|
Воспитание сына мамой-одиночкойАвтор статьи: Айбек Сидиков
Тема матери-одиночки, наверное, уже ни сколько изжила себя, сколько набила оскомину. Долгое время эта тема была одной из центральных тем социального и психологического характера в сознании общества. На то есть веские причины. С момента появления на карте новых государств после распада СССР и смены эпох и парадигм, распадаться стали и "ячейки" общества - семьи. Матерям в одиночку приходилось, в прямом смысле слова, вставать на ноги и самостоятельно воспитывать своих детей. Но сегодня хочу акцентировать внимание не на героизм матерей, а на другую сторону этой проблемы. Как мамы воспитывают сыновей в одиночку? Насколько правильно и верно? Девочек - дочерей я во внимание не беру сознательно, все же упор делаю я не на сам факт воспитания ребенка, а именно на сына. Девочек воспитывать нужно иначе, чем мальчиков. Все чаще среди моих знакомых, друзей, коллег и клиентов появлются женщины со статусом матери-одиночки. У которых растет сын или дочка. И многих волнует вопрос как воспитывать ПРАВИЛЬНО своего сына. Подсознательно, они понимают, что воспитание должно быть целенаправленным. А не просто процессом, составляющим набор правил этикета и морали. Есть несколько моментов, характерные для большинства мам, но которые они сознательно игнорируют. Предлагаю ознакомиться с основными: 1) Сын - это не только ребенок, но это еще и будущий МУЖЧИНА. Защитник Родины, глава семьи, муж, отец. Как вы думаете, каждая ли мама, воспитывая ребенка, задумывается о долгосрочных перспективах? Нет, конечно. До 5-7 лет, мама умиляется им, уделяет поистине большое и колоссальное внимание, вкладывает душу, просвящается, читает информацию о том, как нужно воспитывать, следит за здоровьем, правильным питанием . Одним словом, старается компенсировать отсутствие рядом отца, мужчины. На первый взгляд кажется, что у них легко получается и им действительно многие мамы, которые растят и воспитывают детей с мужем, могут позавидовать. Но, не стоит обольщатья. Во-первых, это подсознательное отрицание проблемы, принцип "метода страуса", когда проблему не хотят осознавать, а пытаются ее самостоятельно решить. При этом доказывая всем, что она отличная мама. И по режиму питается с малышом, и стишки учат, и английский буквы уже узнает и т.д. Ощущение, что именно в этих успехах мама пытается видеть себя как заботливую и добрую маму, которая успешно заменяет отца. Вот на этом этапе и происходит первая ошибка. Ребенок, т.е. сын видит вокруг себя только маму. Голос мамы. Руки мамы. Улыбки мамы. Смех мамы. И т.д. Но сына нужно с пеленок воспитывать в обществе мальчиков взрослых, т.е. по нашему, мужчин. Он обязан слышать и различать их голоса, тона, чувствовать сильные руки, взгляд, манера поведения и т.д. Известно, что именно в этом возрасте закладывается основа формирования социального поведения в будущем. 2) Как бы мама не старалась заменить отца, есть много сфер, куда вход женщинам воспрещен и знакомить с правилами этого "мужского" мира должен папа. Мамам почти трудно резко переключаться на тип поведения " мама - папа". Скорее всего, ей будет привычно прибывать в роли матери. И навряд ли она будет копировать манеру поведения, слова и ощущения мужского характера. В возрасте 7-10 лет мальчики начинают взаимодействовать активно с мальчишками во дворе, в школе, у родственниках. Неизбежны и межличностные конфликты. Мальчикам очень необходимо учиться этим навыкам. Навыкам успешного взаимодействия с другими людьми. Не обойтись в этом вопросе без перепалок, ссор и даже драк. Как мамы воспринимают это? Конечно,также как и курица-клошка стремится тутже отгородить своего птенца от всех невзгод. Мягко говоря, это "медвежья услуга". Чувство справедливости, понимание правильности у женщин и у мужчин сильно различаются. Поэтому ценные, на первый взгляд, советы мамы своему чаду, в будущем вполне могут оказться непригодными. 3) Роль отца как правило сводится к контролю, мотивации и обучению. Все эти процессы относятся преимущественно к левому полушарию. А мамам свойственны забота, чуткость, внимание, отзывчивоть и доброта. К сожалению именно этого у мальчиков, которых воспитывают мамы самостоятельно, со временем, становится в избытке. Ум, интеллект, манеры, галантность и многое что еще хорошего дают мамы своим сыновьям в возрасте 12-15 лет. Но в этом возрасте для них более необходимы уже авторитет во дворе, признание мальчишек, которые по мнению мамы не подходят ее сыну, опыт и ошибки, полученные вне стен дома, хобби, сленг и т.д. Все это мамы считают второстепенным и не придают особого значения. Т.е. процесс воспитания постепенно переходит из разряда "домашнего" в сторону "уличного", где влияние мамы ослабевает. Но она все еще по инерции продолжает видеть в нем маленького, беззащитного и так нуждающегося в ее помощи. 4) Не нужно сбрасывать со счетов еле заметный тот факт, что мамы чаще всего воспитывают своих сыновей на свой лад, будто бы для себя. Им очень трудно будет отпустить их от себя. Я даже могу позволить себе сказать, что психологически, сын становится заложником ожиданий и надеж мамы. Взрослея, его будет тяготить это чувство. Не секрет, что мамы часто спекулируют этим, говоря, что все силы, время и энергию отдала для своего ребенка. Сыну необходимо учиться жить самостоятельно. Но с такой мамой это очень проблематично внедрить в практику - самостоятельно жить. Я не приветствую факт того, что между мамой и сыном должны быть полные и доверительные отношения. Ведь восприятие мира и жизни женщины и мужчины различаются, поэтому навряд ли мамам удасться сохранить объективность суждений. 5) Есть и перегибы. Мамы нарочито отдают своих сыновей в спортивные секции, преимущественно в такие, где необходимы и сила и выносливость. Тем самым считают, что сын получает компенсацию за отсутствие реального и живого примера мужчины, формируя в нем вторичные мужские достоинства. Такие как накаченность мышц, спортивные разряды, поощряют активное увлечение техникой, конструкторами и др. В случае чего, они могут смело показать всем, что сын у нее растет мужчиной. Со стороны может и так, но есть ли стержень внутри личности? Потому что фасад создать мамам всегда удается, а вот внутренние мужские качества - это еще под вопросом. 6) Мальчик только тогда становится мужчиной, когда учится преодолевать трудности жизни. И это не на арене спортзала, и далеко не перед монитором компьютера, и многочисленные грамоты с медалями тоже далеко не показатель социальной зрелости. Трудности - это когда он научится расчитывать только лишь на себя самого. Мама к сожалению, этому не научит никогда. У нее другая функция. Любить, опекать, оберегать, заботиться, беспокоиться. Научившись быть Мужчиной, он сможет и свою семью завести, и маму уважать, и старших, и ответственность нести перед собой, перед обществом, перед Законом. Инфантильность среди парней - это уже не редкость. И как правило, у таких парней есть вроде бы все, но нет энергии, нет жажды силы, нет и осознанного смысла жизни. Рафинированными выросли как будто бы. Все чаще парни говорят об армии, как о времени потеряном зря. Все чаще парни сразу хотят в жизни иметь все: и квартиру, и дом, и машину и хорошую работу. Все чаще и чаще парни перенимают женскую модель поведения при столкновении с конфликтами и жизненными трудностями. Все реже парни осознают необходимость брать отвественность на себя за все происходящее в жизни. Все чаще парни становятся жертвами обстоятельсв, а не творцами их. Причин этому много, но одно из главных, это отсутсвтие мужского влияния в его воспитании. Качественное и конкурентноспособное воспитание - это воспитание и Мужчиной и Женщиной ! А мамай-одиночкам советую взять это на вооружение ! Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|