Саботаж аутентичной амбициозности

             «При твоих способностях, ты бы мог достичь значительно большего!». «Я мог бы – если бы захотел – иметь существенный успех у жизни (материальное положение, социальный статус, шикарный образ жизни….)!   Правда состоит как раз  в том, что действительно «мог бы»!  И, тем не менее – и это тоже есть обидная правда – не смог, не состоялся, не достиг и, соответственно,  не реализовался. И, похоже, уже этого не произойдёт в твоей жизни.

            Осознание нереализованных возможностей и упущенных шансов не просто определяет пессимистический эмоциональный фон повседневности. Разочарование и «установки разочарованности», определяющие смысл бытия и выражающиеся во всё более усиливающемся неверии личности  в себе, «неверии в благодать» заставляют человека искать способы компенсации такой безрадостной перспективы. Многие находят.  Я называю такие способы компенсации внутренней нереализованности эрзац формами.

            Эрзац форма – это вид опыта, представляющий собой инфантильную и  в силу этого нереалистическую установку на замещение реально необходимой для благодатной и успешной жизни деятельности. В основе эрзац деятельности лежит бесплодная, но «греющая душу», блаженная надежда. Феномен блаженной надежды, застилающей унылые перспективы  и создающей иллюзию благополучия, описан мной ранее в статье «Эпистемология блаженной надежды». 

Такие виды деятельности как чрезмерное увлечение телесериалами, эмоциональные разговоры о политической, экономической, этнологической ситуации с приятелями, компьютерная пристрастность в разных видах (чаты, игры, социальные сети, виртуальные знакомства без реальных встреч), «диванная медитация» вместо реальных событий, «экстремальная пищевая активность» вместо субъектной жизни, «многочасовые телефонные разговоры» вместо реальных встреч с друзьями….  К эрзац формам относятся сформированные вредные привычки (курение, алкоголизм и т.п.).   А также и различного рода пассивно-инфантильные  занятия (преимущественно домашний образ жизни или, наоборот – уличный)….

Эрзац формы – явление противоположное аутентичным формам жизни человека. Как мы видим, они характеризуются инфантильностью, пассивностью (в отличие от субъектности аутентичных форм), зависимостью от внешних (контекстуальных) условий, потребительским отношением к ресурсам и другим людями. В этой связи мне вспоминается известный анекдот про африканского негра-аборигена. Сидит абориген и плюёт зёрна финиковой пальмы в море.   Подходит к нему белый бизнесмен и удивляется, зачем он это делает. «Это же расточительно: из каждого зёрнышка можно вырастить пальмовое дерево! Оно тоже будет давать плоды – стоит только эти посеять и ухаживать за появляющимися деревцами» - говорит он негру.  «А это зачем?» - спрашивает абориген. «Вырастет  целая пальмовая роща, с каждой пальмы будет много плодов, ты их можешь собрать и продать и выручить хорошие деньги!» - отвечает ему белый. «А это зачем?», - спрашивает его абориген.  «Ты, что, не понимаешь?! - удивляется белый. – Когда у тебя будет много денег, - вот тогда сиди себе спокойно и плюй!». На что ему абориген отвечает: «А я что делаю!».

Мне представляется, что в основе любой эрзац формы лежит бессознательный саботаж аутентичной амбициозности.  Человек изначально и неосознанно делает выбор в пользу  простых,  уже проверенных - привычных и доступных решений. Эти решения в пользу уже имеющихся в опыте форм поведения направлены исключительно  на персональное потребление.  Парадокс состоит именно в том, что глубинные намерения такого потребительского отношения и поведения заключаются в желании обретения субъектом ценностей более высокого порядка, чем банальное потребление внешних благ. И макиавеллевское «цель оправдывает средство» здесь терпит фиаско. Скажем глубинным намерением обжорства  как эрзац формы является ощущение содержательности и полноты жизни.  Глубинной ценностью курения может быть и релаксация, и, наоборот, мобилизация, и ритуал завершения какого-либо занятия….  Понятно, что для интересной и содержательной жизни  обжорство явно не годится, а для глубинных смыслов курения само курение как отравление организма является чем-то просто противоположным….

Для меня является очевидным, что любая форма потери аутентичности есть момент саботажа и власти над новым и неосвоенным, но адекватным поведением. То есть если  человек привычно прибегает к саботажным действиям в эрзац формах, то это значит только то, что в этом есть тестовая ситуация. Она замаскирована привычной саботажной эрзац  формой. Саботируется в такой тестовой ситуации  именно амбиция на достижение новых вершин.

Любой человек может проверить истинность этого утверждения по собственному опыту такого саботажа! К примеру, темы  «откладывание на потом», оправдание тем, что «ещё не время», что ещё «вагон времени», «что ничего страшного не случится от этого маленького и аппетитного кусочка», «что все так живут», «что бывает и хуже»….  В силу механизма «блаженной надежды» блокируются усилия личности на достижения в будущем. Потому, что и в настоящем всё как бы неплохо: «Если есть в кармане пачка сигарет, то не так уж и плохо на сегодняшний день» (Виктор Цой).

Итак, саботаж здоровой амбициозности строится на дегенеративной активности нескольких  установок. Эти установки  мгновенно включаются в тестовых ситуациях в момент выбора и выражаются в доминирующей и подавляющей активности эрзац форм. Это такие установки как

- ни одно усилие, направленное «на потом», не стоит удовольствия и комфорта «здесь и сейчас»;

- необходимость чего-то достигать практически и есть реальность этого достижения. Виртуальная реальность и действительность – это всё равно реальность. Так какая разница? Медитация на возможность есть реальность и она самодостаточна;

- действовать трудно и опасно – можно ошибиться. За ошибки нужно платить непомерную   цену. Стоит ли начинать что-то важное для себя, если ты всё равно проиграешь?

- реальная персональная ответственность состоит в избегании  провала,  наказания и опасностей. Кто рискует – тот безрассуден, но иногда ему везёт. Успех – это больше удача, везение, так как только от тебя самого практически ничего не зависит. Жизнь нужно прожить так, чтобы не «подорваться на минном поле» и не разочароваться;

- романтика – это для детей и юношей. Они могут себе ещё позволить мечтать. Взрослый и ответственный человек – это осторожный прагматик, максимально компетентный в принципе «ласковый телёнок двух маток сосёт». Взрослый должен быть максимально вооружён знаниями для адаптивного поведения;

- знания всегда важнее поведения, рефлексия важнее проактивности, а мета программы избегания опасности – важнее стремления к достижениям. «Не спеши, а то успеешь практически всегда не туда, куда хотел бы».

При таких глубинных верованиях и убеждениях человек лишается амбициозности напрочь. Человек вызов амбициозности как таковой в ситуациях эрзац форм не воспринимает. Человек в тестовых ситуациях воспринимает не запрос своего бессознательного на инициативу и амбициозность, а в силу вышеприведенных саботажных установок исполняет как безапелляционную директиву команду на поиск безопасности, комфорта и опоры на территории своего огорода и параграфа.

Человек, лишённый амбициозности – трутень. Ничем не лучше карьериста – человека с доминирующими Эго-амбициозными формами. Правда, встречаются «талантливые лентяи» - но не о них сейчас речь. Речь идёт о большинстве людей, пассивных, приспособленных к реальности, многого не требующих для себя.  Тихих и незаметных. Не высовывающихся и не заявляющих о себе. И никому не нужных. Таких, скорее всего, значительно больше, чем людей амбициозных.  «Сериальный» внутренний мир этих людей скушен настолько, насколько скуден их уровень притязаний на успех и счастье, как и уровень персональной социальной ответственности за  собственное благополучие и личностный потенциал.

Пассивные эгоцентрики – так ещё можно назвать таких людей – весьма разношёрстная публика на предмет потребительских интересов. Они, - люди лишённые амбиций самореализации через творчество и созидание – составляют основу любого общества, где потребительство и законопослушание существенно важнее индивидуальной значимости.  Где персональное разнообразие унифицируется финансовыми ориентирами успеха и где личная инициатива теряется в строевом марше. Где персональное творчески созидательное счастье подчинено ликованию толпы, когда это громогласное (был бы шкурный повод!) запорожски-казацкое «майданное ликование» есть единственная форма персонального волеизъявления и заявления и о чём-то, что очень сильно отличается от  личного и уникального.

Следует догадываться о том, что зрелая личность амбициозна и по отношению к своим архетипам – вынуждена в силу этой самой неуёмной золотой жизнерадостной воли познать себя на пути к творческой самореализации. На этом пути энергия золотой жизнерадостной воли по мере  эволюции приспосабливает энергию Архетипов-Драконов и такой личности не нужны майданные вожаки или забугорные евро консультанты, как это происходит сейчас в совсем не самостийной многострадальной Украине. Зрелым аутентичным самоактуализирующимся личностям для позволения себе бытия самим собой вовсе не нужны механизмы коллективного бессознательного толпы.

Дракон – он хоть на майдане в толпе, хоть в Архетипе персонального коллективного бессознательного в принципе эмоционально-вегетативен. Примитивность Дракона оправдывается его огромной силой, которая олицетворяет мощь доисторической и даже до человеческой истории развития. Эта мощь чувствуется каждый раз, когда возникает тестовая ситуация или социальный катаклизм. В любом случае эта мощь заявляет о себе в таком первозданном виде катастрофическими перспективами.

Только амбициозная личность способна совладать с энергией Архетипа. Та сила и мощь, которые требуют бездумно своего воплощения, будут в силу аутентичной амбициозности сориентированы  - как последователи за лидером. И соответственно организованы. Энергия эмоционально-вегетативной, архетипической психики человека начинает в силу развития его как личности служить ему верой и правдой. Варианты же без амбициозные или же эго-амбициозные – это  есть фактическое «служение Дракону». А  к чему это приводит,  мы можем  наблюдать – примеров пруд пруди.  



Просмотров: 290
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • В какие моменты жизни человек задумывается о своем предназначении? (Даже если не собирался этого делать…)
  • Человек с ружьём всегда найдет себе цель в жизни.
  • Что есть сон, а что реальность, и есть ли между ними грань?.... А может все наоборот и спим мы наяву?
  • Человек - Деньги - Человек, или где кроме маркетинга есть h2h…
  • А у вас есть любимый человек? Сейчас вы узнаете кое-что новенькое!
  • Внутренняя боль таит в себе силу жизни
  • Аутентичность амбициозности личности
  • Почему человек знает, что ему нужно сделать и не делает этого
  • Когда ситуация в жизни тупиковая – худшее , что можно придумать- замкнуться в себе.
  • Человек – невидимка, есть ли у тебя место?
  • Хочу, чтобы в моей жизни больше не было проблем. Вы уверены, что и правда этого хотите?
  • Есть воля - есть человек.
  • Человек жив, но в твоей жизни его больше нет.
  • А зачем мне речь, если у меня есть идеальные родители
  • Две жизни: та, что должна быть и та, которая есть
  • Алкоголик — человек, у которого есть выбор.
  • «Разве у меня есть выбор?» или проблема выбора в психологии и жизни
  • Если хочешь в жизни перемен, не сиди на месте! ( о пользе смен зон комфорта и не только).
  • В жизни все есть, но ничего не радует.
  • Что мотивирует полюбить себя такой какая есть и стать такой, какой хочу быть?
  • Возможно ли изменить сексуальную ориентацию, если сам человек этого хочет?
  • В жизни всегда есть место отдыху
  • Человек может быть счастлив только в настоящем моменте
  • Изобилие это когда всё есть и даже немножко больше, а лучше много про запас.
  • Что делать, когда вам за 40 и в жизни есть всё... кроме мужчины?
  • Я БОГАтый человек! Я есть!
  • Одиночество есть человек в квадрате
  • Уважающий себя человек никогда не сделает этого
  • Жизнь или страх? Или что делать, если есть страх жизни
  • Есть ли счастье в личной жизни или развитие отношений в паре



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь