|
Работа с Теневыми аспектами Личности. Ч.1. «Мой Темный попутчик…»Автор статьи: Уласевич Тина Васильевна
Нормальным невротикам посвящается… Я знаю одно – во мне есть нечто темное, и я это скрываю. Я не говорю об этом. Но оно там... всегда. Мой Темный попутчик. И когда он просыпается, я чувствую себя живым.. (цитата из телесериала "Декстер")
Вы смотрели американский сериал «Декстер»(«Правосудие Декстера»)? Нет? И даже не слышали о нем? Как вам это удалось?
«Де́кстер» (англ. Dexter) — телесериал, основанный на романе Джеффри Линдсея "Дремлющий демон Декстера", снимается уже много лет и имеет толпы своих поклонников по всему миру, стабильно занимая верхние строчки в списках наиболее популярных фильмов... Сюжет: события сериала рассказывают о Декстере Моргане, работающем судебным экспертом, специалистом «по брызгам крови» в полиции Майами... На первый взгляд, Декстер – обычный парень, симпатичный и неприметный, таким может быть наш сосед по лестничной клетке или продавец в магазине… У него есть любящая приемная сестра, невеста и приятели, которые считают его немного замкнутым, но, в целом милым и положительным человеком, который не прочь угостить всех пончиками на работе… Но, у Декстера есть и другая сторона – Темная. Он серийный убийца, жестокий маньяк, унесший не одну жизнь…
Убив свою жертву, он расчленяет тело и избавляется от него, оставляя себе каплю крови на память…Этакий «кровавый след», «коллекция достижений», «альбом сладких воспоминаний»… Предыстория: В возрасте трёх лет Декстер, ставший свидетелем кровавой расправы над своей матерью, был усыновлён полицейским Гарри Морганом, который быстро понял, что с его приёмным сыном далеко не всё в порядке. Он не испытывает никаких эмоций и периодически хочет убить другое живое существо.
Вовремя распознав социопатические наклонности Декстера, и понимая, что эта нужда просто так не уйдёт, отец научил его направлять растущую жажду убийства в полезное русло — убивать только тех, кто этого заслужил, то есть других убийц: преступников, избежавших правосудия из-за лазейки в законах или нехватки улик. Он также обучает его, как при этом не оставлять следов и поддерживать фасад нормального человека, испытывающего обычные человеческие эмоции. В соответствии с инструкциями Гарри («Кодекс Гарри»), Декстер искусно имитирует «обычную жизнь», чтобы не привлекать ненужного внимания, не выделяться среди других людей… Оставаясь невидимым, Декстер следит за своими жертвами и, убедившись в их вине, планирует акт возмездия и в какой-то момент вершит правосудие…
«Что за мерзость», - скажете вы…Фильмы о высокофункционирующих социопатах в принципе не ваш жанр? Зачем вам ЭТО смотреть? Можно, конечно, не смотреть, но, тогда в попытке «скрасить досуг», вам приходится нелегко… Ведь социопаты - настоящие герои нашего времени… «Шерлок», «Доктор Хаус», «Молчание ягнят», «Талантливый мистер Рипли», «Темный рыцарь», «Бойцовский клуб», «Ганнибал» и т.д. – краткий перечень наиболее популярных фильмов и сериалов о социопатах…Их высокий рейтинг – доказательство зрительской любви… Почему Новый герой нашего времени - восставший и изрядно мутировавший, «Шерлок Холмс», который закинувшись «викодином», лечит у пациентов волчанку, работает «детектором лжи» и участвует в кулачных боях, кочует сегодня из одного фильма или сериала в другой? В чем причина популярности нелюдимого и циничного гения-социопата, которому решительно наплевать на все социальные нормы и стандарты?… Как так получилось, что на «гребне народной любви» оказался мизантроп-одиночка, не сражающийся как раньше с системой (обществом), а предпочитающий находиться вне нее?..
Кто такие «социопаты», и почему истории о них сегодня «в моде»? Почему фильмы о них сейчас активно снимают, и как так получилось, что они имеют успех? Какое дело обществу до откровенных психов, которые подрывают его устои? Ведь само выживание человечества зависит от согласия каждого с общепринятыми ценностями, законами и нормами, а «социопат - индивид с патологической неспособностью или нежеланием к адаптации в социуме», который: - равнодушен к чувствам других людей, потому что«не способен формировать привязанности к людям, и, соответственно…, интерпретирует взаимоотношения между людьми исключительно как взаимную манипуляцию, а, следовательно, "строит и свои отношения с окружающими людьми на манипуляциях, ради удовлетворения собственных желаний. Так как привязанностей у социопата нет, чужие потребности и желания для него не имеют никакой ценности и он действует, ориентируясь только на свои собственные». В свою очередь, он «не ожидает, что кто-то будет учитывать его потребности, и единственный долгосрочный план по безопасному сосуществованию с обществом, который он может выстроить — это «заставить всех его слушаться». Может некоторое время производить крайне положительное впечатление, чтобы, впоследствии, использовать его для своей выгоды» (Нэнси Мак-Вильямс). - отличается низкой способностью выдерживать фрустрацию (если социопат не может достичь желаемого, он почти сразу переходит к агрессии), неспособностью испытывать чувство вины, склонностью находить объяснения своему поведению или обвинять окружающих, что зачастую приводит к конфликту с обществом. «Социопат не видит долговременной пользы от соблюдения социальных норм, в том числе и юридически закреплённых — общественные нормы и нормы морали воспринимаются антисоциальным психопатом как средства принуждения и манипуляции. Социопаты не смущаясь лгут и совершают противоправные действия. В большинстве случаев ими движет своя собственная выгода/невыгода, но лишь в краткосрочном плане. Действуют импульсивно и не склонны к планированию. Ограничения свободы и исполнения их желаний воспринимают тяжело, и стараются препятствовать этому всеми доступными им средствами, в основном с помощью угроз или применения физической силы. Отказ от применения силовых методов воспринимают как слабость. Не испытывают угрызений совести, а точнее не обладают совестью или обладают ей в крайне недоразвитой форме (развитие совести непосредственно связано с формированием чувства привязанности» (Нэнси Мак-Вильямс). Какое отношение к социопатам имеем мы – нормальные люди? - Никакого. Несмотря на то, что единой точки зрения насчет происхождения социопатии нет, наиболее авторитетные теории говорят о том, что эти нарушения врожденные (или же обусловлены особенностями развития). Т.е. вы бы уже заметили (скорее всего)... С другой стороны, в нашей жизни нет недостатка в людях, которые с целью получения денег, престижа, власти, свободы обманом заставляют других делать то, что им нужно. Они никого (в буквальном смысле) не убивают, но они так же эгоистичны, эгоцентричны, бездушны и склонны к манипулированию, как и любой из оказавшихся за решеткой социопатов. Наличие образования, высокий социальный статус и благоприятные обстоятельства позволяют им поддерживать внешнее впечатление нормальности и получать желаемое безнаказанно. Он (социопат) выберет вас, обезоружит словами и подавит своим присутствием. Он будет радовать вас своими мудрыми планами. С ним вы хорошо проведете время, правда, вам за все придется платить. Он будет обманывать с улыбкой на лице, и приводить в ужас одним лишь взглядом. И когда вы перестанете его интересовать, он опустошит вас и надолго лишит равновесия и чувства собственного достоинства. Вы станете намного печальнее, но не намного умнее, и еще долго будете думать о том, что произошло, и в чем была ваша ошибка… (Из рассказа, подписанного "Психопат в тюрьме")
- Самое прямое. Еще З.Фрейд («отец» психоанализа) разделил структуру личности человека на Ид («Оно»), Эго и Супер-Эго (Сверх-Я). Ид – словно животное в клетке нашего бессознательного. Наши инстинкты постоянно пытаются вырваться наружу, но мы всеми силами подавляем их. Человек – это биосоциальное существо, в нем много, очень много от животного (инстинкты), и в первую очередь, - агрессивность. Все живое на нашей планете развивалось и формировалось в условиях естественной борьбы за существование. Любые ресурсы были ограничены: еда, возможность оставить потомство, доминировать и т.д. Биологическая составляющая и сегодня требует от человека бесконечной экспансии (больше денег, больше власти, больше партнеров) и вседозволенности... Обуздание темной силы либидо обеспечивает Супер-Эго – бессознательная репрезентация морали и общепринятых правил, усвоенная человеком от авторитетных для него людей (прежде всего, родителей). Невротический конфликт между Ид и Супер-Эго разрешается посредством функции выбора – Эго. Маленький Декстер – сплошной Ид, без успешной адаптации к обществу ему не выжить, именно поэтому рядом с ним находится отец (Супер-Эго), наставник, давший ему «кодекс» (свод правил). Мой темный попутчик всегда за спиной, И только лишь кодекс его усмиряет, Когда небо темное светит луной, Меня он принять свою суть убеждает… (цитата) Взрослый Декстер – ни положительный, ни отрицательный герой. Он вообще не является человеком в общепринятом смысле этого слова. Он чудовище, монстр, харизматичный моральный урод, который не может не проливать кровь, откликаясь на зов своего Темного Попутчика (своей истинной природы), но, при этом он не убивает невинных людей, а спасает их от менее разборчивых маньяков, и этим вызывает симпатии зрителей… Что бы мы не испытывали к Декстеру (вымышленному маньяку), никто не хотел бы столкнуться «один на один» с настоящим… К чему тогда вообще вспоминать о нем? И почему многие восхищаются такими героями? В каждом из нас «сидит» социопат? Мы устали от ограничений, а герои, лишенные совести, эмпатии, сожалений, стыда и чувства вины, импульсивные, живущие настоящим моментом, не признающие никаких правил оживляют наши фантазии о свободе? А что? Вполне может быть… «Мы склонны воплощать свои потаенные мечты в поступках тех, кто нарушает закон. Эти "свободные" души становятся народными героями или образцами для подражания для тех из нас, кто слишком закомплексован, чтобы осуществить свои "темные" фантазии…» (Р.Д.Хаэр) «Благородный убийца» Декстер – пример наличия у каждого (КАЖДОГО!) человека «Персоны» и «Тени».
«Персона» («Маска») Реrsоnа - лат. слово обозначающее маску, которую одевали греческие актеры для условного обозначения той или иной роли. В психологию термин введен К.Г.Юнгом. «Персона» - это тот набор черт, врожденных и воспитанных, который выставляется человеком на всеобщее обозрение. Это то, какими мы хотим казаться в глазах других людей. Это – «визитная карточка» Я, «фасад личности» или, если хотите, «приемная» нашей личности, образ, который мы услужливо демонстрируем миру. Это то, что мы в себе одобряем. Наш парадный облик, воспитанность и образованность, умение держаться в обществе, красивая одежда, удачные выражения, которые мы повторяем, заметив одобрение окружающих. Короче, все то, что мы любим в себе, и хотим, чтобы другие любили в нас. Если попросить большинство людей (особенно далеких от психологии) ответить на вопрос «Какой Я?» в список войдут, главным образом, социально одобряемые качества и модели поведения… Конечно, Я: любящий, добрый, справедливый, нежный, умный, смелый и т.п., ну, в крайнем случае, ленивый… Что за странный вопрос? Я – хороший! (или тот, кто стремится таким стать), в отличие от многих других – жадных, наглых, равнодушных, глупых…? Что тут скажешь? Многие люди никогда не признают, что в глубине души они довольно эгоцентричны и эгоистичны… Они отчаянно стремятся скрыть свои неприглядные черты от других, и прежде всего, от себя, и искренне не понимают, о чем когда-то пел «Лицей»… Хороший парень Если ты хороший парень, И у тебя всё впереди, Но где твой след за столько лет? … Хороший парень – И больше ничего…
А что ни так? Разве лучше жить в обществе людей, гордо признающих и выставляющих напоказ свою жадность и агрессивность («белые вороны»), или стать отъявленным преступником? Разве мало было в нашей истории сумасшедших, достигших такой власти, что могли без ограничений потворствовать своим дьявольским страстям, уничтожали целые народы? Все так. «Персона» необходима, она скрывает все опасное для нас и окружающих, делая нас вполне безопасными - мирными и дружелюбными созданиями. Это своего рода маскировка, существование которой вполне оправдано в обществе, где есть четкие представления о том, что приемлемо, а что нет. Более того, без «Маски» нам тут не выжить. Она способствует адаптации в социуме, успешному взаимодействию с другими. Это щит, защита, оболочка, которая помогает огромному количеству людей относительно мирно жить на ограниченной территории, производить положительное впечатление на окружающих, гордиться тем, что мы существа высокодуховные, способные ограничивать себя в низменных желаниях… Вы же не хотите обратно в условия естественного отбора, где «слабый питает сильного»? Конечно, не хочу. Кто спорит? Человек – не только существо биологическое, но, и социальное (и духовное), он давно знает, что «нельзя жить в обществе и быть свободным от него» (В.И.Ленин). «Разумная составляющая» понимает (и принимает) выгоду ограничений…Умение ограничивать самого себя — это то, что отличает нас от животных, разум которых не способен на долгосрочное планирование. Животные инстинкты «мыслят» только в короткой перспективе ««хочу» + «здесь и сейчас». Разумный человек не может не понимать, что если он ограничит себя в сиюминутном желании, то многое получит «потом» (тогда, когда это нужнее и полезнее). Все, вроде, правильно.
Вот только кристально «хороших девочек и мальчиков», претендующих на прижизненную канонизацию (причисление к лику святых), я немного побаиваюсь…и жалею. Много их видела за период работы. С психосоматикой, частыми травмами, депрессией, зависимостями, обидами, страхами и жалобами на весь мир, такой враждебный и несправедливый по отношению лично к ним (это если они позволяют себе жаловаться)… «Забетонированные» («втиснутые», «вжатые») в образ «социально приемлемого Я», они приходят с отсутствием ощущения радости, энергии, неудовлетворенностью от жизни (иногда внешне очень успешной), усталостью от того, от чего, по идее, должны испытывать только воодушевление (карьера, общение с близкими: партнерами, детьми и т.д.). Они живут по правилам, не сквернословят, не пьют, никому не отказывают в помощи, всегда хранят верность и соблюдают все условности... Все у них «хорошо», а «счастья не было, и нет». И человек никак не может понять, что отравляет ему существование, почему его периодически трясет, как при интоксикации, и заставляет думать о самоубийстве… Почему, время от времени, ему снятся кошмарные сны, хочется кого-нибудь убить...и как-так получается, что он неожиданно срывается на окружающих… Что разрушает его жизнь? А, разрушает (убивает) его толщина брони фасада, нехватка свободы, воздуха, духовной пищи и пространства для размещения собственных потребностей и желаний. Потому что всё время собственной жизни он не отдыхает, не расслабляется, не наслаждается тем, что есть, а «работает» (вкалывает 24 часа в сутки «образцом для подражания»). «Маска» (образ «идеальной матери», «безупречного профессионала», «настоящего мужчины» и т.д.) становится его тюрьмой. «Персона» - это человек, но, не весь, это всего лишь часть личности, «половинка себя». Проблемы начинаются тогда, когда он начинает верить, что вся полнота его личности сводится к блестящей, приличной, лучезарной «Маске», забывая, что у каждого из нас есть еще и подсознательная («Теневая») сторона, то есть то, что я о себе знать не хочу; что я о себе забыл (вытеснил и подавил). А «Тени» нет дела до нашей "удобной амнезии", она существует и требует к себе внимания... И если ее отвергают и не признают, она стремится разрушить нашу «благополучную» («гармоничную») жизнь. Каждый человек одновременно испытывает потребность в сепарации и независимости и потребность в принадлежности и связи с другими. Объективно каждый из нас нуждается в других людях, чтобы выжить физически и психологически. Этой цели и служит «Персона» (самопрезентация человека в мире), но, поскольку «социальная комформность и сепарация две разнонаправленные тенденции это создает почву для базисной тревожности Эго» (Стайн М.) и приводит к необходимости рано или поздно ответить на вопрос: «Каким образом быть независимым, уникальным, индивидуальным и одновременно быть принимаемым и желанным для других людей, соответствовать их взглядам и потребностям? Где проходит грань между тем, что «Я живу, чтобы удовлетворять потребности других» (и быть принятым) и «Я живу, чтобы удовлетворять свои потребности» (и быть собой)? Там, где вы лично проводите линию… Какими бы «солнечными» мы не были в своей «Персоне», у каждого из нас есть Тень… Свой Темный попутчик («Декстер»), свой мистер Хайд («Странная история доктора Джекила и мистера Хайда»), свой Тайлер Дерден («Бойцовский клуб»)…
Чем более вы этот факт отрицаете, тем больше усилий (энергии) вы тратите на контроль, подавление и вытеснение своих «пришедшихся не ко двору» качеств, и тем слабее («схематичнее») вы себя делаете… «Доминирующая Персона делает человека неглубоким, сведённым к одной роли, трагически отчуждённым от своего подлинного эмоционального опыта. Такие люди либо не вызывают большого интереса у окружающих (поскольку им в буквальном смысле «недостает глубины») либо производят однобокое плоское впечатление, как детский рисунок человечка без теней и полутонов» (Стайн М.).
Но, зато так удобнее и проще для всех... Если человек отрицает наличие Тени, то в какой-то момент у него возникает жуткое ощущение того, что он живёт не своей жизнью. Что кто-то другой пользуется всем, за что платит сам человек…Что он проживает чужую жизнь, «задвинув» в Тень свою… (например: это мама хотела быть экономистом, а не дочь. Это папа хотел быть юристом, а не сын и т.д.). Нарушать правила - необходимое условие взросления. Не верите?
Вряд-ли найдется кто-то, кто не читал в детстве сказку Г.Х. Андерсена «Тень». Сказка рассказывает об ученом, который уехал в жаркую страну и привык сидеть весь день дома, а лишь вечером выходить на балкон. Однажды, в доме напротив, он мельком видит прекраснейшую девушку (Музу Поэзии): она ухаживает за цветами на балконе. Он мечтает поговорить с ней, но слишком застенчив. И как-то вечером, когда тень оживает в свете свечи, он приказывает ей: ступай-ка в этот дом! Да узнай, что происходит… И тень уходит… Проходит время… Хозяин Тени возвращается домой. Он становится старше, пишет о красоте и добре, но его никто не слушает. В один прекрасный день к нему возвращается его тень — очень худая и темнолицая, но элегантно одетая. «Довелось тебе войти в дом на той стороне?» — первым долгом спрашивает человек, и тень отвечает: «Ну да, конечно». Она заявляет, что видела всё. За прошедшие годы она преуспела в искусстве шантажа, подглядывая за людьми, «кормясь» их секретами. Человек и Тень отправляются путешествовать: Тень — в качестве хозяина, а человек — слуги. Им встречается Принцесса, страдающая оттого, что «видит слишком ясно» («холодный разум»). Она замечает, что Тень не отбрасывает тени, и проникается к ней недоверием, пока та не объясняет ей, что Человек на самом деле — это тень, которой позволено перемещаться отдельно. Договоренность странная, но логичная, и Принцесса верит. Когда же она и Тень обручаются и собираются пожениться, Человек наконец восстаёт. Он пытается открыть Принцессе правду, но Тень опережает его, объяснив: «Бедняга помешан; он считает себя человеком, а меня — своей тенью!» «Как ужасно», — отвечает Принцесса. Убийство из милосердия становится неизбежным. И как раз во время свадьбы Принцессы с Тенью Человека казнят. О чем эта сказка для вас? … Для меня о многом. И в частности о том, что, чем больше мы отрицаем в себе наличие теневых аспектов (непризнанных, социально неприемлемых желаний: эгоизма, жадности и т.п.), отщепляем, отчуждаем их от себя, тем больше власти мы отдаем своей Тени и тем слабее становимся, добровольно соглашаясь на роль тени при своей же Тени… При всей своей доброте и чистоте, Ученый из сказки неспособен на активное действие… "Люди не знают теневой стороны вещей, а именно в тени, в полумраке, в глубине и таится то, что придает остроту нашим чувствам". (Евгений Шварц "Тень"). Да, в Тени человека часто таится агрессия (но, не только!), но, агрессия – это, по сути, активность …(само слово «агрессия» (от греч. «аggredy») означает «идти вперед», «приближаться»). Агрессия "доброкачественная" – это настойчивость, напористость, спортивная злость, мужество, смелость, храбрость, отвага, воля, амбиции… Агрессия "злокачественная" – это насилие, жестокость, наглость, хамство, «нахрап», зло…
"Тот, кто боится собственной тени, становится тенью чужой" (ц) Человек не способный стать лицом к лицу со своей Тенью (потребностями и желаниями) и признать её, — это отказавшийся от своего жизненного пути человек (Человек ли? Или только тень человека?). «Ты видел ягуара в клетке? Он - вялый, в нём нет жизни, и глаза его потухли. Можно подойти к клетке совсем близко, ты увидишь его клыки, услышишь слабый рык, может ты попытаешься испугаться, но железная клетка надёжна, да и зверь ни на что не реагирует. Только не говори, что ты встретился с ягуаром, это было его жалкое подобие - в клетке. А теперь, смотри, клетки больше нет, Ты стоишь перед живым ягуаром. Что ты сделаешь, побежишь, закричишь, закроешь лицо? А может тебе хватит духу просто смотреть на него?... Вот так и ты. Пока Тень заперта там, в глубине, в клетке, её как будто нет, но ты только подобие ягуара. Выпусти Тень из клетки - и ягуар, твоя личность, станет живой. Ты говоришь, это опасно? Просто ты редко беседуешь с ягуарами...» (ц)
Я не предлагаю вам стать с завтрашнего дня эгоистами и эгоцентриками, считающими, что самое главное – это ваши потребности и желания, и, если кто-то не согласен, то стоит начать добиваться их неукоснительного исполнения с помощью насилия, ...я приглашаю вас в увлекательное (и тревожное) путешествие по направлению к себе настоящему (целостному), без лицемерия и «прикрас»… См. Ч.2. статьи «Работа с теневыми аспектами личности. "Обратная сторона Луны" и Ч.3. Шпионские страсти: найти и обезвредить»… Можно обмануть окружающих, разукрасив свою «Маску» нужными цветами и оттенками, можно обмануть себя, любуясь своей красивой маской перед зеркалом, но в итоге все это слишком дорого обходится… Нельзя быть или стать каким-то другим, чем ты есть от природы.
Будь собой. Прочие роли уже заняты. (О.Уайльд). Список литературы, использованной при написании статьи: 1. Тайное и явное в отношениях с окружающими (Тень и Персона), Стайн М., Журнал практической психологии и психоанализа, 2010, №1, Глава из книги М. Стайна (2010) «Юнговская карта души: Введение в аналитическую психологию», Издательство Когито-Центр. 2. Высокофункционирующий социопат как герой нашего времени (www.maap.ru/library/book/269/) 3. Р.Д.Хаэр «Лишенные совести. Пугающий мир психопатов»: Вильямс; 2007. 4. Н. Мак-Вильямс Психоаналитическая диагностика. Понимание структуры личности в клиническом процессе, Издательство Класс. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|