|
От родителей к детямАвтор статьи: 404
И снова здравствуйте. Чуть раньше я писал о межпоколенной передаче эмоциональной компетентности от родителей к детям. Что же передаётся от родителей детям? В основном это способы функционирования в различных ситуациях. Они передаются на сознательном и бессознательном уровнях. На сознательном уровне это открыто обсуждаемые между бабушками, дедушками, папами, мамами и детьми семейные привычки, правила, ритуалы, стиль жизни. Это явно и на виду, это и есть воспитание. Этим межпоколенная передача не ограничивается. В большей степени это бессознательный процесс. На бессознательном уровне передаётся то, о чём умалчивается. Это семейные тайны, то о чём не говорят, и о чём даже думать запрещено. Это то, что не «перерабатывается», то что семья не может «переварить» по какой-либо причине, то что не проговаривается, не оплакивается, а старательно скрывается от последующих поколений. Всё делается из лучших побуждений. Участники событий стремятся оградить себя и своих потомков от боли, стыда, страданий и опасности. Ворзможно это смерть близкого и родного человека, возможно это события вызывающие чувство стыда. Больно и ужасно не то, чтобы проговаривать это с детьми, а даже в мыслях возвращаться к этому. Любая тайна и непроговорённость уже является патогенной, она создаёт и поддерживает в ребёнке неосведомлённость при этом усиливая недифференцированность и эмоциональную зависимость. Ребёнок в своей любознательности всегда касается семейной тайны. Когда это происходит есть два пути. Редкий и частый. Редкий – честно и открыто поговорить с ребёнком об этом. В этом случае происходит увеличение степени дифференцированности и уменьшение эмоциональной зависимости. Частый – резко агрессивный, или уклончиво пассивный отказ обсуждать с ребёнком заинтересовавшую его тайну («подрастёшь – узнаешь»). Так формируется эмоциональная зависимость. Ребёнок понимает, что с этим вопросом обращаться не стоит, иначе получишь неприятие. И чем больше таких тем, тем больше энергии эмоций уходит не на развитие, а на поддержание призрачного душевного комфорта, который так легко нарушить «шагнув» невзначай в запрещённую тему. И ребёнок живёт уже не своими эмоциями и потребностями, а обслуживает эмоциональные потребности своих родителей (чаще матери). Ещё раз хочу подчеркнуть, что это делается и настоящей любви к ребёнку. Помимо этого непроговариваемость и неосведомлённость создают у ребёнка пустоту, которую он заполняет своими фантазиями, страхами, тревогами. Тут есть и ещё один момент. Тайны создают у родителей непреодолимую тревогу о том, что они скрывают. Тревога родителей намного сильнее детской. Родительская тревога, транслируемая ребёнку, также оказывает патологическое воздействие на формирование его личности. При этом травма, которая передаётся намного сильней той, что получают. «Всё что замалчивается в первом поколении, второе носит в своём теле.» Ф. Дольто.
Это проявляется в виде травм, соматических и психических заболеваний. При проговаривании, оплакивании, «переработке» травм полученных родителями (даже от своих родителей), часто исчезают заболевания у детей. Есть ещё один фактор неосознанной межпоколенной передачи. Возможно самый важный. Это скрытая лояльность семье. Эта преданность предкам является невидимой, и именно она заставляет человека функционировать именно таким способом, она руководит им. Как написано в библии: «Родители съели зелёный виноград – а у детей появилась оскомина на зубах.» Важно сделать этот фактор видимым, чтобы знать, что действительно руководит человеком, и зная это, возможно, найти другие способы функционирования, чтобы человек смог обрести свободу жить своей жизнью. Человеку в рамках современной культуры трудно увидеть и осознать как отношения предшествующих поколений в его семье влияют на его нынешнюю жизнь. В России это сделать труднее, чем где бы то ни было. Много войн, выбивших целые поколения, репрессии и традиция отрекаться от старого мира сделали своё дело. Многие потеряли корни, связывающие их с предками не по своей воле, а кто-то, возможно, прервал отношения добровольно. И каждый раз жизнь как с нового листа. Так не бывает. Даже если лист не знает ничего о ветках стволе и корнях – они есть, и оказывают влияние на его жизнь. Современная культура поддерживает иллюзию, что можно порвать связь с предыдущими поколениями и начать жить заново. Разрыв отношений и увеличение расстояния между родителями и детьми не приводит к эмоциональной свободе. Как появляется дифференцированность? Она не может взяться ниоткуда. Это постепенный процесс, начинающийся в детстве, и продолжающийся всю жизнь. Задача родителей помочь детям в этом процессе. Помочь им научиться отличать свои чувства и мысли от чужих. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|