|
Право на счастьеАвтор статьи: Белокурова Елена Адольфовна
Когда в семью приходит новый маленький человек, он не знает по какой причине его родители решили иметь ребенка. Может быть, его рождение планировали, ждали, а может быть, не планировали и не ждали. А если планировали, то по какой причине? Иногда женщина рожает для того, чтобы родить, то есть не из большой любви к детям или желания подарить любовь, заботу и внимание, а по причине необходимости быть как все, или потому, что родные говорят, что уже «надо», или так уж получилось… . Такие дети, как правило, очень тревожны, гиперактивны, болезненны и им ничего не остается, как просто верить и надеяться, что их все-таки любят. В такой семье бедному малышу придется всю жизнь стараться соответствовать ожиданиям, доказывать, что он хороший и достойный, чтобы, в конечном счете, услышать: «Я тебя родила, воспитала, ночей не спала, а ты… неблагодарный!» Почему-то очень часто можно услышать такие слова от родителей. Однако на самом ли деле ребенок может отблагодарить своих родителей за тот вклад, который они сделали в его жизнь? Насколько это возможно? Ведь он никогда не сможет подарить вам жизнь. Не сможет посвятить вам столько времени, сколько вы ему посвятили, когда он полностью зависел от вас. Не сможет выполнять все ваши прихоти и нереализованные желания, - не сможет и не должен прожить вашей жизнью. Как часто родители говорят: «Я не смог получить в свое время должного образования, теперь ты – учись!» или «Я всю жизнь мечтал об этой карьере, но у меня не сложилось, не получилось, теперь ты должен учиться, трудиться на этом поприще, чтобы смог достичь большего, чем я!» Часто у него даже не и спрашивают, а «что ему-то хочется?» «О чем он мечтает?», «Что важно для него?» Поэтому молодые люди часто оканчивают сначала тот Вуз, который понравился родителям, потом тот, который нравится им; или идут работать совершенно в другом направлении. Хотя есть и те, кто пойдет работать по наставлению родителей…, но потом будет всю жизнь жалеть, что так и не реализовал свою мечту. Оправданием такого поведения родителей часто служит огромное желание, чтобы ребенок достиг большего, чем это получилось у них. Это желание вполне понятно и естественно для людей, давших жизнь своему дорогому чаду, но это благое намерение не должно лишать его выбора, не должно замещать его жизни. Итак, по какой причине ваш маленький человечек пришел в этот мир? Идеальный вариант, если родители преисполнены любовью и им хочется подарить ее своей маленькой частичке – ребенку. Тогда любое его действие, каждый шаг будет вызывать восторг, восхищение и, что самое важное, – одобрение и принятие. Его неправильное поведение будет восприниматься, как естественный способ узнавать свои границы и учиться жизни в социуме. Ведь все мы приобретаем мудрость методом проб и ошибок (только у взрослых они отличаются от детских, и ошибки детей для них уже кажутся глупыми). Но почему-то взрослые часто забывают, что они тоже были когда-то детьми и тоже совершали такие же ошибки. Это естественный путь к мудрости. «О чем вы говорите? Какие ошибки? Ребенок просто ударил соседского мальчика, а потом забрал у девочки игрушку!» - скажите вы. «Да, неприятная ситуация, - отвечу я - поведение – отвратительное! А ребенок – все-таки хороший». Да, хороший, потому, что он не совершил этот поступок из злых намерений, просто он действовал импульсивно: ему захотелось эту игрушку, он и взял, ему не дали игрушку – он ударил (кстати, взрослые часто позволяют себе такие импульсы по отношению к ребенку). В этой ситуации можно рассуждать по-разному. Можно сказать: «Гадкий проказник, хулиган!», таким образом, повешать на него это клеймо. Но тогда не удивляйтесь, что он всегда стремиться сделать что-то гадкое. Ведь в таком случае, он говорит себе внутри: «Да, я – проказник, я – хулиган, а что вы от меня еще ожидаете?» А если еще сказать: «Всегда ты так делаешь!», то такое обобщение просто обязывает к таким поступкам. Ведь дети более всего боятся разочаровать родителей! Я предлагаю критиковать поведение, но принимать личность. Тогда это же предложение будет звучать так: «Очень плохой поступок ты сейчас совершил! Такой добрый ребенок как ты не должен силой забирать игрушки! Наверное, ты не подумал, как это может быть обидно». В таком варианте реакции родителя, ребенок внутри будет всегда держать мысль, что он хороший и осознавать, что его понимают, принимают и ожидают лучшего. Все это поможет ему более правильно соизмерять свои поступки, относиться к случившемуся, спокойно, как к уроку жизни – без лишнего стыда и напряжения, приводящих к снижению самооценки, повышению агрессии и ухудшению здоровья. К тому же, такой подход послужит помощью для взрослых в их непростой задаче – воспитать человека. Конечно же, так реагировать могут только те родители, которые принимают себя, позволяют себе ошибаться и осознают, что их личность хорошая не зависимо от внешних обстоятельств. Другими словами, мы можем дать только то, что имеем сами и «любить ближнего», можем только так, как любим себя. Мы хотим, чтобы наши дети были счастливы, но не можем научить их быть счастливыми, если не являемся таковыми сами. Реальность такова, что дети учатся об нас, на нашем примере и, менее всего, им удается учиться исходя из наших назиданий, не подкрепленных нашим поведением. Будьте счастливы, учитесь быть счастливыми – и тем самым заложите прочное, надежное основание для благополучия и счастья своего ребенка! Каждый ребенок рождается с претензией на счастье, а его основа закладывается нами – взрослыми. И не важно, по какой причине родители дали ему жизнь. Главное – он пришел, а значит – имеет право быть счастливым!
Практический психолог, семейный консультант Белокурова Е.А. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|