|
Влияние поколений или синдром повторяемости семейных сценариевАвтор статьи: Альбина Федорова
ВЛИЯНИЕ ПОКОЛЕНИЙ И СИНДРОМ ПОВТОРЯЕМОСТИ СЕМЕЙНЫХ СЦЕНАРИЕВ Федорова А.А. (Подопригора А.А. ) аспирантка РГСУ Проблема детерминизма личности, и выявление факторов, влияющих на ее развитие и функционирование является очень острой и актуальной проблемой в психологии. Проблема эта ставится уже на протяжении многих веков и являет собой две непримиримые позиции: одна, в которой человек является действующим лицом, субъектом, некто, кто способен строить себя и относительно автономно действовать на окружающий мир, и вторая, где человека рассматривают, как биологический организм, социально запрограммированный и детерминируемый внутренним «черным ящиком» по имени бессознательное. Можно отказаться делать выбор между идеалистической и детерминистской позициями, но стоит рассмотреть индивида, как продукт истории, в котором он стремится стать субъектом. Работа над историей жизни позволяет в этом случае ухватить сочленения между объективными явлениями, бессознательными детерминациями и субъективным опытом, то есть рассмотрение индивида в контексте семьи, вернее, в контексте своей семейной истории, то есть, каким образом, и в какой степени история его семьи оказывает детерминирующее влияние на индивида. В системном подходе можно объединить одновременно текущий и исторический контекст семьи, то есть кроме типичных проблем и задач жизненного цикла, мимо которых не проходит ни одна семья, анализ развития семейной системы необходимо дополнить уникальным историческим контекстом, характерным для каждой конкретной семьи. Системный подход предполагает, что люди организуют свое поведение внутри семейных систем в соответствии с поколением, возрастом, полом, структурными и коммуникативными параметрами системы. Если приспособиться к семейной структуре, то она будет оказывать влияние на функционирование, паттерны взаимоотношений и тип семьи, который создаётся в следующем поколении. Семьи повторяют сами себя. То, что происходит в одном поколении, часто повторяется в следующем, и те же темы будут проигрываться из поколение в поколение, хотя актуальное поведение может иметь различные формы. Подобный феномен повторяемости семейных сценариев, клиширование паттернов было отмечено некоторыми ученными. Мюррэй Боуэн называл это многопоколенными переходами семейных паттернов. Основная гипотеза сводится к тому, что паттерны взаимоотношений предыдущих поколений могут обеспечить неявные модели для семейного функционирования в следующих поколениях. Жозефина Хилгард и Анн Анселин Щутценбергер ввели понятие синдрома годовщины. Синдром годовщины это, что является, как случаем повторения того или иного семейного события в одну и ту же дату или в одном и том же возрасте, так и бесконечного повторения одного и того же в нескольких поколениях, а иногда и в жизни одного и того же человека, речь может идти как о счастливом, так и травмирующем событии. Исследованием феномена повторяющихся ситуаций (появления болезней, подозрительные смерти, несчастные случаи) занималась и Франсуаза Дальто, где отмечала, что в детях живут истории их родителей в виде цепочки бессознательных передач. В свою очередь швейцарский психолог А.Зонди говорит о «родовом бессознательном» как форме психической наследственности. Человек в жизни стремится реализовать притязания своих предков — родителей, дедов, прадедов. Американский психотерапевт Э. Берн вводит понятие «родительского программирования». В отечественной психологии Э.Г.Эйдемиллер и В.В.Юстицкис рассматривают патологизирующее семейное наследование. Даже на заре формирования психологической науки, как отдельной и самостоятельной дисциплины классики, такие как З.Фрейд и К.Юнг занимались изучением влиянием семейной истории на индивида. «Архаичная наследственность человека не включает в себя исключительно предрасположенности, а несет также содержание следов в памяти, которые оставлены опытом, полученным предшествующими поколениями» [13]. Согласно Юнгу, это «работающее» в нас коллективное бессознательное, передаваемое в обществе от поколения к поколению, аккумулирует человеческий опыт. Следует отметить, что Юнгу первому принадлежат идеи передачи информации из поколения в поколение, феномен синхронии, или совпадения дат. Фрейд открыл бессознательное, невыраженное, «коллективную душу», а Юнг «коллективное бессознательное». Это не совсем полное, но основное перечисление основных направлений и подходов ученых теоретиков и практиков, которые отмечали существование данного феномена и вводили свои объяснительные схемы этому явлению. От отца к сыну из поколения в поколение люди часто наследуют профессию: становятся фермерами, инженерами, врачами, преподавателями, нотариусами, булочниками, военными или моряками. Не зная того, люди умирают и женятся в том же возрасте, а иногда в то же время или того же числа. Люди могут осознанно строить свои планы на этом соответствии или же действовать по предсказанию (неосознанно) в силу «невидимой лояльности по отношению к семье» («трансгенерационная передача»). То есть обычаи и привычки в браке, число детей, а часто даже возраст смерти, выбор профессии передаются из поколения в поколение. Даже если индивид пытается «выстроить» себя где-то вовне, он остается сверхдетерминированным принадлежностью к родству, которое остается с ним, даже если он намеревается от него уйти. Эта бессознательная «прописка» ведет к тому, что постулируется существование генеалогического прошлого, которое вменяется субъекту и структурирует его психическую деятельность. Сознательное или бессознательное повторение поступков, симптомов, ситуаций, «выборов» — это проявление связи с предшествующими поколениями, связи, необходимой для построения индивида. Учитывая историческую перспективу, важно занимать системную позицию относительно "совпадения" событий. События, одновременно происходящие в разных частях семьи, не рассматриваются просто как диапазон случайностей, а видятся скорее как взаимосвязанные системным способом. Важные события, вероятнее всего, случаются в определенное время, чем в другое. Особенно это касается того, что происходит в переходные периоды между стадиями жизненного цикла в семейной истории. Симптомы группируются вокруг таких переходов, когда члены семьи лицом к лицу встречаются с задачей реорганизации своих взаимоотношений друг с другом при переходе на новую фазу. Симптоматическая семья "застревает" во времени и часто оказывается не в состоянии выйти из тупика путем изменения правил своего функционирования, переструктурирования и движения. Изучение семейной истории может дать важные ключи к пониманию природы таких тупиков и прояснить, как симптомы могут появляться, консервируя некоторые стереотипы взаимоотношений или защищая определенное "наследство" предыдущих поколений. На примере одного поколения можно понять, что ребенок несет на себе печать бессознательной идентификации и тайны своих родителей. Труднее разобраться с тем, почему потомки несут на себе эту печать. И почему одно поколение за другим преследует тайны предков? Как показали работы Анн Анселин Шутценберг [15] этот эффект может удерживаться на протяжении многих и многих поколениях. Но в современной науке на данный момент остается непроясненный вопрос – как переписываются и передаются семейные тайны в повседневной жизни, если о них не говорят. Как осуществляется трансгенерационная передача, то есть как происходит передача то бессознательного к бессознательному? Все происходит так, как если бы существовали тесные непроговариваемые и активные связи между различными поколениями. Существует несколько версий объясняющих данный феномен. Так, Руперт Шельдрейк рассматривает вопрос о передаче, как своего рода энграммации, подобно тому, как синицы в Англии из поколения в поколение передают друг другу способ вскрывать банки с молоком, выставляемые у дверей коттеджей, — ведь сейчас все происходит так, как будто им не нужно обучаться этому. В трансперсональной психологии интересен подход доктора Ч. Тойча. Его концепция заключается в том, что молекулы ДНК несут не только генетический код наследуемых биологических и физиологических особенностей организма, предрасположенностей к определенным болезням, но несут и генетический код, определяющий паттерны поведения, предрасположенность к некоторым проблемам, событиям, жизненным трудностям. «В ДНК сохраняется информация об опыте и жизненных ролях предков». При исследовании индивида в рамках семейной истории, вернее формирования повтороящегося поведения под её влиянием, где в качестве исследования феномена и механизма трансгенерационной передачи стоит обратится к теории установки, разработанной школой грузинских психологов. На данный момент наука располагает множеством теорий, гипотез и версий влияния семейной истории и семейного опыта на развитие и функционирование индивида и каждая из этих теорий и гипотез предлагает свое видение ситуации, которое является верным со своего угла зрения. Так, если опереться в методологическом подходе на принцип дополнительности Н.Бора, который можно кратко перефразировать как «единство в многообразии» и где имеются в виду разные измерения самой сущности феноменов, не сводимые в общем случае к противоречию сторон, то стоит рассмотреть данную проблему с нового угла зрения, то есть влияния диспозиционных фиксированных установок, с учетом которых на данный момент ученные не рассматривали трансгенерационный феномен. Подобный подход, конечно же, не даст исчерпывающего ответа на детерминированность человеческого сознания и его поведения, или отсутствия такового. С такой точки зрения можно посмотреть на проблему с нового угла и внести свой вклад в вопрос, который ставится в психологической науки на протяжении уже многих веков – «Какова связь между индивидом и его жизнью, кто кого порождает».
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|