Сепарация от лишнего веса и от терапевта

Автор статьи: Леонов Сергей

Эта статься родилась в результате размышлений над динамикой общения на форуме по снижению веса, а также над тем, как "в идеале" должен выглядеть путь, который проходят отношения специалиста и клиента. Так, чтобы последний в итоге оказался свободен как от лишнего веса, так и от самих терапевтических отношений (так как потребность в них отпадёт).

Думая над всем этим пришла в голову крамольная мысль попробовать провести аналогии с теорией развития отношений мать-ребёнок известной Маргарет Малер.

Возможно, в случае с весом и отношениями с терапевтом, последовательность может быть несколько иная.

 

Маргарет Малер описывала развитие ребенка как проходящее три последовательные фазы – фазу нормального аутизма, фазу симбиоза и фазу сепарации-индивидуации, разделяя последнюю на четыре подфазы.

 

Аутистическая фаза (первый месяц жизни ребенка). Новорожденный описывается как, в основном, биологическое существо с рефлекторными реакциями на стимулы. Его эго примитивно и неинтегрированно. ... Выживание ребенка целиком зависит от матери (или того, кто ее заменяет), т.е. от внешнего окружения, ребенок помещен во «внешнюю матрицу материнской заботы», и его главная задача – войти в состояние некоего «социального симбиоза» с матерью. На этой стадии ребенок не может различать внутренние и внешние стимулы и не выделяет себя из своего окружения.
***
Для этой фазы аналог пока не пришёл, может кто-то допишет...



Симбиотическая фаза (2-ой – 5-ый месяцы жизни). Неспособный провести четкое различие между собой и матерью, ребенок переживает (галлюцинаторно) соматическое и психическое слияние с матерью. Мать «симбиотически организует» личность младенца. Примерно на третьем месяце жизни первичный нарциссизм ребенка начинает уступать место идентификации с матерью, возникает смутное осознание, что потребности удовлетворяются «внешним» объектом Термин «симбиоз» Малер употребляет скорее метафорически (не в биологическом смысле), описывая его как состояние всемогущего слияния с представлением (репрезентацией) матери в общих (иллюзорных) границах.


***
Когда клиент всё, что происходит с его весом и питанием (и хорошее и плохое) приписывает не себе, а терапевту. Именно здесь говорятся фразы "методика не работает 2-й раз" или "на меня так подействовала техника на сокращение желудка, что теперь я съедаю в 10 раз меньше". Именно тут клиент верит, что происходящее с ним (в т.ч. на группе) - не его рук дело, а чудо, в котором как-то замешан специалист. И что если вес снизился, есть стала меньше - это заслуга специалиста. Если вес встал, случился срыв - значит мне "не помогло".
Когда есть страх, что одной у меня ничего не получиться.
Этот страх, кстати, может вызывать сильный гнев на терапевта, т.к всё равно внутри какой-то голос здравого смысла говорит, что я не хочу всю жизнь зависеть от терапевта.
А гнев может прикрываться чувством вины, т.к. "нельзя же гневаться на терапевта", ведь он же ОООО, а я оооо.



Подфаза дифференциации (5 – 9 мес.). Иногда называется стадией «вылупления» (из аутистической «раковины»). Ребенок (физически, не эмоционально) начинает отделять себя от внешних объектов, становится более активным, его внимание направлено «вовне», он учится использовать собственное тело. Ребенок покидает границы «двойного единства» с матерью, «прорываясь» в телесное чувство. В это время он вовлекается в процессы сравнивания (характерный для 8-и месяцев «страх незнакомцев»).
***


Когда клиент только-только начинает что-то делать сам, и есть страх, что не получиться, и есть момент сравнения себя с другими. А смогу ли я? А хватит ли терпения у меня? Когда собственные движения от терапевта уже делаются, но "стоять на ногах" и тем более идти на автомате ещё не получается.




Подфаза практики (10 – 15-16 мес.). Ребенок радостно исследует мир, «практикуя» свою «отдельность» и растущие моторные навыки. Нередко он удаляется от матери, вовлекается в самостоятельную деятельность, но всегда возвращается для «эмоциональной подзарядки». На этой стадии ребенок переживает пик своего нарциссизма. Он «заражен собственными способностями и величием его мира», в обычном состоянии у него практически отсутствует страх потери объекта. В негативных случаях (при случайном падении, например) возникает сепарационная тревога, ребенок ищет помощи у матери. Необходимые для нормального развития психодинамические достижения Малер описала так: «быстрая телесная дифференциация от матери; установление специфической связи с ней; и рост и функционирование автономного эго- аппарата в тесной близости к матери».


****
Когда клиент начинает самостоятельный путь снижения веса, чувствуя, что у него получается. Когда наружу вырываются все подавляемые до этого желания, когда нередко человек начинает "раздавать" чужую ответственность, которую он до этого нёс за других, налево и направо. Когда возникает иногда ложное чувство самоценности. Когда Я - первая буква в алфавите, и я уже начинаю учить других, как правильно стройнеть, потому что вижу, как у меня всё получается.
Когда рождается часто неадекватная установка, что и дальше всё будет также успешно, безоблачно и хорошо.
Когда есть зацикленность на весе, калориях, весах и т.п.
В тоже время клиент понимает, что он уже многое может сам, без специалиста.




Подфаза воссоединения («рапрошман») (16 – 24 мес.). Постепенная интернализация и идентификация позволяет растущему ребенку достичь лучшей оценки реальности. Он все лучше способен дифференцировать представления о себе (Я-репрезентации) от представлений об объектах (объектные репрезентации). Вместе с тем растет сепарационная тревога, ребенок ощущает себя не хозяином нарциссического мира, а маленьким, практически беспомощным существом. Он, естественно, обращается за поддержкой к матери, иногда довольно навязчиво. Некоторые матери в этот период неспособны принять возросшую требовательность ребенка, особенно после его относительной автономности в подфазе практики (у ребенка возникают «капризные приступы»). С другой стороны, некоторые матери неспособны смириться с растущей сепарацией, отделением ребенка. Все это может стать источником проблем в процессе развития ребенка. Принятие ребенком своей эмоциональной отдельности, развенчание иллюзии всемогущества – болезненный процесс, часто сопровождаемый драматической борьбой с матерью, - описывается также как кризис воссоединения («кризис рапрошман»). Успешное его преодоление – залог будущего нормального развития. Поддержка матери в этот период – неоценимый ресурс.
***


Когда клиент способен решать многие задачи, в т.ч. связанные с весом и питанием самостоятельно. Когда повышается осознанность в разных сферах. В то же время в этот период может "вылазить" на первый план т.н. "вторичная выгода", которая тоже может подкрепляться тревогой, а как я сейчас без всего этого (без веса, без зависимости и тех ресурсов, которые они давали) буду жить в этом огромном мире. Тревога, когда человек всё больше понимает, что именно я - источник того, что происходит в моей жизни, в моей семье, на моей работе, с моим телом и здоровьем. И когда уже нельзя вернуться назад и думать как прежде, что это "обстоятельства, обмен веществ, генетика, некомпетентные специалисты и т.п." А с другой стороны, как жить с этой тревогой пока ещё может быть непонятно.
В этот момент контакт с терапевтом может быть важен для помощи в переживании этой тревоги и других "открытий", связанных с повышением собственной осознанности и с тем, что проблема собственно веса начинает отодвигаться на 2-й план, а на 1-й выходить реальные жизненные вопросы.

 

Подфаза постоянства объектов (24 – 36 мес.). Постепенно ребенком достигается «постоянство объектов» – независимость Я-репрезентаций и объект-репрезентаций. Ребенок более независим от матери и активно интересуется другими людьми. Эго (и личность) становится более интегрированным, агрессивные импульсы нейтрализуются (а не проецируются на объект), родительские образы интернализуются и интегрируются из расщепленных прежде «хороших» и «плохих» объектов. Стабилизируются процессы индивидуации.
***


Когда клиент взрослеет, как говорит С. Дрёмов "вырастает" из проблемы лишнего веса. И из потребности в постоянной поддержке специалиста. А "вырасти" помогает то, что у него внутри формируется постоянный образ Внутреннего Родителя, который способен заботиться о себе самом, о своём Внутреннем Ребёнке.
Когда интерес с веса, терапевта и терапевтической среды (всё-таки искусственно созданной) переключается на жизнь и других людей.
Когда в отношении веса и еды внутри у человека есть чётко сформированные внутренние  правила, которым он следует по собственной воли.
Когда образ терапевта, который помогал на этом пути клиенту, у последнего формируется внутри в виде уже собственной части, собственного "помощника". Когда я могу сам себе помогать, пусть не в 100% случаев, но в 80 или 90.
Возможно, тут уже можно говорить не только о "свободе от" (свободе от лишнего веса, от пищевой зависимости), но и о "свободе для" (свободе для выбора новых отношений, увлечений, свободе для принятия на себя ответственности за свою жизнь...)

 

(Материалы по теории М.Малер взяты с сайта коллег - старейшего психоаналитического общества Урала Материалы http://www.urpao.ru/, выделение жирным шрифтом и текст после *** - моё)

 

P.S.

 

Кстати, подписывайтесь на наш паблик "Осознанное питание и психологая стройности", где есть много-много интересного и про осознанное питание, и про психотерапию пищевых расстройств и про психологию стройного человека!



Просмотров: 332
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Когда "отпускать" ребенка или как не сделать из него "мамсика".
  • "Дочки-матери". Когда игра превращается в манипуляцию. Анализ проблемы
  • Когда женщина "звучит", она не может быть в одиночестве
  • "Я хочу чтобы меня любили" или "когда я смотрю на небо"
  • "Дочки-матери": когда игра превращается в манипуляцию. Зарисовки
  • Одиночество как ресурс или когда внутреннии ребенок говорит: "Привет".
  • Когда мужчина просто "лечится" о Вас - вы чувствуете себя "помойной ямой"
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • "Мой 2-х летний ребенок меня бьет". Из цикла "Агрессия ребенка"
  • "Время плакать - сейчас" или "Когда попадают в травму"...
  • Техника для "ленивых", когда подсознание начинает работать само за тебя
  • Что делать, когда клиент говорит "нет".
  • Когда ребенок становится "деспотом"?
  • Когда вы перестанете быть "удобной" для многих вы сразу станете "стервой"
  • "Когда же, наконец, у тебя будет ребенок?"
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • Отрывок из книги Ольги Кавер "Хочу ребенка: как быть, когда малыш не торопится?"
  • Ребенок - "кумир семьи". или Когда взрослеют дети?
  • "Когда для меня делают что-то после моей просьбы, я испытываю не радость, а разочарование..."
  • Когда ребенок - "заложник" семейного благополучия
  • "Угловое" воспитание: что делать, когда "угол" не по размерам?
  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • Когда клиент "пошел по психологам"
  • Что происходит, когда на "спасибо" мы отвечаем "не за что"
  • Когда отношения настоящие, а не "деревянные" и "прилизанные"
  • Когда "надо полюбить себя", но не получается...
  • Когда САМОоценка становится оценкой "Других"...
  • Правильные отношения? Может "да", а может "нет", у каждого свой взгляд.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь