Влияние поколений или синдром повторяемости семейных сценариев

Автор статьи: Альбина Федорова

ВЛИЯНИЕ ПОКОЛЕНИЙ И СИНДРОМ ПОВТОРЯЕМОСТИ СЕМЕЙНЫХ СЦЕНАРИЕВ

Федорова А.А. (Подопригора А.А. )

аспирантка РГСУ

Проблема детерминизма личности, и выявление факторов,  влияющих на ее развитие и функционирование является очень острой и актуальной проблемой в психологии. Проблема эта ставится уже на протяжении многих веков и являет собой две непримиримые позиции: одна, в которой человек является действующим лицом, субъектом, некто, кто способен строить себя и относительно автономно действовать на окружающий мир, и вторая, где человека рассматривают, как биологический организм, социально запрограммированный и детерминируемый внутренним «черным ящиком» по имени бессознательное. Можно отказаться делать выбор между идеалистической и детерминистской позициями, но стоит рассмотреть индивида, как продукт истории, в котором он стремится стать субъектом. Работа над историей жизни позволяет в этом случае ухватить сочленения между объективными явлениями, бессознательными детерминациями и субъективным опытом, то есть рассмотрение индивида в контексте семьи, вернее, в контексте своей семейной истории, то есть, каким образом, и в какой степени история его семьи оказывает детерминирующее влияние на индивида. В системном подходе можно объединить одновременно текущий и истори­ческий контекст семьи, то есть кроме типичных проблем и задач жизненного цикла, мимо которых не проходит ни одна семья, анализ развития семейной системы необходимо дополнить уникальным историческим контекстом, характерным для каждой конкретной семьи.

Системный подход предполагает, что люди организуют свое поведение внутри семейных систем в соответствии с поколением, возрастом, полом, структурными и коммуникативными параметрами системы. Если приспособиться к семейной структуре, то она будет оказывать влияние на  функционирование, паттерны взаимоотношений и тип семьи, кото­рый создаётся в следующем поколении. Се­мьи повторяют сами себя. То, что происходит в одном поколении, часто по­вторяется в следующем, и те же темы будут проигрываться из поколение в поколение, хотя актуальное поведение может иметь различные формы.

Подобный феномен повторяемости семейных сценариев, клиширование паттернов было отмечено некоторыми ученными. Мюррэй Боуэн называл это многопоколенными переходами семейных пат­тернов. Основная гипотеза сводится к тому, что паттерны взаимоотношений предыдущих поколений могут обеспечить неявные модели для семейного функционирования в следующих поколениях. Жозефина Хилгард и Анн Анселин Щутценбергер ввели понятие синдрома годовщины. Синдром годовщины это, что является, как случаем повторения того или иного семейного события в одну и ту же дату или в одном и том же возрасте, так и бесконечного повторения одного и того же в нескольких поколениях, а иногда и в жизни одного и того же человека, речь может идти как о счастливом, так и травмирующем событии. Исследованием  феномена повторяющихся ситуаций (появления болезней, подозрительные смерти, несчастные случаи) занималась и Франсуаза Дальто, где отмечала, что в детях живут истории их родителей в виде цепочки бессознательных передач. В свою очередь швейцарский психолог А.Зонди говорит о «ро­довом бессознательном» как форме психической наследственно­сти. Человек в жизни стремится реализовать притязания своих пред­ков — родителей, дедов, прадедов. Американский психотерапевт Э. Берн вводит понятие «родительского программирования». В отечественной психологии Э.Г.Эйдемиллер и В.В.Юстицкис рассматривают патологизирующее семейное наследование. Даже на заре формирования психологической науки, как отдельной и самостоятельной дисциплины классики, такие как З.Фрейд и К.Юнг занимались изучением влиянием семейной истории на индивида. «Архаичная наследственность человека не включает в себя исключительно предрасполо­женности, а несет также содержание следов в памяти, которые оставлены опытом, полученным предшествующими поколениями» [13]. Согласно Юнгу, это «работающее» в нас коллективное бессознательное, передаваемое в обществе от поколения к поколению, аккумулирует человеческий опыт. Следует отметить, что Юнгу первому принадлежат идеи передачи информации из поколения в поколение, феномен синхронии, или совпадения дат. Фрейд открыл бес­сознательное, невыраженное, «коллективную душу», а Юнг «коллективное бессознательное».

Это не совсем полное, но основное перечисление основных направлений и подходов ученых теоретиков и практиков, которые отмечали существование данного феномена и вводили свои объяснительные схемы этому явлению.

От отца к сыну из поколения в поколение люди часто наследуют профессию: становятся фермера­ми, инженерами, врачами, преподавателями, нотариуса­ми, булочниками, военными или моряками. Не зная того, люди умирают и женятся в том же возрасте, а иногда в то же время или того же числа. Люди могут осознанно стро­ить свои планы на этом соответствии или же действовать по предсказанию (неосознанно) в силу «невидимой лояль­ности по отношению к семье» («трансгенерационная передача»). То есть обычаи и привычки в браке, число детей, а часто даже воз­раст смерти, выбор профессии передаются из поколения в поколение.

Даже если индивид пытается «выстроить» себя где-то вовне, он остается сверхдетерминированным принадлежностью к родству, которое остается с ним, даже если он намеревается от него уйти. Эта бессознательная «прописка» ведет к тому, что постулируется существование ге­неалогического прошлого, которое вменяется субъекту и струк­турирует его психическую деятельность. Сознательное или бес­сознательное повторение поступков, симптомов, ситуаций, «выборов» — это проявление связи с предшествующими поко­лениями, связи, необходимой для построения индивида.

Учитывая историческую перспективу, важно занимать системную позицию относительно "совпадения" событий. События, одновременно происходящие в разных частях семьи, не рассматриваются просто как диапазон слу­чайностей, а видятся скорее как взаимосвязанные системным способом. Важные события, вероятнее всего, случаются в опреде­ленное время, чем в другое. Особенно это касается того, что происходит в переходные периоды между стадиями жизненного цикла в семейной истории. Симптомы группируются вокруг таких переходов, когда члены семьи лицом к лицу встречаются с задачей реорганизации своих взаимоотношений друг с другом при переходе на новую фазу. Симптоматическая семья "застревает" во времени и часто оказывается не в со­стоянии выйти из тупика путем изменения правил своего функционирования, переструктурирования и движения. Изучение семейной истории мо­жет дать важные ключи к пониманию природы таких тупиков и прояснить, как симптомы могут появляться, консервируя некоторые стереотипы взаимоотношений или защищая определенное "наследство" предыдущих поколений.

На примере одного поколения можно понять, что ребенок несет на себе печать бессознательной идентификации и тайны своих родителей. Труднее разобраться с тем, почему потомки несут на себе эту печать. И почему одно поколение за другим преследует тайны предков? Как показали работы Анн Анселин Шутценберг [15] этот эффект может удерживаться на протяжении многих и многих поколениях.

Но в современной науке на данный момент остается непроясненный вопрос – как переписываются и передаются семейные тайны в повседневной жизни, если о них не говорят. Как осуществляется трансгенерационная передача, то есть как происходит передача то бессознательного к бессознательному? Все происходит так, как если бы существовали тесные непроговариваемые и активные связи между различными поколения­ми. Существует несколько версий объясняющих данный феномен. Так, Руперт Шельдрейк рассматривает вопрос о передаче, как своего рода энграммации, подобно тому, как синицы в Англии из поколения в поколение передают друг другу спо­соб вскрывать банки с молоком, выставляемые у дверей коттеджей, — ведь сейчас все происходит так, как будто им не нужно обучаться этому. В трансперсональной психологии интересен подход док­тора Ч. Тойча. Его концепция заключается в том, что моле­кулы ДНК несут не только генетический код наследуемых биологических и физиологических особенностей организ­ма, предрасположенностей к определенным болезням, но несут и генетический код, определяющий паттерны поведения, предрасположенность к некоторым проблемам, со­бытиям, жизненным трудностям. «В ДНК сохраняется ин­формация об опыте и жизненных ролях предков».

При  исследовании индивида в рамках семейной истории, вернее формирования повтороящегося  поведения под её влиянием, где в качестве исследования феномена и механизма трансгенерационной передачи стоит обратится к теории установки, разработанной школой грузинских психологов. На данный момент наука располагает множеством теорий, гипотез и версий влияния семейной истории и семейного опыта на развитие и функционирование индивида и каждая из этих теорий и гипотез предлагает свое видение ситуации, которое является верным со своего угла зрения. Так, если опереться в методологическом подходе на принцип дополнительности Н.Бора, который можно кратко перефразировать как «единство в многообразии» и где имеются в виду разные измерения самой сущности феноменов, не сводимые в общем случае к противоречию сторон, то стоит рассмотреть данную проблему с нового угла зрения, то есть влияния диспозиционных фиксированных установок, с учетом которых на данный момент ученные не рассматривали трансгенерационный феномен. Подобный подход, конечно же, не даст исчерпывающего ответа на  детерминированность человеческого сознания и его поведения, или отсутствия такового. С такой точки зрения можно посмотреть на проблему с нового угла и внести свой вклад в вопрос, который ставится в психологической науки на протяжении уже многих веков – «Какова связь между индивидом и его жизнью, кто кого порождает».

 



Просмотров: 432
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Отношения поколений. Концепция «Вложения» и передача травмы из поколения в поколение.
  • Семейные установки: из поколения в поколение
  • Род, большая Душа, бессознательное семейной системы...Влияние на жизнь "здесь и сейчас".
  • Анализ семейной системы как целостной структуры на примере жизненной истории Стива Джобса
  • Межпоколенная трансляция семейной истории: теоретические аспекты в зарубежной психологии
  • Влияние семейных отношений на развитие личности и формирование модели создаваемой семьи.
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Сложные семьи. Три истории истории о женском (не)счастье.
  • Особенности адаптации замещающей семьи как системы к новой семейной структуре
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Консультация психолога по семейной психологии и семейной жизни
  • Как изменить ход Вашей семейной истории?
  • Готовимся к семейной жизни: границы вашей семьи
  • Почему ваш мужчина может продолжать мастурбировать и смотреть порно, даже если у него уже есть Вы
  • Новое поколение детей - "старое" поколение учителей. Как примирить
  • Почему люди не обращаются за помощью к психологам, даже если есть острая потребность?
  • Краткий конспект истории семейной системной терапии
  • Кто является автором того, что с нами происходит?
  • Мамы поколения "Х" и дети поколения "Z": несовпадения
  • Партнерские отношения как основа взаимоотношений между членами семьи
  • Книги по психологии, которые стоит прочесть, даже если вы не психолог
  • Формирование созависимых отношений в семье. Передача чувств между членами семьи .
  • «Трансгенерационная передача сценария жизни-Синдром предков»
  • Человек делает лучшее, на что он способен в данный момент времени.
  • Что происходит, если женщина раньше времени решила, что этот мужчина и есть её единственный
  • Нужен ли Компромисс между супругами для Cчастливой семейной жизни или это ЗЛО?
  • Конфликты в семейной жизни или искусство общения между супругами
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • «Изучение и анализ истории рода – где это в психологии?»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь