|
Навык или интроект?Автор статьи: Ештокина Евгения Александровна
В воспитании есть долгий путь - когда мы даем ребенку знания и формируем навыки. И короткий путь - запреты, указания, требования… - ты должен быть хорошим - тебе следует слушаться - надо быть вежливым, добрым, умным, радостным… - нельзя жадничать, злиться, ругаться … Навык формируется, прививается, через упражнения, тренировку, через понимание смысла своих действий. Каждый навык вызревает в психике ребенка как культурное растение, требует особого внимания и ухода. Именно навыки создают качества личности: умный человек способен мыслить, добрый - управлять своей агрессией, надежный - натренирован в ответственности. Интроект - это навязанное убеждение или установка, которые попадают в психику, не переваривается психикой и принимается не критично. Такой интроект может стать чужеродным желанием ребенка, которое он воспринимает как свое. Ложные желания - ведут к неудовлетворенности и несчастью. Ребенок наполненный интроектами - теряет связь с собой, со своими потребностями; живет из идеи "я должен". Последствия такого воспитания могут быть разные, и депрессии, и неврозы, и зависимости. Потому что человек, который не ощущает своих потребностей, не сможет себя удовлетворить и будет чувствовать себя неудовлетворенным. Он будет использовать для удовлетворения какие-то заменители. Ребенок, у которого хорошо сформированы необходимые для его возраста навыки - легче адаптируется к окружающему миру, способен быть успешным в социальной жизни, в общении, обучении. Он сможет добывать то, что ему необходимо для удовлетворения и счастья. Случай из практики: девочка много говорит о том, как любит братишку, как весело с ним играть, она все все все ему готова отдать… при этом улыбается очень напряженно, словно хочет сказать что-то другое. "Ты должна любить братика" это интроект Такой кусок обобщенной информации ребенок не способен переварить. Как установка, такой интроект мешает отстаивать свои границы (говорить твердое и спокойное "нет", даже маленькому братику), учиться быть доброй и щедрой по-настоящему (прислушиваться к себе - когда хочется отдать свою вещь, а когда оставить себе и выбирать способ, каким это можно сделать), чувствовать свои желания (когда хочется играть, а когда хочется заниматься своими делами). Такой девочке трудно потом будет разобраться, что такое любовь, как любить умной любовью и не впадать в зависимость. Для того, чтобы чувствовать себя уверенно, добиваться успеха в разных сферах жизни необходимо развивать определенный набор навыков в каждой из сфер. Хорошо, когда эти навыки формируются своевременно. Для общения с людьми будут полезны такие навыки: выражать свои мысли, внимательно слушать, критически воспринимать информацию. В младшем возрасте закладываются основа коммуникации, а в подростковом идет интенсивное освоение разных стилей и форм общения. Для того, чтобы построить близкие отношения: эмпатия, способность говорить о проблемах, о чувствах, выражать чувства, делиться идеями. Для учебной деятельности: способность концентрировать внимание, анализировать, конспектировать, обобщать информацию, а также волевые навыки. Ребенок в 5-6 лет (нежный возраст) начинает осваивать психический мир: мир чувств и отношений. Это самый важный возраст для развития эмпатии. Навыки, которые необходимы для успешной деятельности: целеустремленность, способность обучаться, работать с информацией, принимать неудачи. Подобные навыки формируются в младшем школьном возрасте. Эти навыки ребенок может получить в семье: считывать родительские модели, подражать родителям, формировать при помощи родителя (когда взрослый дает поддержку на каждом этапе формирования навыка), познавать через игру. "Ты должен учиться, чтобы быть успешным" , "Чтобы быть интересным в общении, ты должен много читать" - это интроекты. "Давай мы с тобой сядем и посмотрим, что тебе задали?.. О! Интересно! … Когда и как ты это будешь делать? Чем я могу тебе помочь? " , "Тебе сложно усидеть на одном месте? Ты можешь делать перерывы" "Давай потренируемся быть внимательным… я буду это делать с тобой вместе.. Надо поставить предмет перед собой и смотреть не отрываясь 2 минуты.. так мы с тобой станем очень крутыми в своем деле" - это то, что мы можем делать, чтобы помочь ребенку сформировать навыки. Мы можем задавать вопросы, рассказывать о своих трудностях и как с ними справлялись, накидывать варианты, внимательно слушать, подсказывать. Запреты, требования тоже нужны в воспитании. Но их не должно быть много и они не должны заменять общение с ребенком, поддержку и сотрудничество. Группа ВК Детский психолог https://vk.com/deti289 Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|