|
Аннигиляционный характер динамики психических явленийАвтор статьи: Погодин Игорь Александрович
В работе, которую вы начинаете читать, рассматривается универсальный механизм, которым опосредуется психическая динамика в поле «организм – среда». Настоящий анализ феноменологии эмоциональных, мыслительных процессов и поведенческих актов базируется на постмодернистских методологических основаниях.
Ключевые слова: аннигиляция, рождение пары, агрессивная природа психических явлений, аннигиляционный цикл контакта. Одним из наиболее важных положений настоящей статьи, относящихся к психологической феноменологии и динамике, является представление об агрессивной природе психических явлений. Другими словами, чувства и потребности человека, его представления и паттерны поведения являются агрессивными проявлениями. Например, если я сообщаю другому человеку о своих переживаниях в контакте с ним, наши отношения не могут остаться неизменными, как бы этого иногда не хотелось. Размещение чувств (равно как и убеждений, идей, поведенческих паттернов и т.д.) на границе контакта со средой всегда трансформирует и контакт, и все его производные, включая межличностные отношения и контактирующие self. Именно поэтому единственной формой существования self, предполагающей творческое приспособление в поле, может быть только процесс. Индивидуалистический же подход к человеку, проявляющийся в представлениях о личности как более или менее устойчивой постоянной структуре, чреват возникновением тревоги разной степени выраженности, относящейся к неизбежности разрушения личности. Действительно, если все психические явления выступают формами проявления агрессии, цель которой – трансформация существующего контекста поля, включая и феномены, релевантные личности, тогда личность подвергается постоянному и неизбежному разрушению – в некотором смысле, ежесекундной смерти. Думаю, что именно этот диссонанс, появляющийся при столкновении полевой и индивидуалистической парадигм, порождает страх перед агрессией и сопутствующие попытки каким-либо образом управлять ей. Этому феномену соответствует множество попыток: разделить агрессию на конструктивную и деструктивную, на творческую и аннигиляционную и т.д. В своем экстремуме эти попытки проявляются в культуральных векторах, направленных на искоренение агрессии из повседневной жизни. Анализируя феномен аннигиляционной агрессии, имеющий негативный оттенок и в общественном сознании, и в научных исследованиях, обнаруживается интересный факт. Прилагательное «аннигиляционный», по всей видимости, является производным от существительного аннигиляция (от позднелат. annihilatio – уничтожение, исчезновение). В современной физике, например, аннигиляция[1] обозначает процесс, предполагающий уничтожение частицы и античастицы при их столкновении. Однако процесс аннигиляции предусматривает также возникновение новых элементов, производных от этого столкновения. Например, столкновение электронов и позитронов в результате их уничтожения порождает фотоны. Более того, одновременно с процессом аннигиляции с необходимостью существует обратный ему процесс – рождение пары[2]. То есть фотоны в свою очередь образуют электроны и позитроны. Этот процесс, подчиняясь законам сохранения, не имеет границ и происходит постоянно. Интересно, что представления об аннигиляционной агрессии, имеющие кроме всего прочего негативный оттенок с точки зрения морали, игнорируют всю полноту аннигиляционной динамики. Думаю, это не случайно. Ведь если принять агрессию как феномен, с одной стороны, не имеющий этическо-морального значения, а с другой – как единственный источник психических явлений, то традиционные представления о личности теряют свои прежние значения и смысл и должны быть пересмотрены. Все вышесказанное имеет также отношение и к прикладным аспектам данной проблемы, включая клиническую теорию и практику, проблемы мотивации, теории о поведении человека и т.д. Дальнейший анализ психической феноменологии и динамики я построю, исходя из двух положений: 1) представления об агрессии как основном источнике психических явлений; 2) представления об аннигиляционной сущности агрессии, то есть о том, что любая агрессия является феноменом континуума «аннигиляция – рождение пары». Чувства представляют собой результат остановленного действия, возникая, таким образом, в точке фрустрации потребности или отсрочивания ее удовлетворения. Рассматривая этот тезис как достаточно значимый, но все же неполно представляющий универсальный механизм формирования эмоциональных психических явлений, замечу, что чувства являются не столько результатом остановленного действия, сколько неизбежным и с необходимостью возникающим дополнительным эффектом столкновения self с актуальными в данном контексте потребностями и условиями поля, то есть с самим контекстом. Таким образом, self и среда выступают психологическими аналогами частицы и античастицы, а появляющиеся в результате их столкновения (контакта) чувства – соответствующими производными. Кроме того, важно отметить, что среды как объективно существующего пространства не существует, поэтому self вступает во взаимодействие не столько с самой средой, сколько с образом этой среды. Образы при этом важнее реальности физического пространства[3], поскольку self питается именно ими. Для полноты изложения необходимо сказать, что подобным динамическим механизмом могут быть объяснены не только особенности возникновения тех или иных чувств, но и появление образов, представлений о себе и окружении, идей, паттернов поведения и т.д., то есть вся психическая феноменология в ее полноте и целостности. Ведь self вступает в контакт со средой не только id-функцией, вносящей в контакт актуальные потребности, но также функцией personality, релевантной динамике образов и представлений о себе и мире, и функцией ego, определяющей паттерны поведения и способы организации контакта. Появление новых идей, образов, мыслей, паттернов поведения в качестве сопутствующих контакту психических эффектов определяет возможность интеллектуального и духовного развития человека, а также формирование у него некоторых важнейших психических образований в форме навыков, умений, способностей и т.д. Психическая динамика не останавливается на фазе аннигиляции. Появившиеся в результате контакта в поле чувства, образы, идеи, паттерны поведения и т.д. подвергаются обратному процессу, аналогичному «рождению пары» в физике, то есть интегрируются вновь в self и среду (точнее в образ среды). Думаю, что в этом случае можно выделить два типа исхода интеграционного процесса, производных от способности трансформировать появившиеся психические эффекты контакта во впечатления (речь идет о возможности заметить и осознать эти эффекты, будь то чувства, мысли, поведение). Новые психические образования могут стать впечатлением, но также могут быть и проигнорированы. Например, сложности в этом процессе, характеризующие людей, страдающих пограничными расстройствами, заключаются в чрезмерной скорости процесса «аннигиляции – рождения пары» и невозможности остановиться и осознать происходящее. Кроме того, характерная для многих из таких клиентов алекситимия не позволяет, ввиду отсутствия инструментария, осознать и зафиксировать возникающие переживания в форме впечатления. Поэтому появившиеся в результате аннигиляции психические явления возвращаются в исходные self и образы среды, никак не трансформируя их. Так функционирует замкнутый круг отыгрывания вовне (acting out). Психотерапевтическим ресурсом для пограничных клиентов выступает возможность остановки, только тогда появляется некоторая возможность заметить происходящее. Далее динамический процесс развивается в сторону трансформации впечатления в новый опыт с сопутствующей ассимиляцией его в постконтакте в self и образ среды. Несмотря на важность в гештальт-терапии нового впечатления[4], необходимо отметить, что оно не обязательно сформирует представления о новом опыте и не обязательно ассимилируется в self в новой конфигурации. Например, новое впечатление может сильно напугать человека, тем самым, мотивируя, иногда неосознаваемо, отказ от него или обесценивание. В случае невротического клинического регистра новое впечатление может вступить в конкуренцию с ригидным многолетним интроектом, которому клиентом делегируется, как правило, значительно больше власти. Страх всего нового вообще очень часто заставляет игнорировать или обесценивать впечатления. Думаю, этот феномен характеризует не только отдельного человека, но и культуру в целом. Так, центральной сюжетной линии многих современных фантастических фильмов о путешествии во времени часто сопутствует связанная с тревогой и страхом идея о необратимости глобальных ужасающих трансформаций в будущем даже при незначительных изменениях в прошлом. У отдельных людей страх изменений проявляется в менее выраженной форме и связан с предположением, что динамика в их чувствах, образах, мыслях и особенно поведении может разрушить их и без того сложную жизнь. Таким образом, терапевтический акцент необходимо размещать в точке ассимиляции впечатления. Относительно общего значения анализа психической феноменологии и динамики через призму модели «аннигиляция – рождение пары» для психотерапии следует отметить, что соответствующий ему терапевтический процесс имеет задачу сопровождения и поддержки естественного хода аннигиляционного цикла контакта. В завершении несколько слов об эволюционном значении агрессии, обслуживающей континуум «аннигиляция – рождение пары». Очевидно, что культурные изменения также подчиняются принципам аннигиляционного цикла. Для удобства я бы даже провел аналогию между self и культурным процессом. При этом условный искусственно осуществленный срез, предполагающий фиксацию self [3] рождает представления о структуре личности, а подобный фиксирующий срез культурного процесса определяет состояние общества, которое зачастую обозначается термином эпоха. Эволюция эмоциональной жизни человека и человечества от сильных архаичных аффектов симбиотического свойства (ярость, ужас и т.д.) к социальным чувствам (вина, злость, стыд и т.д.) может быть, например, представлена через анализ процесса аннигиляции архаичного self древнего человека с соответствующим ему образом среды и вторичного процесса «рождения пары», лежащий в основе формирования более зрелого self и образа среды. Творческая эволюция мышления и соответствующих ему идей, мыслей, представлений может быть описана посредством аннигиляции одних представлений и рождения других [4]. Эволюция способов организации контакта подчиняется аналогичным закономерностям. При этом развитие и трансформация всех функций культурального процесса взаимообусловлены и имеют место в одно и то же время, образуя единый процесс творческой эволюции. Эволюция идей, эмоциональная эволюция и эволюция способов организации контакта являются производными не только от аннигиляционного процесса, но и друг от друга. Анализ же этих феноменов по отдельности является искусственным образованием и необходим лишь в исследовательских целях. Литература
[1] Аннигиляция пары (от позднелат. annihilatio – уничтожение, исчезновение) – один из видов превращений элементарных частиц, происходящий при столкновении частицы с античастицей. При аннигиляции частица и античастица исчезают, превращаясь в другие частицы, число и сорт которых лимитируются законами сохранения. Например, при малых энергиях столкновения в процессе аннигиляции пары электрон – позитрон возникают фотоны, а пары нуклон – антинуклон – в основном пи-мезоны [1]. [2] Процесс превращения элементарных частиц, при котором образуется пара частица – античастица. Такими процессами являются рождение пар электрон – позитрон фотонами высокой энергии в кулоновском поле атомных ядер и электронов, пар нуклон – антинуклон быстрыми нуклонами и т.д. Рождение пары – процесс, обратный аннигиляции пары [1]. [3] Курт Левин, например, вводит в теорию поля альтернативное понятие – жизненное пространство. В некотором смысле жизненное пространство представляет собой интерпретацию физической реальности и является производной с одной стороны от динамики психических процессов, с другой – от состояния физического пространства. В модели жизненного пространства учитывается множество различных факторов, влияющих на поведение и определяющих его закономерности. Посредством собственных действий человек может воздействовать на физический мир, который, в свою очередь, постоянно оказывает влияние на феноменально данный психологический мир [2, 5]. [4] Я бы охарактеризовал гештальт-терапию как терапию впечатлением. На мой взгляд, терапевтический процесс в гештальт-подходе акцентируется на увеличении способности клиента замечать происходящее с ним и в окружении. Пожалуй, это единственное доступное нам терапевтической средство, по крайней мере – единственное, поддающееся управлению в терапевтическом процессе. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|