Пятый урок.
Так как, мы с вами проделали небольшой путь (а если быть точнее, то 1/3 уроков по теории реляционных фреймов), то на этом уроке мы с вами все подытожим за предыдущие уроки. Поэтому если у вас возникли вопросы, пишите их в комментариях, постараюсь ответить.
Итак, поехали:
Как вы только что узнали, существует сильная эмпирическая и концептуальная связь между производными стимульными отношениями и языком. Однако это отношение не означает, что производные отношения стимулов зависят от языка или опосредованы языком.
Когда две зависимые переменные коррелируют подобным образом, это может означать, что обе переменные отражают один и тот же базовый психологический процесс. Именно такую позицию занимает теория реляционных фреймов. Согласно RFT, вывод отношений между событиями является ядром человеческого языка и познания. То, что мы узнаем о том, как люди получают отношения стимулов, может многое рассказать нам о том, как люди могут приобретать и использовать язык. Это представляет собой основную теоретическую и эмпирическую стратегию RFT.
Резюмирование:
Существует сильная эмпирическая и концептуальная связь между производными стимульными отношениями и языком.
Стратегия RFT состоит в том, чтобы рассматривать выведение отношений стимула и использование языка как отражение одного и того же базового психологического процесса. Согласно RFT, вывод отношений между стимулами и событиями является ядром человеческого языка и познания.
Подумайте, как соотносится теория реляционных фреймов с вашими психологическими теориями и идеями? Быть может, даже с какими-то из концепций--возможно, вы видите связь, а возможно, нет.
Как я уже уточнял в своих статьях, мне данная теория представляется очень сильно похожей на идею свободных ассоциаций--быть может теоретическая подоплека у них разная, но как работает язык--очень сильно похоже.
Да и мое чтение Фрейда начато было с Оговорок!
Помните, это еще начало пути--впереди самое интересное и практическое. Вы уже проделали небольшой путь и все еще непонятно, что же такое реляционный фрейм.
Скоро вы получите ответ. Прямо в следующем уроке!