Гиперактивные дети

Автор статьи: Лика Конкевич

Как внешне проявляется гиперактивность:

невнимательность,

отвлекаемость,

импульсивность,

повышенная двигательная активность.

Часто гиперактивности сопутствуют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка.

При этом уровень интеллектуального развития у детей не зависит от степени гиперактивности и может превышать показатели возрастной нормы. Первые проявления гиперактивности наблюдаются в возрасте до 7 лет и чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек.

Существуют различные мнения о причинах возникновения гиперактивности:

это могут быть генетические факторы,

особенности строения и функционирования головного мозга,

родовые травмы,

инфекционные заболевания, перенесённые ребёнком в первые месяцы жизни, и другое.

Чаще всего, в основе синдрома гиперактивности лежит минимальная мозговая дисфункция (ММД), наличие которой определяет врач-невропатолог после проведения специальной диагностики. При необходимости назначается медикаментозное лечение.

Гиперактивный ребёнок нуждается в поддержке, помощи, похвале. Да, такие дети отличаются чрезмерной неусидчивостью; они не сидят на занятиях больше 5 минут, встают и начинают передвигаться по комнате, переключаются на что-то другое; порой очень рассеяны и невнимательны.

Обидчивы и ранимы. Воспринимают чёткие и краткие инструкции. Когда  вы хотите похвалить или пожурить такого ребёнка, помните, что он услышит только первые пару предложений. Простых и понятных. Остальное уйдёт из его поля зрения.

Правила взаимодействия с гиперактивным ребенком:
1. Работать с ребенком в начале дня, а не вечером.
2. Уменьшить рабочую нагрузку ребенка.
3. Делить работу на более короткие и частые периоды. Использовать разминки.
4. Быть драматичным, экспрессивным педагогом (родителем).
5. Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.
6. Посадить ребенка во время занятий рядом с взрослым.
7. Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).
8. Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее.
9. Давать короткие, четкие и конкретные инструкции.
10. Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.
11. Поощрять ребенка сразу же, не откладывая но будущее.
12. Предоставлять ребенку возможность выбора.
13. Оставаться спокойным. 


В игре такой ребёнок очень  активен, не умеет длительное время подчиняться групповым правилам, выслушивать и выполнять инструкции (заострять внимание на деталях), быстро утомляется.

Ему трудно дожидаться своей очереди и считаться с интересами других. Включать в игру гиперактивного ребенка нужно поэтапно: сначала изучить правила с ним индивидуально, затем включить в микрогруппу, и затем уже можно поиграть в большом составе. Желательно использовать игры с четкими правилами, способствующие развитию внимания.

Вот некоторые из них:

«Разговор с руками»
Цель: научить детей контролировать свои действия. Если ребенок подрался, что -то сломал или причинил кому-нибудь боль, можно предложить ему такую игру: обвести на листе бумаги силуэт ладоней. Затем предложите ему оживить ладошки — нарисовать им глазки, ротик, раскрасить цветными карандашами пальчики. После этого можно затеять беседу с руками. Спросите: «Кто вы, как вас зовут?», «Что вы любите делать?», «Чего не любите?», «Какие вы?». Если ребенок не подключается к разговору, проговорите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислите, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игру нужно «заключением договора» между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2-3 дней (сегодняшнего вечера или, в случае работы с гиперактивными детьми, еще более короткого промежутка времени) они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать.

«Броуновское движение»
Цель: развитие умения распределять внимание. Все дети встают в круг. Ведущий один за другим вкатывает в центр круга теннисные мячики. Детям сообщаются правила игры: мячи не должны останавливаться и выкатываться за пределы круга, их можно толкать ногой или рукой. Если участники успешно выполняют правила игры, ведущий вкатывает дополнительное количество мячей. Смысл игры — установить командный рекорд по количеству мячей в круге.
«Слушай хлопки»
Цель: тренировка внимания и контроль двигательной активности. Все идут по кругу или передвигаются по комнате в свободном направлении. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу “аиста” (стоять на одной ноге, руки в стороны) или какую-либо другую позу. Если ведущий хлопнет два раза, играющие должны принять позу “лягушки” (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ступнями ног на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.

 

И дополнительная информация: методика Бейкер и Адворд «Критерии гиперактивности»:

Дефицит активного внимания:
1. Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание.
2. Не слушает, когда к нему обращаются.
3. С большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его.
4. Испытывает трудности в организации.
5. Часто теряет вещи.
6. Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий.
7. Часто бывает забывчив.
Двигательная расторможенность
1. Постоянно ерзает.
2. Проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-либо).
3. Спит намного меньше, чем другие дети, даже во младенчестве.
4. Очень говорлив.
Импульсивность
1. Начинает отвечать, не дослушав вопроса.
2. Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает.
3. Плохо сосредоточивает внимание.
4. Не может дожидаться вознаграждения (если между действием и вознаграждением есть пауза).
5. Не может контролировать и регулировать свои действия. Поведение слабо управляемо правилами.
6. При выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты. (На некоторых занятиях ребенок спокоен, на других — нет, на одних уроках он успешен, на других — нет).

 

 



Просмотров: 322
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) у детей
  • Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей. Рекомендации родителям.
  • Роль диеты в коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности
  • Медицинские и психологические аспекты синдрома нарушения внимания и гиперактивности
  • Между мной и тобой: что бывает, когда дети встают между родителями
  • Психологические причины синдрома гиперактивности и дефицита внимания. Как помочь родителям?
  • Можно ли использовать других людей? - Нужно!
  • Иногда если очень быстро двигаться к цели – можно ее и снести!
  • СДВГ (Синдром Дефицита Внимания и Гиперактивности).
  • Коррекция гиперактивности и дефицита внимания методом БОС
  • Многоликий Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).
  • Что делать, если ребёнок часто болеет?
  • Если очень нужны объятия, а рядом никого нет. Что делать?
  • мой ребенок непоседа(о гиперактивности)
  • Почему дети врут? Что делать, если ребенок обманывает?
  • Что делать, если Вы думаете, что не любите своего ребенка?
  • Если хотите этого, как можно чаще, делайте вид, что ничего не происходит
  • Можно ли договориться с мужчиной, если он ведет себя «не так», и что делать, чтобы вел «так»?
  • Если очень хочется, то можно ;-)
  • Как лучше понять ребенка? Определяем темперамент и ведущий анализатор у себя и своего ребенка.
  • Если дети врут, значит это кому-нибудь нужно?
  • Если нельзя , но очень хочется - то можно
  • Когда Внутренний ребенок может помочь. Алгоритм работы с Внутренним ребенком.
  • Если очень хочется, то можно. Пластические операции.
  • Если ребенок стал объектом травли в школе: что нужно и чего нельзя делать взрослым
  • Хотеть, чтобы что-то случилось в нашей жизни и быть готовым это принять - очень разные вещи!
  • Почему некоторые дети часто болеют. Психологические причины болезней детей.
  • Если вы часто подавляете свои эмоции и боитесь, что о вас подумают плохо.
  • Когда учеба в радость, или что можно сделать уже сегодня, чтобы завтра дети сами захотели пойти в школу
  • Память и судьбоносные игры восприятия: как использовать прошлое, чтобы изменить будущее.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь