|
Чему учить современный бизнесАвтор статьи: Акимова Елена Евгеньевна
ЧЕМУ И КАК УЧИТЬ СОВРЕМЕННЫЙ БИЗНЕС
Чему и как учить современный бизнес? Какие знания необходимы для достижения результатов в бизнесе? Интересный очень вопрос. Если зрить в корень, успешный бизнесмен решает чужие проблемы: хотите есть – вот вам еда, хотите быстро передвигаться – вот вам транспорт, не можете купить – возьмите в аренду или давайте кредит оформим. Поэтому главный клад бизнесмена – знание о проблемах окружающих его людей, его района, города, области, страны. Инструменты: наблюдение, размышление, разведка, анализ. Второй шаг к успеху – понимание собственных приоритетов и выбор пути. Какую проблему буду решать именно я? Люди живут плохо, и они эту проблему глушат при помощи палёной водки. Может быть, я тоже буду торговать водкой? Может быть, даже не палёной? Или водкой я не буду торговать ни при каких условиях, но дам им книги, аттракционы, турпоходы буду организовывать? Здесь мы рассматриваем два фильтра: фильтр бизнесмена, чем он готов заниматься, к чему душа лежит, и фильтр региона, в котором он собирается действовать. В зоне пересечения выбирается точка приложения усилий. Решено, люди моего района (уровень выше пока не потяну) живут плохо (проблема), основная причина – нет организованного досуга (корень проблемы), всю жизнь любил организовывать досуг других людей. За это и возьмусь (точка приложения усилий). Дальше встаёт вопрос – как? Как – это всегда идея. Генерирование идей – следующее умение, которое необходимо бизнесмену. Как я буду решать проблему и чем я буду отличаться от других? Поиск изюма. Дальше бантики. Бантики необходимы для того, чтобы окружающие поняли, что то, что у нас в корзине – это изюм, а не репейник. Что гораздо круче кататься на аттракционе или сходить в поход, чем напиться водки, пусть даже и высшего качества. Оформление идеи, реклама, продвижение. А дальше идёт внедрение. Поставил на пустом пляже надувную горку – дети счастливы, сам сидит рядом - деньги считает. Чем не бизнес? На данном этапе нужно знание экономики: горку купить по выгодной цене и отличного качества и цену назначить, чтобы клиент шёл валом. Ещё, конечно, уметь бухгалтерию вести и с налоговыми органами дружить. Ещё вперёд заглядывать, что будет дальше? Когда следующим летом рядом появится другая горка. Или две. Возможно, нужно передавать опыт и готовить кадры… И искать новые идеи. Это модель любого, самого навороченного бизнеса. С той лишь разницей, что при повышении уровня основные задачи будут решать группы людей: отделы, службы, департаменты. Единственное, что не учтено и не описано выше – умение строить отношения. Как для одного человека в бизнесе, так и для одного человека во главе огромной корпорации умение строить отношения – это основа основ и первопричина успеха. Если я сижу у горки с оскалом людоеда и на детей – основных потребителей услуги - рявкаю, то будь я семи пядей во лбу финансистом и экономом, не пойдёт у меня бизнес. Если я наикрутейшую идею не могу донести до сотрудников, не умею их вдохновить и от злости только слюной брызжу – не пойдёт у меня бизнес. Если я не умею договариваться, находить подход, уважать партнёров, вызывать уважение к себе – не пойдёт. А как только в организации становится больше одного человека, добавляются управленческие компетенции. Которые совершенно точно являются базовой составляющей грамотной организации бизнеса. Всему этому и нужно учить: видеть проблему – находить идею решения – планировать и прогнозировать – продвигать и рекламировать – считать и делиться – соблюдать законы – подбирать, обучать и воспитывать кадры – и общаться, общаться и ещё раз общаться. А поскольку в одну голову все эти знания и умения всё равно не уложишь, развивать управленческие компетенции для делегирования практически всего узким специалистам. Менеджмент - это практика. Поэтому некоторые специалисты считают, что современные образовательные программы для управленцев по большей части бесполезны... Вы разделяете это мнение? Не разделяю. Давайте узнавать, что горячий утюг и колючий кактус трогать нельзя только на практике – на бинтах разоримся. А ведь есть ещё кипящее масло, скользкий лёд, розетка, великолепно сочетающаяся со шпилькой, и масса других приятных вещей. Что дают управленцам образовательные программы? 1) Информацию о чужом опыте, в том числе ошибочном. То есть идеи. Это дорогого стоит. Даже простой рассказ коллег о том, как они поступают в похожих ситуациях, расширяет палитру возможностей и пробуждает желание попробовать. А появившееся желание пробовать - это, в первую очередь, 2) Энергия на новый поступок, подход, попытку. 3) Кроме того, активное обучение – это и есть практика. Возможность совершить пробу пера в безопасной обстановке, например, тренинга – третий бонус. 4) Возможность анализа своих действий с обратной связью от коллег и тренера – четвёртый. 5) В конце концов, возможность не принять чей-то опыт из-за несовместимости с собственной личностью или спецификой бизнеса – это тоже много. В этом случае повышается уверенность в собственной правоте и собственных силах. 6) А иногда полученная во время обучения идея под влиянием специфики бизнеса принимает такие неожиданные формы, что глаз радуется и почти открытие совершается. 7) А ещё бывают неожиданные эффекты взгляда со стороны. Однажды матёрый переговорщик сказал мне после тренинга, где был элемент прохождения барьера секретаря: «Никогда не задумывался о том, какую роль может играть интонация секретаря в представлении меня начальнику! Я в шоке!» И вообще, откуда берутся образовательные программы? Их ведь не из пальца высасывают, правильно? Продавцы образовательных программ предлагают решения для обнаруженных ими реальных проблем современных управленцев. Разные решения. Каждое со своим изюмом и бантиками. Главное – правильно выбрать. А ещё мне кажется, во время обучения как нигде развиваются такие качества характера как организованность, настойчивость, упорство, вера в собственные силы. Можно анекдот расскажу. Пошёл как-то Изя мусор выносить. Час его нет, два его нет. Возвращается, жена на него набрасывается: - Да как же так можно, я места себе не нахожу, у мамы сердце, Сарочка плачет, тебя только за смертью посылать, в зоопарк ты, что ли, этот мусор водил? - Зато продал. Обучение помогает реализовать формулу успеха, давным-давно озвученную чародеями: видеть цель, не видеть препятствий, верить в себя. Что считать критерием оценки полезности бизнес-обучения? Вопрос, при всей его кажущейся простоте, с двойным дном. Потому что рассуждать о полезности, можно только понимая, что такое полезность. Толковый словарь Ожегова даёт, например, следующую трактовку: «хорошие, положительные последствия, благо; выгода». По онлайн-энциклопедии «Кругосвет» «нечто признается полезным, если: а) отвечает чьим-то интересам, б) обеспечивает достижение поставленных целей (способствует успешности действий), причем в) с наименьшими затратами (способствует эффективности действий)». В других источниках пользу рассматривают как пригодность для определённой цели. То есть, говоря о бизнес-обучении, мы должны рассматривать его полезность, во-первых, для того, кто учится, и, во-вторых, для его организации или непосредственно её собственника. Если мы говорим непосредственно про учащегося, то, с одной стороны, любое обучение кажется мне для него полезным в силу причин, изложенных в предыдущих пунктах. Тогда критериями могут быть появление новых идей, новых взглядов и новых инструментов, наряду с видоизменением и отказом от ряда старых. Постэффект – то, ради чего всё затевалось – непосредственная выгода – повышение эффективности специалиста. Практически любое: экологичности, тактичности, дипломатичности, организованности, пунктуальности и т.д. С этой же стороны можно заметить, что среда общения развивает Личность. Варясь в собственном соку, будешь самобытным. Но, только попав в суп, приобретёшь дополнительные вкусы других компонентов и специй. Помидор вкусен, брынза хороша по-своему, салат – на любителя, оливки как семечки, масло из бутылки пить не будешь, а греческий салат просто божественен! Критерии – хорошее общение и приобретённые контакты. С другой стороны, взрослый человек за редким исключением идёт учиться с целью решить конкретную проблему. Польза – она всегда для чего-то: то, что русскому – радость, немцу – смерть. Вот хорошая иллюстрация: полезен ли цианистый калий? Первая реакция – что Вы, от него умирают! Правильно, для здоровья… не полезен. Но почему-то именно цианистый калий зашивали разведчики в воротник одежды и считали его очень полезным – для чего? Все вышеперечисленные эффекты могут оказаться «попутными». Классными, нужными, необходимыми, но не первоочередными, а сопутствующими. И специалист будет разочарован, не получив конкретных знаний или не развив конкретный навык, за которым шёл. Тогда основным критерием стоит назвать соответствие полученных инструментов и идей цели обучения. А вот теперь наиболее интересный момент: специалист, прошедший обучение возвращается в свою организацию, и возникает большо-ой вопрос, насколько он - видоизменённый ей нужен, актуален и своевременен? Один из базовых постулатов системного консультирования гласит – изменение поведения любого элемента системы влечёт за собой изменение деятельности всей системы. Готова ли уже система принять цианистый калий, не поморщившись? Или пусть лучше он засунет себе… ой, извините, уберёт подальше свою прогрессивную систему бюджетирования, а то у нас воровать будет хуже получаться? Кстати, возможно и собственнику, казалось бы, главному заинтересованному, новые порядки могут прийтись не по нутру: раньше сколько хотел взять из кассы, столько и брал, а теперь только в ограниченных пределах и по определённым дням, а то у нас всё не сойдётся, и нас же в растрате обвинят! Но это уже вопрос соответствия поставленной на обучение цели уровню развития организации и её корпоративной культуре. И если цель определили … не очень адекватно, тогда организации оно точно во вред – и деньги отдали немалые, и специалиста, возможно, потеряли, обученного-то. Вот тебе, бабушка, и Юрьев день… Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|