|
Антропофагия (каннибализм): этиология, размышленияАвтор статьи: Мосин Алексей Викторович
В СМИ то и дело появляются упоминания о преступлениях, совершенных каннибалами (и не только). Общественность поднимает резонанс, вызванный вопросами «как могли на протяжении нескольких лет на глазах у десятков людей происходить такие события?». Вроде бы справедливый вопрос, адресованный правоохранительным органам. Но не очень то это и легкий вопрос!? Спросите себя, а знаете ли Вы, чем занимаются Ваши соседи? А каковы сексуальные фантазии Ваших соседей? Думаем, не так то и легко ответить на такие вопросы. Если анализировать отзывы соседей, знакомых и друзей подобных преступников, то большинство даже предположить не могло, что такое происходит. Напротив, описывая личность каннибалов, соседи указывают на внешнее социальное благополучие,успешность, тихость и пр.. Только вот внешняя сторона жизни любого человека может существенно разниться с внутренним планом – миром иллюзий, фантазий, желаний и стремлений, известных только самому себе. Лица с пограничной психической организацией (психопаты и социопаты) – отлично умеют жить «двойной» жизнью: внешней – успешной, на первый взгляд гармоничной и внутренней – темной и полной фантазий. Кто-то вторую свою жизнь игнорирует, кто-то проживает в голове, а кто-то начинает реализовывать в реальности, переводя во внешнюю. А посещали ли Вас в течении жизни мысли, которые Вас пугали? (это риторический вопрос) Такие идеи «двойной» жизни подталкивают пытливые умы психологов, врачей-психиатров, антропологов, криминалистов и пр. специалистов на анализ и поиск причин таких явлений, как каннибализм. Вот и мы не остались равнодушными и решили немного поанализировать. Оговоримся, что все представленное ниже носит гипотетический характер и не претендует на истинность и объективность. Изложенное ниже лишь попытка авторов поделиться своим видением этого феномена. Начнем? Термин «каннибализм» был введен Х.Колумбом. Научное название каннибализма – антропофагия. Антропофагия – поедание себе подобных. В научной литературе выделяют три формы каннибализма: 1. Религиозно-культуральный. Определен идеологическими соображениями. Как правило, представлен в примитивных племенах, некоторых сектанских учениях. Суть его заключается в том, что поедание себе подобных – это средство для достижения каких либо идеологических ценностей или для укрепления веры через жертвоприношение и прочее. Подчеркнем, доминирует «средство для…», а не собственно «желание съесть». История антропологии насчитывает большое количество подобных примеров, начиная с древности и продолжая в современности; 2. Вынужденный. Форма каннибализма, практикуемая в исключительных случаях, когда более сильный инстинкт самосохранения пересиливает нормы культуры. Здесь снова антропофагия – это «средство, чтобы выжить», а не «желание». Блокада Ленинграда, крушение самолета в 1972 году в Андах и попытки выжить в течение 72 дней, отступление французов в 1812 году и нек. др.; 3. Бытовой. Отличается этот тип как раз мотивацией «желания». Это доминирующая мотивация для лиц с сохранным тестированием реальности (пограничный уровень организации психики по Н. МакВильямс и О.Кернбергу). В случаях нарушения тестирования реальности (психотический уровень), например, при шизофрении, возможна дезорганизация мотивационной сферы и тотальная поглощенность «сверхценной идеей». Таких примеров в криминологии и судебной психиатрии не мало. В рамках данной статьи мы остановимся лишь на рассмотрении «бытового» каннибализма, сосредоточив внимание лишь на лицах с пограничной организацией, которые проходят судебно-психиатрическую экспертизу с пометкой «вменяемый». Такие случаи, на наш взгляд, представляют больший интерес, так как сохранное тестирование реальности способствует сбору информации для создания баз данных преступников, с последующим извлечением выводов (как это делали в США, что привело к открытию профайлинга и отделов «анализа поведения» при ФБР). Случаи же психотических антропофагов требуют несколько иного подхода, так как идея «поедания себе подобных» может быть не сопряжена с «желанием», а лишь являться «сверхценной бредовой идеей». ==================================================== Теория этиопатогенеза. Как видится рассмотрение данного феномена? Мы предполагаем, что в своей психологической основе антропофагия – это сложное комплексное образование, зачатки которого кроются в ранних детских отношениях, формируя «ядро антропофага», которое может как «развернуться» в течение жизни и стать образом жизни, так и быть вытесненным в недра бессознательного и не проявиться в течении жизни, ограничившись лишь социально приемлемыми формами – например, сексуальными покусываниями своего партнера во время сексуальных прелюдий. Чтобы «ядру» развиться, прорасти и пустить корни, важно наличие определенных психосоциальных условий:
Начнем рассуждение с описания, что же является «ядром»? Для этого обратимся к небезызвестной теории психосексуального развития З.Фрейда . Поглощение чего-либо через рот отсылает к оральным фиксациям. Постараемся помыслить в психодинамическом ключе. Самая первая и самая фундаментальная для формирования базовых свойств личности стадия – оральная. Рот (губы и слизистая рта), как эрогенная зона, у младенца, связана с сосательным рефлексом, за счет которого ребенок получает пищу, что способствует выживанию. Нейрофизиологи также констатировали, что в головном мозге центры пищевого удовольствия и эрогенные центры находятся рядом и в сопряженной связи. То есть возбуждение с одного центра способно транслироваться и на другой. Явление сопряженности можно наблюдать у младенцев – при сосании груди отмечается эрективная активность. Этот механизм получения инфантильного удовлетворения сохраняется у многих людей на протяжении всей жизни, проявляясь в фелляции и поцелуях. В течении жизни удовольствие от приема пищи и секса становятся взаимозаменяемыми – неудовлетворение сексуальности компенсируется пищевым поведением. При появлении у младенца зубов и продолжении кормления грудью, особенно с покусыванием соска (орально-садистический тип фиксации), возможно объединение трех компонентов в один комплекс:
Таким образом, в единый антропофагический «ядерный» комплекс сливается «кусание+пищевое удовлетворение+сексуальное удовлетворение». Это первичная база для формирования антропофагии, но не исчерпывающая, так как у многих людей этот комплекс присутствует, но не находит реального воплощения в реальности. Отсюда можно сделать вывод, что есть еще модуляторы на протяжении жизни. Прохождение остальных стадий развития и, особенно пика подростковой сексуальности, либо усиливают, либо ослабляют антропофагичский комплекс. Так, например, сексуальные фантазии с покусываниями, не нашедшие своего реального воплощения при одновременной пограничной или психотической организации личности могут трансформироваться в сверхценные идеи «поглощения». Особенно, если есть большие трудности с реальными сексуальными реализациями (в силу разных причин: неумения вступать в отношения, аутизации, ЗПР и пр.). Нереализованные сексуальные желания смещаются в пищевое поведение, «поглощение» и агрессию – антропофагию. Условия воспитания являются модуляторами, особенно факт пренебрежения и/или насилия со стороны родителей (опекунов, значимого окружения). Именно психосоциальные условия формируют личностные диспозиции человека. Чтобы пренебрегать социальными нормами (или не понимать, что ими пренебрегают), необходимо быть социопатом и обладать такими качествами, как отсутствие эмпатии, наличие сверхценных идей, отсутствие самокритичности. Когда множество условий, таких как базовый комплекс антропофагии (о котором мы говорили выше), пограничная или психотическая личностная организация (по Кернбергу и Нэнси МакВильямс), фрустрирование сексуальной потребности и наличие агрессивно-садистических сексуальных фантазий сливаются в единый комплекс, можно ожидать появления антропофагии. Что нам дает данная концепция? Можно ли как-то определить по внешним признакам (поведенческим) каннибала? Думаю – нет, если не знать весь жизненный путь потенциального подозреваемого. В научной литературе уже предполагались попытки выделить признаки, на основе общих черт, выявленных у маньяков-каннибалов. Но эти признаки слишком «широки»: - замкнутость; - внешняя социальная успешность; - интеллект ниже среднего; - нестандартные сексуальные увлечения (фетишизм); - агрессор внутри семьи при внешней социальной желательности; - заранее сформированный образ жертвы. Согласитесь, что с таким списком критериев можно «подписать» намного больше людей, чем вычленить каннибалов. Итак, резюмируя, мы выделили основные ядерные процессы и корреляты, обозначив их схематично. Для более подробного описания нужно писать монографию и проводить масштабные исследования. С уважением, Алексей Мосин! Получить консультацию можно обратившись: По тлф. 8-923-146-08-18 Skype: Alexey Mossin e-mail: [email protected] Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|