|
Формула успехаАвтор статьи: Антонова Екатерина Андреевна
Наверняка каждый из нас встречал в жизни людей, которые словно живут на «Острове невезения»: и крокодил у них не ловится, и кокос не растет. Вроде бы люди изо всех сил бьются, всю энергию прикладывают, а все равно оказываются у разбитого корыта. Причем эти неудачи сопровождают их не только в работе, но и в личной жизни.
В минуты отчаяния они бегут к ясновидящим, гадалкам, экстрасенсам в надежде убрать какое-то «таинственное негативное воздействие». Нередко после многочисленных попыток они ставят на себе крест и смиряются с пожизненной ролью неудачников. Что же такое происходит с этими людьми, в чем их вина или в чем их беда? Кто попадает в эту полосу неудач и как из нее выбраться? Об этом беседа с постоянным консультантом «ЛГ», известным липецким психологом, психоаналитиком Екатериной Антоновой. — Давайте для начала признаем, что человек — существо социальное. Во все времена и во всех цивилизациях социум диктовал человеку свои правила и выдвигал свои критерии успешности. И сегодня в каком-нибудь племени успех будет исчисляться количеством шкур, а в мегаполисе — престижной иномаркой и кругленьким счетом в банке. Но даже из этого примера видно, что понятие успеха весьма условно и относительно, так что вряд ли стоит его абсолютизировать. Во всяком случае, то представление о нем, которое вам навязывают извне. — Но все мы отлично знаем, что нельзя жить в обществе и быть свободным от него… — Конечно, радикальный отказ от всех социальных требований, правил и условностей приводит к маргинализации человека. Но не надо забывать, что наряду с социализацией у ребенка должен идти и процесс индивидуации, как называл это Карл Юнг. То есть процесс постепенного осознания своего полного «Я». И вот между этими процессами должен быть баланс. Более того, они тесно взаимосвязаны. Лично я не сторонница модного нынче «домашнего обучения». Да, оно создает очень комфортные, даже тепличные для ребенка условия. Родителям кажется, что именно в таких условиях его личность проявится наилучшим образом, но это заблуждение. Личность формируется только в столкновении с социумом. Да, через стрессы, переживания, через осознание того, что вот это — я, а это — они. Только так появится понимание того, чем я отличаюсь от других, а в чем я принадлежу к ним. И таких стрессовых моментов в жизни у человека много: это и первый класс после детского сада, и поступление в вуз после школы, и начало работы. Но это своего рода инициация, этапы взросления, которые вне коллектива невозможны. — Но уже в школе ребенок попадает под общий критерий успешности, для соответствия которому надо быть круглым отличником. А если ты троечник — значит, уже неудачник. — Да, и вот это ощущение себя неудачником может быть заложено именно тогда. Но тут возникает вопрос к родителям: что вы проглядели в своем ребенке? Не бывает абсолютно бесталанных детей. Быть может, вы проглядели в нем спортивные задатки? И если бы он пошел, к примеру, в футбольную секцию, то чувствовал бы себя совершенно состоявшимся и успешным. Особенно, если бы вы давали ему в этом подтверждение. Когда я прихожу к дочери в школу, то буквально ощущаю жутко нервозную ауру, которая идет от родителей: «Ах, будет проверочная, ах, предстоит контрольный срез, ах, планируется диктант!!!» Так и хочется спросить: ну и что? Что изменится из-за этой тройки или даже двойки, что катастрофичного произойдет? Тем более, что это всего лишь начальная школа. Не надо с малолетства навязывать ребенку, что его личная состоятельность или несостоятельность зависит исключительно от школьных оценок. — Я еще не понимаю вот этой родительской установки на «круглого отличника». Зачем требовать от детей такого универсализма? У меня есть знакомый, который совершенно спокойно относится к тройкам внука по предметам, связанным с точными науками. Потому что мальчик — очень талантливый гуманитарий. — Ваш знакомый поступает очень мудро. Действительно, зачем требовать от ребенка успехов в той сфере, в которой у него нет способностей, к которой у него не лежит душа? Зачем требовать пятерок по химии от человека, который хочет заниматься живописью? Родителям кажется, что такой универсализм гарантирует в будущем успех их чаду, но это не так. Скорее, у ребенка разовьются комплексы неполноценности и ощущение собственной ничтожности. За стремлением к тотальным пятеркам можно не заметить, потерять ту самую искру, которая горит в душе у ребенка. Кто сказал, что успех ждет только того, кто поступит на экономический или юридический факультет? А если ваш ребенок станет выдающимся художником, откроет новое направление в живописи? А если его полотна будут высоко цениться? Вся беда в том, что родители тоже находятся под гнетом стереотипных представлений об успехе. — Ну, а если даже работы такого художника не будут приносить больших денег, но сам он будет заниматься любимым делом, разве это не важно? — Мы подошли к очень важному моменту: к внутренней гармонии человека. Почему один работает в школе и считает себя неудачником, а другой учит детей за ту же зарплату и не мыслит для себя иной доли? Да потому, что для второго это призвание, это единственный способ самореализации, это счастье, в конце концов. И он никогда не будет считать, что ему не повезло в жизни. Знаете, у американцев есть такая пословица: «Я о’кей, и мир о’кей», — это очень верно подмечено. Тут срабатывает очень интересный закон: чем больше ты отдаешь, тем больше к тебе возвращается. Работает человек в школе по призванию, учит детей, потому что любит это, а потом вдруг получает грант или становится Учителем года. — К примеру с художником. Я знаю одного липецкого художника, который писал картины исключительно для собственного удовольствия, а зарабатывал на жизнь, торгуя книгами. Это было лет пятнадцать назад, а сейчас его работы приобретают престижные галереи, у него проходят выставки в крупнейших городах России. — Да, очень важно уметь прислушаться к себе, понять, к чему лежит у тебя душа, и не проморгать это. Я знаю женщину, которая после института пошла работать в школу. Для нее это была настоящая мука, поскольку призвания не было. Да еще зарплаты тогда бюджетникам не платили, а у нее ребенок маленький. И она стала шить по ночам одежду, поскольку дизайнерский талант у нее всегда был. Сегодня эта женщина самый известный в регионе дизайнер по интерьерам, очень успешная бизнес-леди. Но этого истинного успеха она добилась именно в том, к чему у нее лежала душа. — Сегодня у молодых людей существует стереотип, что по-настоящему успешным можно стать только в бизнесе. И вот они несколько раз начинают этот бизнес, он всякий раз неизменно разваливается, и в итоге человек говорит себе, что он «лузер» и неудачник… — А вся проблема в том, что способности к бизнесу есть примерно у шести процентов людей. Но стереотип давит, и народ ловится на этот крючок. Я тоже знаю мужчину, который непременно хотел начать свой бизнес, — чтобы как у друзей. И у него тоже всякий раз все лопалось. А потом по совету мудрой жены он пошел работать в «систему». Начал с рабочего, сейчас уже бригадир смены. Ему нравится, что перед ним ставятся конкретные задачи, что есть определенный фронт работ, за которые он отвечает. Короче, ему очень комфортно, и именно тут у него все стало получаться. Я это к тому, как важно почувствовать себя, свои склонности, пристрастия. К тому, как важно услышать свою душу, а не оглядываться на остальных. — В наше время критерии успешности стали формулироваться совершенно определенным «джентльменским набором», в котором все его составляющие — исключительно материального характера. И сын моей подруги в двадцать лет заявил, что если у него не будет иномарки, он станет считать себя «лохом» и неудачником, потому что именно иномарка определяет социальный статус. — Это проблема какой-то душевной пустоты и потерянности. Внутренне гармоничный и заполненный человек не будет нуждаться в подобном внешнем подтверждении. Я больше того скажу: человек может выстроить успешный бизнес, может быть очень обеспеченным и внешне благополучным, но внутренне при этом оставаться маленьким неуверенным ребенком, который постоянно что-то кому-то доказывает. Да, хорошо, когда есть машина, потому что это удобно. Но если мне нравится ездить на работу на велосипеде, мне будет абсолютно все равно, кто и что обо мне скажет. Хорошо иметь собственный трехэтажный дом, кто спорит. Я бы от такого дома не отказалась, но его отсутствие не делает меня несчастной. Очень часто внешние признаки успеха и внутреннее ощущение гармонии не совпадают. Более того, в идеале это и не должно совпадать — с какой стати я должна ориентироваться на чьи-то представления об успешности? У меня любимая работа, любимый муж, замечательные дочери, я знаю, что помогаю людям. Так неужели я могу стать несчастной оттого, что у меня нет джипа и я не могу отдыхать на Канарах? Согласитесь, это просто смешно. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|