Если ваш ребенок – левша
Статистика показывает, что с каждым годом в мире становится все больше левшей. Но это вовсе не означает, что их стало больше рождаться, просто сейчас перестали бороться с леворукостью, признав ее индивидуальной особенностью человека, обусловленной особым строением мозга.
Отличие левшей и правшей не заключается только в доминировании той или иной руки. Оно главным образом состоит в том, что у левшей другой способ восприятия, переработки и реагирования на информацию, поступающую из окружающего мира.
Некоторые психологические особенности левшей следует обязательно учитывать в воспитании и развитии ребенка.
У левшей больше развито правое полушарие головного мозга. Они более чувствительны, ранимы, эмоциональны, чем дети-правши. Поэтому в общении с такими детьми следует избегать крика, сильных эмоциональных сцен, необходимо стараться ограждать их от просмотра телепередач и фильмов, которые могут вызвать бурное переживание.
У таких детей часто бывает плохое настроение, они склонны к тревожности и боязливости.
При этом у левшей прекрасно развито воображение, креативное мышление, они нередко проявляют способности к художественному творчеству. Левши лучше, чем другие дети, лепят и рисуют, демонстрируют успехи в занятиях музыкой. У таких детей хорошая образная память, они склонны фантазировать и способны длительное время сохранять и воспроизводить свои наиболее яркие воспоминания и впечатления.
Однако психологические особенности левшей рождают и некоторые проблемы. Часто у таких детей проявляются задержки в развитии речи (устной и письменной), искажения и ошибки в произношении отдельных звуков. В связи с особенностью пространственного восприятия и зрительной памяти, у них наблюдается зеркальность письма и рисунков, пропуск и перестановка букв. Такие дети долго запоминают, где право, а где лево. Огромные трудности они могут испытывать и при определении времени по циферблату.
Сниженная способность зрительно-двигательных координаций приводит к тому, что левши испытывают трудности при срисовывании графических изображений; им сложно удерживать строчку при письме, из-за этого у детей нередко возникают проблемы с почерком. Такие ребята нуждаются в дополнительных занятиях, направленных на развитие речи, зрительно-моторной координации, зрительной памяти, точности пространственного восприятия.
Во время занятий необходимо учитывать и тот момент, что для левшей свойственен низкий самоконтроль и быстрая утомляемость, раздражительность и обидчивость.
К уникальным особенностям таких детей можно отнести то, что дети-левши быстрее находят выход из любой сложившейся ситуации. Они могут думать одновременно сразу о нескольких задачах. Анализируя сложную ситуацию, они видят проблему целиком, тогда как правшам необходимо разложить все по полочкам. К тому же, у таких детей работают и развиты обе руки: левая - рабочая по природе, а правая развивается в процессе жизни в «праворуком» мире.
Огромное количество известных людей были именно левшами: Леонардо да Винчи, Александр Македонский, Наполеон, Черчилль, Чарли Чаплин, Альберт Эйнштейн, Исаак Ньютон, Билл Гейтс, Гарри Каспаров и это еще далеко не все, притом, что левши составляют всего около 10 % всех людей в мире.
Если ваш ребенок левша, ни в коем случае не пытайтесь его переучить, примите его уникальность. Научитесь учитывать его особенность в общении и обучении. И не забудьте предупредить об этом воспитателей и учителей, ведь от них во многом зависит психическое состояние вашего ребенка.