести к детскому суициду
  • Почему люди не ходят к психологам? (Даже если очень прижмёт)
  • Пожары в Сибири. Почему такой ажиотаж и кто на этом наживается?
  • Нарциссическая ярость или Почему Тай Лунг хотел убить мастера
  • Почему мужчина может уйти даже от любимой женщины
  • Что мотивирует полюбить себя такой какая есть и стать такой, какой хочу быть?
  • Секреты анального секса. Насколько это приемлемо, и что за этим может стоять?
  • Как понять насколько вы значимы для вашего мужчины: всего один простой способ
  • Считая себя, лишь «песчинкой в этом мире» – бойся сквозняков
  • Считая себя, лишь «песчинкой в этом мире» – бойся сквозняков



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь