Зарисовки с детских площадок или учимся понимать ребенка.

Зарисовки с детских площадок или учимся понимать ребенка

Детско-родительские отношения - отдельная область психологии, в которой каждый из нас считает себя специалистом, потому что все мы были в этих отношениях, когда были детьми. Однако остается ли все так просто и понятно, когда ты сам становишься Родителем?

Всякий ребенок временами приходит к мысли, что родители или просто старшие по возрасту, его не понимают. Любой Взрослый сталкивался с ситуацией, когда  кажется, что Ребенку «говоришь-говоришь, а как об стенку горох».

Спеша домой с работы, или просто проходя мимо детских площадок, вы  и сами могли наблюдать ситуации, когда общение между Взрослым и Ребенком приносило огорчение обоим. Предлагаю рассмотреть два, на мой взгляд, распространенных  случая. 

Случай 1.

Женщина гуляет со своей очаровательной малышкой лет 4-х. На девочке вся одежда с любовью подобрана в тон и соответствует последним модным тенденциям. Мамы общаются друг с другом, а маленькой моднице ни на шаг не разрешается отходить в сторону. Скучающий ребенок покорно стоит рядом. Отсутствие удовольствия от прогулки у дочери вызывает мамино недоумение, а позже и раздражение.

Случай 2.

А вот папа, торопясь, ведет сына за руку. Расшалившийся малыш выдергивает  руку, бежит вперед, радостно что-то крича. Миг, и он уже лежит на земле,  горько рыдая. Папа, быстро подойдя к сыну, рывком ставит его на ноги, отряхивает и грозно рычит: «говорил не бегай». Потом дергает сына за руку и почти волоком тащит рыдающего ребенка дальше…

Вариантов подобной формы общения множество, действующие лица всегда одни и те же: Взрослый и Ребенок. Взрослый всегда «прав», Ребенок почти всегда расстроен. Почему же так происходит? Давайте разбираться вместе.

Общение — это сложное взаимодействие между людьми. Общение включает в себя несколько процессов: обмен информацией («на улице идет дождь»), обмен действиями (протянул руку – получил предмет),  восприятие и понимание партнера (заметил сонные глаза и зевоту – укладываешь малыша спать).

Обмен информацией и действиями между Взрослым и Ребенком происходит, как правило, очень быстро, почти автоматически и иногда к неудовольствию обеих сторон. Зачастую это является прямым следствием нарушения процесса восприятия и понимания друг друга. Как правило, этим грешат именно взрослые.

Рассмотрим первых случай:

Представим, что мы могли бы услышать мысли такой мамы: «Я очень люблю свою дочку, она у меня просто красавица. Пусть все увидят, что я ее люблю и хорошо одеваю. Она моя гордость».

Посмотрим на это глазами девочки. «Мама сказала, что я  - красавица! У меня самое красивое платье и туфельки. Мама любит, когда я красивая. Мне нельзя бегать и играть с другими детьми, я могу испачкать или порвать одежду! Если я испачкаю одежду, я буду некрасивая,  мама меня разлюбит. Мне скучно и страшно». 

Случай второй:

Возможные мысли папы:  «ОХ!!! Разревелся, как девчонка! Как не вовремя, мы опаздываем. Нечего ему нюни распускать. Надо из него мужика делать. Потом в школе еще дразнить будут, а то и бить.  Да, замолчи уже!».

Ситуация глазами мальчика. «Ой, я падаю…падаю. СТРАШНО!! БОЛЬНО!!! Мне больно, папа помоги!! Папа сердится, ругает меня. Я сам виноват, что упал. НО мне БОЛЬНО, я плачу!! Папа не слышит, он злится на меня, он молчит и тащит меня домой. Он мне не поможет…

Конечно, это вольная трактовка. Но думаю, вам уже понятно, что видение ситуации с позиции Взрослого сильно отличается от видения Ребенка.

В обоих случаях родители искренне, с любовью и заботой пекутся о своих детях. Почему же недоволен Взрослый и несчастлив Ребенок?

Попробуем разобраться.

Первый случай.

Видя, с какой тщательность одета девочка, можно предположить, что мама много времени и сил отдает дочери. Она знает, как можно подчеркнуть индивидуальность своей красавицы.  И, конечно же, мама не может удержаться от того, чтобы не продемонстрировать свой успех на прогулке. Ребенок выступает в роли витрины маминых достижений, как бы говорящей «у меня Лучшая мама». 

И маме не приходит в голову задаться вопросом: «Почему мой ребенок скучает? Удобна ли эта одежда для детских прогулок?». Так же как и не осознает разницу между прогулкой для ребенка и демонстрацией материнских амбиций.

Второй случай, в разных вариантах, встречается довольно часто.

Родители постоянно спешат, а дети постоянно озорничают. И все дети иногда падают и каждый родитель, видя это, испытывает  сиюминутный, но сильный испуг. Такой страх длится долю секунды, но адреналин тут же выбрасывается в кровь, снабжая организм энергией, которую нужно куда-то израсходовать. А следом накатывает волна раздражения и гнева. И все это, вместе взятое, обрушивается на любимого малыша.

Родитель не понимает, что наказывает Ребенка за свое чувство страха, а незамедлительная  реакция «шлепок/ругань» не лучшее решение ситуации.

Что же делать Взрослым? Как же тогда поступать?

Единого рецепта для всегда успешных взаимоотношений между родителями и детьми не существует. В каждом отдельном случае Взрослому нужно отталкиваться от конкретной ситуации. Ведущую роль в этом играет умение понимать своего ребенка и чувствовать его состояние

Учитесь слышать своих детей:

— отложите на секунду ваши дела, прервите разговор, посмотрите на ситуацию глазами ребенка; спросите себя «как он себя чувствует, что ему хочется сейчас?»

— собираясь гулять, помните, что естественное желание Ребенка бегать, прыгать, лазить, важнее вашего желания показать свое чадо «во всей красе».

— в ситуации, когда Ребенок по той или иной причине падает, нужно обязательно спросить: «Как ты? У тебя все в порядке?» Одним детям достаточно поддерживающего взгляда,  другим просто необходимо почувствовать мамины объятия и поддержку.

Громкий плач, это не всегда физическая боль,

но всегда потребность быть услышанным.    

Будьте со своими детьми.  Помните, они нуждаются в вас. 

                                     



Просмотров: 355
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Я почему-то не чувствую, что меня любят. Кто мне скажет – как это полюбить себя?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • «Неужели мама мне завидует?» или почему она всегда меня унижает?
  • Что такое конфликт? Как его избежать и всегда ли это нужно делать?
  • Что делать, когда хочется наорать на ребенка, но понимаешь, что это плохо?
  • «Я очень люблю своего ребенка, но иногда мне кажется, я бы его просто убила!».
  • Мне все советуют как воспитывать ребенка. Что делать?
  • Ребенок говорит: мама я тебя не люблю. Как реагировать,что делать
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Почему все так? За что мне это?
  • Верь в меня (и это последнее, что мне от тебя нужно)
  • Меня все бесит или что делать, когда злость зашкаливает?
  • Что делать, когда папа любит и балует, а мама воспитывает.
  • Что мне делать, если взрослый ребенок ни учится, ни работает
  • Родители, для меня это важно!Советы глазами ребенка.
  • Мама - это не про меня. Материнский инстинкт - что делать, если он не возник(ает)?
  • Индия, одиночество, внутренний ребенок и как все это между собой связанно.
  • Слушайся меня, потому что я лучше тебя знаю, как Мне Страшно.
  • 11 признаков компьютерной зависимости у ребенка или как узнать, что ваш ребенок зависим от компьютера?
  • Хочу делать, но всегда что-то мешает или что такое прокрастинация и как с ней поступать.
  • Вы скажите, что мне делать, а дальше я уже все испорчу сам
  • У меня есть проблема, но мне это нравится: что такое вторичная выгода и как её обнаружить
  • Это мне? Тебе! А за что? Просто так!
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Как что-то захотеть или что делать, когда клиент не знает, что хочет?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь