|
Зарисовки с детских площадок или учимся понимать ребенка.Автор статьи: Нечаева Ирина Владимировна
Детско-родительские отношения - отдельная область психологии, в которой каждый из нас считает себя специалистом, потому что все мы были в этих отношениях, когда были детьми. Однако остается ли все так просто и понятно, когда ты сам становишься Родителем? Всякий ребенок временами приходит к мысли, что родители или просто старшие по возрасту, его не понимают. Любой Взрослый сталкивался с ситуацией, когда кажется, что Ребенку «говоришь-говоришь, а как об стенку горох». Спеша домой с работы, или просто проходя мимо детских площадок, вы и сами могли наблюдать ситуации, когда общение между Взрослым и Ребенком приносило огорчение обоим. Предлагаю рассмотреть два, на мой взгляд, распространенных случая. Случай 1. Женщина гуляет со своей очаровательной малышкой лет 4-х. На девочке вся одежда с любовью подобрана в тон и соответствует последним модным тенденциям. Мамы общаются друг с другом, а маленькой моднице ни на шаг не разрешается отходить в сторону. Скучающий ребенок покорно стоит рядом. Отсутствие удовольствия от прогулки у дочери вызывает мамино недоумение, а позже и раздражение. Случай 2. А вот папа, торопясь, ведет сына за руку. Расшалившийся малыш выдергивает руку, бежит вперед, радостно что-то крича. Миг, и он уже лежит на земле, горько рыдая. Папа, быстро подойдя к сыну, рывком ставит его на ноги, отряхивает и грозно рычит: «говорил не бегай». Потом дергает сына за руку и почти волоком тащит рыдающего ребенка дальше… Вариантов подобной формы общения множество, действующие лица всегда одни и те же: Взрослый и Ребенок. Взрослый всегда «прав», Ребенок почти всегда расстроен. Почему же так происходит? Давайте разбираться вместе. Общение — это сложное взаимодействие между людьми. Общение включает в себя несколько процессов: обмен информацией («на улице идет дождь»), обмен действиями (протянул руку – получил предмет), восприятие и понимание партнера (заметил сонные глаза и зевоту – укладываешь малыша спать). Обмен информацией и действиями между Взрослым и Ребенком происходит, как правило, очень быстро, почти автоматически и иногда к неудовольствию обеих сторон. Зачастую это является прямым следствием нарушения процесса восприятия и понимания друг друга. Как правило, этим грешат именно взрослые. Рассмотрим первых случай: Представим, что мы могли бы услышать мысли такой мамы: «Я очень люблю свою дочку, она у меня просто красавица. Пусть все увидят, что я ее люблю и хорошо одеваю. Она моя гордость». Посмотрим на это глазами девочки. «Мама сказала, что я - красавица! У меня самое красивое платье и туфельки. Мама любит, когда я красивая. Мне нельзя бегать и играть с другими детьми, я могу испачкать или порвать одежду! Если я испачкаю одежду, я буду некрасивая, мама меня разлюбит. Мне скучно и страшно». Случай второй: Возможные мысли папы: «ОХ!!! Разревелся, как девчонка! Как не вовремя, мы опаздываем. Нечего ему нюни распускать. Надо из него мужика делать. Потом в школе еще дразнить будут, а то и бить. Да, замолчи уже!». Ситуация глазами мальчика. «Ой, я падаю…падаю. СТРАШНО!! БОЛЬНО!!! Мне больно, папа помоги!! Папа сердится, ругает меня. Я сам виноват, что упал. НО мне БОЛЬНО, я плачу!! Папа не слышит, он злится на меня, он молчит и тащит меня домой. Он мне не поможет….» Конечно, это вольная трактовка. Но думаю, вам уже понятно, что видение ситуации с позиции Взрослого сильно отличается от видения Ребенка. В обоих случаях родители искренне, с любовью и заботой пекутся о своих детях. Почему же недоволен Взрослый и несчастлив Ребенок? Попробуем разобраться. Первый случай. Видя, с какой тщательность одета девочка, можно предположить, что мама много времени и сил отдает дочери. Она знает, как можно подчеркнуть индивидуальность своей красавицы. И, конечно же, мама не может удержаться от того, чтобы не продемонстрировать свой успех на прогулке. Ребенок выступает в роли витрины маминых достижений, как бы говорящей «у меня Лучшая мама». И маме не приходит в голову задаться вопросом: «Почему мой ребенок скучает? Удобна ли эта одежда для детских прогулок?». Так же как и не осознает разницу между прогулкой для ребенка и демонстрацией материнских амбиций. Второй случай, в разных вариантах, встречается довольно часто. Родители постоянно спешат, а дети постоянно озорничают. И все дети иногда падают и каждый родитель, видя это, испытывает сиюминутный, но сильный испуг. Такой страх длится долю секунды, но адреналин тут же выбрасывается в кровь, снабжая организм энергией, которую нужно куда-то израсходовать. А следом накатывает волна раздражения и гнева. И все это, вместе взятое, обрушивается на любимого малыша. Родитель не понимает, что наказывает Ребенка за свое чувство страха, а незамедлительная реакция «шлепок/ругань» не лучшее решение ситуации. Что же делать Взрослым? Как же тогда поступать? Единого рецепта для всегда успешных взаимоотношений между родителями и детьми не существует. В каждом отдельном случае Взрослому нужно отталкиваться от конкретной ситуации. Ведущую роль в этом играет умение понимать своего ребенка и чувствовать его состояние Учитесь слышать своих детей: — отложите на секунду ваши дела, прервите разговор, посмотрите на ситуацию глазами ребенка; спросите себя «как он себя чувствует, что ему хочется сейчас?» — собираясь гулять, помните, что естественное желание Ребенка бегать, прыгать, лазить, важнее вашего желания показать свое чадо «во всей красе». — в ситуации, когда Ребенок по той или иной причине падает, нужно обязательно спросить: «Как ты? У тебя все в порядке?» Одним детям достаточно поддерживающего взгляда, другим просто необходимо почувствовать мамины объятия и поддержку. Громкий плач, это не всегда физическая боль, но всегда потребность быть услышанным. Будьте со своими детьми. Помните, они нуждаются в вас.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|