Навык или интроект?

 В воспитании есть долгий путь - когда мы даем ребенку знания и формируем навыки.

И  короткий путь - запреты, указания, требования…

- ты должен быть хорошим

- тебе следует слушаться

- надо быть вежливым, добрым, умным, радостным…

- нельзя жадничать, злиться, ругаться …

Навык формируется, прививается, через упражнения, тренировку, через понимание смысла своих действий. Каждый навык вызревает в психике ребенка как культурное растение, требует особого внимания и ухода.

Именно навыки создают качества личности: умный человек способен мыслить, добрый - управлять своей агрессией, надежный - натренирован в ответственности.

Интроект - это навязанное убеждение или установка, которые попадают в психику, не переваривается психикой и принимается не критично. Такой интроект может стать чужеродным желанием ребенка, которое он воспринимает как свое. Ложные желания - ведут к неудовлетворенности и несчастью.

Ребенок наполненный интроектами - теряет связь с собой, со своими потребностями; живет из идеи "я должен". Последствия такого воспитания могут быть  разные, и депрессии, и неврозы, и зависимости. Потому что человек, который не ощущает своих потребностей, не сможет себя удовлетворить и будет чувствовать себя неудовлетворенным. Он будет использовать для удовлетворения какие-то заменители.

Ребенок, у которого хорошо сформированы необходимые для его возраста навыки -  легче  адаптируется к окружающему миру, способен быть успешным в социальной жизни, в общении, обучении. Он сможет добывать то, что ему необходимо для удовлетворения и счастья.

Случай из практики: девочка много говорит о том, как любит братишку, как весело с ним играть, она все все все ему готова отдать… при  этом улыбается очень напряженно, словно хочет сказать что-то другое.

"Ты должна любить братика" это интроект

Такой кусок обобщенной информации ребенок не способен переварить.

Как установка, такой интроект мешает отстаивать свои границы (говорить твердое и спокойное "нет", даже маленькому братику), учиться быть доброй и щедрой по-настоящему (прислушиваться к себе - когда хочется отдать свою вещь, а когда оставить себе и выбирать способ, каким это можно сделать), чувствовать свои желания (когда хочется играть, а когда хочется заниматься своими делами). Такой девочке трудно потом будет разобраться, что такое любовь, как любить умной любовью и не впадать в зависимость.

Для того, чтобы чувствовать себя уверенно, добиваться  успеха в разных сферах  жизни необходимо развивать определенный набор навыков в каждой из сфер. Хорошо, когда эти навыки формируются своевременно.

Для общения с людьми будут полезны такие навыки: выражать свои мысли, внимательно слушать, критически воспринимать информацию. В младшем возрасте закладываются основа коммуникации, а в подростковом  идет интенсивное освоение разных стилей и форм общения.

Для того, чтобы построить близкие отношения: эмпатия, способность говорить о проблемах, о чувствах, выражать чувства, делиться идеями. Для учебной деятельности: способность концентрировать внимание, анализировать, конспектировать, обобщать информацию, а также волевые навыки. Ребенок в 5-6 лет (нежный возраст) начинает осваивать психический мир: мир чувств и отношений. Это самый важный возраст для развития эмпатии.

Навыки, которые необходимы для успешной деятельности: целеустремленность, способность обучаться, работать с информацией, принимать неудачи. Подобные навыки формируются в младшем школьном возрасте.

Эти навыки ребенок может получить в семье: считывать родительские модели, подражать родителям, формировать при помощи родителя (когда взрослый дает поддержку на каждом этапе формирования навыка), познавать через игру.

"Ты должен учиться, чтобы быть успешным" , "Чтобы быть интересным в общении, ты должен много читать" - это интроекты.

"Давай мы с тобой сядем и  посмотрим, что тебе задали?.. О! Интересно! … Когда и как ты это будешь делать? Чем я могу тебе помочь? " , "Тебе сложно усидеть на одном месте? Ты можешь делать перерывы" "Давай потренируемся быть внимательным… я буду это делать с тобой вместе.. Надо поставить предмет перед собой и смотреть не отрываясь  2 минуты.. так мы с тобой станем очень крутыми в своем деле" - это то, что мы можем делать, чтобы помочь ребенку сформировать навыки.

Мы можем задавать вопросы, рассказывать о своих трудностях и как с ними справлялись, накидывать варианты, внимательно слушать, подсказывать.

Запреты, требования тоже нужны в воспитании. Но их не должно быть много и они не должны заменять общение с ребенком, поддержку и сотрудничество.

Группа ВК Детский психолог https://vk.com/deti289 

Добавляйтесь в группу, пишите комментарии, задавайте вопросы. 



Просмотров: 332
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Одиночество" - это когда тебе неуютно быть с самим собой.
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • "Ловушки" любви: «Ты - самый/самая лучший/лучшая, поэтому я должен/должна быть с тобой!»
  • "Ловушки" любви: "Ты должен/должна быть хорошим/хорошей"
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Когда вы перестанете быть "удобной" для многих вы сразу станете "стервой"
  • Когда ты больше не можешь быть "не собой".
  • Быть вместе или "Ты мне ничего не должен. Я тебе ничего не должна"
  • Когда живешь "не своей жизнью" - можно ли быть счастливой?
  • Когда женщина "звучит", она не может быть в одиночестве
  • "Мы не можем быть вместе" или кто такой «безопасный мужчина» и почему женщина его выбирает?
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • Отрывок из книги Ольги Кавер "Хочу ребенка: как быть, когда малыш не торопится?"
  • "Я хочу чтобы меня любили" или "когда я смотрю на небо"
  • "Я погибаю! Помоги мне!" или Навыки функциональной семьи
  • Навыки функциональной семьи или "Я знаю, что ты чувствуешь!"
  • "Уверенность в себе" или "Что мешает чувствовать себя уверенно?"
  • Ребенок не хочет учиться! "Кто виноват?" и "Что делать?"
  • "Когда же, наконец, у тебя будет ребенок?"
  • Soft skills или "мягкие навыки"
  • Время перемен: какие навыки нужны сегодня, чтоб быть успешным завтра?
  • Интроект "Делай через "не хочу" разрушение установки , ассимиляция и защита ценностей.
  • Техника "Значимые навыки"
  • Быть мальчиком "хорошо" или "плохо"? Первая возможная травма маленького мальчика.
  • Когда аргумент "вы меня довели" перестает быть оправданием
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • "Угловое" воспитание: что делать, когда "угол" не по размерам?
  • Что делать родителям, когда подросток задает " неудобные " вопросы?
  • "Когда вкусно- не могу остановиться" Что делать?". Вопрос от читателя канала
  • Должны ли мы не говорить "Должен" и "Надо"?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь