Зарисовки с детских площадок или учимся понимать ребенка.

Зарисовки с детских площадок или учимся понимать ребенка

Детско-родительские отношения - отдельная область психологии, в которой каждый из нас считает себя специалистом, потому что все мы были в этих отношениях, когда были детьми. Однако остается ли все так просто и понятно, когда ты сам становишься Родителем?

Всякий ребенок временами приходит к мысли, что родители или просто старшие по возрасту, его не понимают. Любой Взрослый сталкивался с ситуацией, когда  кажется, что Ребенку «говоришь-говоришь, а как об стенку горох».

Спеша домой с работы, или просто проходя мимо детских площадок, вы  и сами могли наблюдать ситуации, когда общение между Взрослым и Ребенком приносило огорчение обоим. Предлагаю рассмотреть два, на мой взгляд, распространенных  случая. 

Случай 1.

Женщина гуляет со своей очаровательной малышкой лет 4-х. На девочке вся одежда с любовью подобрана в тон и соответствует последним модным тенденциям. Мамы общаются друг с другом, а маленькой моднице ни на шаг не разрешается отходить в сторону. Скучающий ребенок покорно стоит рядом. Отсутствие удовольствия от прогулки у дочери вызывает мамино недоумение, а позже и раздражение.

Случай 2.

А вот папа, торопясь, ведет сына за руку. Расшалившийся малыш выдергивает  руку, бежит вперед, радостно что-то крича. Миг, и он уже лежит на земле,  горько рыдая. Папа, быстро подойдя к сыну, рывком ставит его на ноги, отряхивает и грозно рычит: «говорил не бегай». Потом дергает сына за руку и почти волоком тащит рыдающего ребенка дальше…

Вариантов подобной формы общения множество, действующие лица всегда одни и те же: Взрослый и Ребенок. Взрослый всегда «прав», Ребенок почти всегда расстроен. Почему же так происходит? Давайте разбираться вместе.

Общение — это сложное взаимодействие между людьми. Общение включает в себя несколько процессов: обмен информацией («на улице идет дождь»), обмен действиями (протянул руку – получил предмет),  восприятие и понимание партнера (заметил сонные глаза и зевоту – укладываешь малыша спать).

Обмен информацией и действиями между Взрослым и Ребенком происходит, как правило, очень быстро, почти автоматически и иногда к неудовольствию обеих сторон. Зачастую это является прямым следствием нарушения процесса восприятия и понимания друг друга. Как правило, этим грешат именно взрослые.

Рассмотрим первых случай:

Представим, что мы могли бы услышать мысли такой мамы: «Я очень люблю свою дочку, она у меня просто красавица. Пусть все увидят, что я ее люблю и хорошо одеваю. Она моя гордость».

Посмотрим на это глазами девочки. «Мама сказала, что я  - красавица! У меня самое красивое платье и туфельки. Мама любит, когда я красивая. Мне нельзя бегать и играть с другими детьми, я могу испачкать или порвать одежду! Если я испачкаю одежду, я буду некрасивая,  мама меня разлюбит. Мне скучно и страшно». 

Случай второй:

Возможные мысли папы:  «ОХ!!! Разревелся, как девчонка! Как не вовремя, мы опаздываем. Нечего ему нюни распускать. Надо из него мужика делать. Потом в школе еще дразнить будут, а то и бить.  Да, замолчи уже!».

Ситуация глазами мальчика. «Ой, я падаю…падаю. СТРАШНО!! БОЛЬНО!!! Мне больно, папа помоги!! Папа сердится, ругает меня. Я сам виноват, что упал. НО мне БОЛЬНО, я плачу!! Папа не слышит, он злится на меня, он молчит и тащит меня домой. Он мне не поможет…

Конечно, это вольная трактовка. Но думаю, вам уже понятно, что видение ситуации с позиции Взрослого сильно отличается от видения Ребенка.

В обоих случаях родители искренне, с любовью и заботой пекутся о своих детях. Почему же недоволен Взрослый и несчастлив Ребенок?

Попробуем разобраться.

Первый случай.

Видя, с какой тщательность одета девочка, можно предположить, что мама много времени и сил отдает дочери. Она знает, как можно подчеркнуть индивидуальность своей красавицы.  И, конечно же, мама не может удержаться от того, чтобы не продемонстрировать свой успех на прогулке. Ребенок выступает в роли витрины маминых достижений, как бы говорящей «у меня Лучшая мама». 

И маме не приходит в голову задаться вопросом: «Почему мой ребенок скучает? Удобна ли эта одежда для детских прогулок?». Так же как и не осознает разницу между прогулкой для ребенка и демонстрацией материнских амбиций.

Второй случай, в разных вариантах, встречается довольно часто.

Родители постоянно спешат, а дети постоянно озорничают. И все дети иногда падают и каждый родитель, видя это, испытывает  сиюминутный, но сильный испуг. Такой страх длится долю секунды, но адреналин тут же выбрасывается в кровь, снабжая организм энергией, которую нужно куда-то израсходовать. А следом накатывает волна раздражения и гнева. И все это, вместе взятое, обрушивается на любимого малыша.

Родитель не понимает, что наказывает Ребенка за свое чувство страха, а незамедлительная  реакция «шлепок/ругань» не лучшее решение ситуации.

Что же делать Взрослым? Как же тогда поступать?

Единого рецепта для всегда успешных взаимоотношений между родителями и детьми не существует. В каждом отдельном случае Взрослому нужно отталкиваться от конкретной ситуации. Ведущую роль в этом играет умение понимать своего ребенка и чувствовать его состояние

Учитесь слышать своих детей:

— отложите на секунду ваши дела, прервите разговор, посмотрите на ситуацию глазами ребенка; спросите себя «как он себя чувствует, что ему хочется сейчас?»

— собираясь гулять, помните, что естественное желание Ребенка бегать, прыгать, лазить, важнее вашего желания показать свое чадо «во всей красе».

— в ситуации, когда Ребенок по той или иной причине падает, нужно обязательно спросить: «Как ты? У тебя все в порядке?» Одним детям достаточно поддерживающего взгляда,  другим просто необходимо почувствовать мамины объятия и поддержку.

Громкий плач, это не всегда физическая боль,

но всегда потребность быть услышанным.    

Будьте со своими детьми.  Помните, они нуждаются в вас. 

                                     



Просмотров: 385
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • «Я очень люблю своего ребенка, но иногда мне кажется, я бы его просто убила!».
  • Родитель, Ребенок, Взрослый - части внутри меня!
  • «Неужели мама мне завидует?» или почему она всегда меня унижает?
  • Когда папа и мама не вместе
  • Родители, для меня это важно!Советы глазами ребенка.
  • Абортированные дети моей матери. А кто я, и почему у меня непонятные мысли? Замещающий ребенок
  • Мама сорвалась или мой ребенок меня раздражает.
  • «Меня раздражает мой ребенок!» Мама, остановись!
  • Что делать, когда папа любит и балует, а мама воспитывает.
  • Взрослым языком о детских эмоциях. Как быть когда реакции ребенка ставят нас в тупик.
  • Замещающий ребенок. Случай из практики . Часть первая. Злая мама.
  • Мама, папа! Полюбите меня..
  • «Покормили – отработай». Почему мне некомфортно, когда за меня платят? Случай из практики.
  • Стратегии в ситуации, когда вашего ребенка дразнят
  • Дорогая мама, как ты меня достала. Почему взрослые дочери избегают общения с мамой
  • Редкий случай панических атак или «меня мама не любила»
  • Когда у меня будет ребенок...
  • Как вырастить ребенка удачником, когда ты сам ребенок СССР?
  • Когда мама как ребенок
  • Привязанность I Мама - значимый для ребенка взрослый.
  • Как решить водить ребенка в кружок или нет, когда ребенок не хочет?
  • Ребенок в проблеме выживает, а взрослый ее просто решает.
  • Если ребенок стал объектом травли в школе: что нужно и чего нельзя делать взрослым
  • Ребенок говорит: мама я тебя не люблю. Как реагировать,что делать
  • «Почему мой ребенок такой агрессивный на меня?»
  • Мама и папа во мне. О конкуренции между полами.
  • Мир глазами ребенка, или Когда деревья были большими
  • Мой ребенок сердится на меня, я не понимаю почему?
  • Если ты хочешь мама, чтобы я стал взрослым – держись от меня подальше…
  • Как снизить тревогу у ребенка и создать доверие между родителями и детьми



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь