|
Методика "Пирог счастья".Автор статьи: Новикова Светлана Михайловна
В психологической диагностике существует великое множество методик, каждая вторая обычно легко встречается в интернете. Но вот этой не видела ни разу. И автор методики мне не известен. Я узнала о ней в ту бытность, когда я еще работала в психологическом центре, от своей более зрелой коллеги Бурмистровой В.К. Долгие годы данная методика включается мной в каждую диагностику от 12 лет и выше, потому что она легко воспринимается клиентами, не вызывает у них внутреннего сопротивления и даже позволяет устанавливать естественные консультационные отношения. К более глубоким целям относятся: - цельпознакомиться с содержанием жизни клиента, - цель изучить секторы жизни, их процентное соотношение, - цель изучить ценностно-мотивационную сферу личности. Данная методика находится на стыке когнитивной психологии и психологии творчества и позволяет как эмоционально активизировать клиента, так и дать ему новое знание о себе и характере своей жизни. С ее помощью можно увидеть диспропорции сфер жизни, обедненность жизни клиента. Ее выполнение простое и в то же время интересное. Оборудование: 10 пустых разноцветных карточек, фломастеры, два цветных листа формата А4, тарелка и ножницы. Инструкция: «Я предлагаю Вам сделать хорошее диагностическое упражнение. Мы будем лепить пирог счастья. Счастье в Вашей жизни. Сколько счастья в Вашей жизни?» Описание: Шаг 1. Испытуемому предлагают на цветных карточках написать то, что есть в его жизни, то из чего его жизнь состоит, и что для него важно (друзья/общение, учеба/работа, любимое дело и т.д.). Шаг 2. Испытуемому предлагают самому сделать 2 круга из цветной бумаги, так как ему удобно (нарисовать самому, обвести тарелку, воспользоваться ножницами, вырезать). Шаг 3. Испытуемому предлагается, поставив в центре круга точку, расположить свои куски пирога, как он считает нужным, с учетом того сколько времени и сил в день он на них тратит. Шаг 4. Просмотреть с испытуемым весь полученный результат, проанализировать. - все ли карточки из 10 им заполнены (часто 4-3 остаются пустыми), - на сколько гармонично равномерно размещены элементы на круге (пироге жизни), - на сколько испытуемому нравится, то что получилось, - о чем ему это говорит? Рефлексия: этот пирог похож на пирог счастья? Хотите вы что-то добавить или изменить? Шаг 5. Предлагаем испытуемому сделать новый гармоничный пирог счастья. За годы использования я лично добавила в эту методику еще один шаг. Он заключается в ответе на вопрос: что тебе дает этот сегмент/ слой жизни? Примеры работы по методике «Пирог счастья». Пример 1. Мужчина 32 года. Прийти к психологу попросила жена, точнее будет написать «упросила». Потому что она его «почти не видит дома», только едящим ужин или спящим. Оказалось, что сегмента дом у клиента нет. Есть семья, но он заботится о ней, когда приносит им деньги. Пример 2. Молодая женщина. Замужем, но до сих пор проживающая отдельно от мужа. В ее пироге счастья мужа нет, его нет в семье, там только мама, а он сам находится в сегменте «будущее». Пример 3. Подросток в 15 лет не учится. Учебы нет. Есть друзья. Но очень важна семья, которая нужна для того, чтобы давать опору и поддержку. - Семья дает опору и поддержку? - Нет. - Почему? - Заставляют меня учиться. - А почему? - Не знаю. - Спроси у мамы (мама сидит тут же на диване). - Мама, зачем ты говоришь мне учиться? - Чтобы ты был умным, сам решал учебные проблемы, и меня не вызывали постоянно в школу. - Ты можешь это сделать? За помощь и поддержку. - Могу. - Тебе нужна помощь от мамы в учебе? - Нужна. - Давай скажем маме какая. -... - Мама, а вы обещаете, если ваш сын подделает учебу помогать ему и поддерживать его. - Конечно. Вот так мы находим сегменты, устанавливаем мотивацию учебной и другой деятельности, заключаем общественный договор и сопровождаем его выполнение и обучаемся новым навыкам, а в основе диагностический материал «Пирог счастья». Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|