Скрытые формы агрессии. Часть 1

 Скрытые формы агрессии Часть 1



   Так что же может представлять собой — скрытые формы агрессии? В основном произнося слово "агрессия" мы ориентируемся на её внешние формы, проявляющиеся в нанесении вреда одушевлённым или неодушевлённым объектам.

Агрессия (от лат. aggressio — нападение) — мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам (правилам) сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевлённым и неодушевлённым), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицат. переживания, состояние напряжённости, страха, подавленности и т.п.) / (Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского).

Тема "Агрессия" является одним из исследуемых мной феноменов в конфликтологии и психотерапии. Сам термин — "Скрытая агрессия" — по сути своей предполагает, что:

  1. Личность "не догадывается", что сама является источником агрессии.
  2. Когда оба: агрессор и его жертва — "не догадываются", о деструктивности этих взаимоотношений.
  3. Когда объект, по отношении к которому проявляется агрессия — не воспринимает это как агрессию, или под источником агрессии ошибочно (или в результате целенаправленного введения в заблуждение) воспринимается другой объект.
  4. Индивидуум проявляет тенденции к саморазрушению своего психофизического статуса, так же и через провоцирование деструктивной реакции со стороны внешних объектов или объекта.
  5. Агрессия, является источником движения, расширения, удержания.

Итак, постараемся разобрать всё по порядку, и начнём с того, каким образом происходит, что личность не догадывается об истинном источнике агрессии — коим он и является. "Весь мир насилья мы разрушим — до основанья, а затем…", — а затем миллионы погибших и появление нового государства — со своей идеологией, кумирами и, снова великое падение — несомое на плечах фанатично настроенной группы людей. Такое ощущение, словно данная группа людей смотрит через прицел своего сознания, держа в фокусе уже нарисованную в своём воображении идею, а всё что попадает в фон — в лучшем случае воспринимается как что-то не важное. Иногда, это приобретает её крайние проявления —"все кто не с нами — тот против нас", — и тогда: один погибший это горе, а миллионы — статистика. Таким формам мышления подвержены лица с параноидной организацией личности, — а сколько таких — нас окружают? Буквально дышат в затылок и всё норовят, норовят — залезть в Душу… Эх, пулемёт бы — и мир задышал бы свободнее, наконец-то освободившись от этих деспотов, с серьёзными, неулыбающимися лицами… — и вот он новый мир — наполненный ароматами цветов и радостных — беззубых прохожих… Однажды моя дочь, придя из школы, рассказала мне анекдот: "Жили-были — две девочки, одна добрая, а другая злая. Злая девочка всё время обижала добрую девочку. И вот, добрая девочка — взяла топор — и зарубила злую девочку". А истина сего анекдота такова: добро всегда побеждает — зло!!!

В своё время, психологи провели эксперимент с новорождёнными котятами (по моему, если мне не изменяет память — описанный Пиаже). Одного котёнка поселили в помещение, где нарисованы только вертикальные линии, другого — с горизонтальными линиями. Примерно через полгода котят вынули на свет божий и тот, что проживал в мире вертикальных линий, натыкался на всё, что располагалось горизонтально, а котёнок, что вырос в "горизонтальном мире", соответственно не видел то, что представляло собой вертикальность: ножка стула или стола, угол стены, и т.д. Исследователи пришли к заключению, что мозг воспринимает мир через сличение того, что внутри — с тем, что наружи. А это: нейронный след — впечатанный в мозг — в результате когда-то увиденного… Обращая внимание на уже написанное: "пойди туда не знаю куда, принеси то — не знаю что" — в данном контексте предполагает ступор, или бесцельное движение, так как в сознании отсутствуют маркеры искомого. И возвращаясь к лицам с параноидной организацией можно сказать, что то, как они воспринимают мир похоже, как если бы, они смотрелись в своё отражение, проецируемое сознанием вовне, приписывая свои чувства, мысли, тайные мотивы другим. Этот диалог с миром, на самом деле — общение и борьба с собой — как один из защитных механизмов, спасающий такого человека от осознания своего — настоящего, а не придуманного и идеализированного внутреннего мира.

Так, Нэнси Мак-Вильямс, в своей книге: "Психоаналитическая диагностика" (выпуск 49; стр. 269) — пишет: "… Недоброжелательность, угрожающие качества многих параноидных личностей побуждали к размышлениям, что одним из вкладов в параноидную ориентацию оказывается высокая степень внутренней агрессии или раздражительности…"В какой же капусте выращивают параноидную личность? Ответом будет цитата из той же книги. Нэнси Мак-Вильямс на стр. 274, пишет: "Клиническая практика предполагает, что ребёнок, выросший параноидом, страдал от серьёзных поражений собственной действительности (силы); точнее, он подвергался повторяющемуся подавлению и унижению…"И далее: "… Параноидные личности пограничного и психотических уровней, как правило, выходят из жёсткого дома, где в семейных отношениях критицизм и высмеивание преобладают, или где один ребёнок, будущая жертва паранойи, является козлом отпущения — мишенью для ненависти членов семьи и проецирование качеств, в особенности тех, которые относятся к категории слабость…"

В "Транзактном анализе" Эрика Бёрна параноидную личность можно описать как функциональную модель, проявляющуюся в таких предписаниях, как "не сближайся" и, соответственно, сценарных решений: "Больше никогда никому не буду доверять""Я больше никогда ни с кем не буду близок""Я никогда ни с кем не буду сексуальным". То есть, проявляющаяся в бунте внутреннего "Ребёнка" — интроектах "Критического Родителя", и контаминированного (загрязнённого) этими ипостасями — "Взрослого".

Как же вести себя с таким человеком? Наверное, не стоять у него на пути, ну а если уж встали, так имейте смелость принять на себя всю мощь его негодования. И если это низко функционирующая параноидная личность, то, как максимум, постарается нанести вам бытовые травмы, если вы затронули его сокровенные убеждения. Или, как минимум, на небосводе его сознания, проявится ещё один небесный объект — нарушающий гармонию "мироздания" с именем: "Засранец"… Если же это высоко функционирующая "особь" — в пять утра, вам в дверь постучаться люди в чёрном и пригласят проехаться в чёрном воронке…

Но, если вы найдёте общий язык с параноиком и встанете с ним на баррикаду плечом к плечу, то будьте уверены: под плотным пулемётным огнём ваша дружба будет скреплена кровью! И на братской могиле, по праздникам, ваш боевой товарищ будет произносить речь… и будут живые цветы.

(продолжение следует)








Просмотров: 551
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • "Штопор", "бочка" и "мертвая петля": осторожно, негативные состояния
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • "Мы были бы отличной парой, если бы не ТЫ" или "Почему моя жена стала Ведьмой"
  • Термины психологии. Часть 2. "Фрустрация", "мания", "истеричка".
  • "Мой 2-х летний ребенок меня бьет". Из цикла "Агрессия ребенка"
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • От "больничной койки" и "луна-парка" до "теннисного корта"
  • Практика "Семейный миф" для клиентов. И немного про "Внутреннего взрослого Родителя"
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Если супруги называют друг друга "Мама" и "Папа", то...
  • "ОН", "Persona", "Саgа" или Как выпускники профессии сМАКовали
  • О "сильных" и "слабых" или о том, как общаться с "сильным мужчиной"?
  • "NLPt-психотерапия. Практик". Шпаргалка через "Хорошо сформулированный результат"
  • "Мой муж борется со мной" или "Почему мужчина воспринимает женщину как соперника"
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • "Если папа обвинил...", или "Давать ли родителям деньги-2"
  • "Я буду любить тебя вечно!" или почему так трудно забыть "бывшего"?
  • Выйти из замкнутого круга "жертва" - "агрессор" - "жертва"
  • "Суть всех споров или "Мясные люди" vs "Шизотерики"
  • Когда вы перестанете быть "удобной" для многих вы сразу станете "стервой"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь