|
Оттенки агрессииАвтор статьи: Цуранков Владимир Андреевич
Агрессии в консультировании уделяется достаточно много внимания. И по началу может казаться, что все просто: если злишься, значит либо потребность не удовлетворена, либо нарушены границы. — Нарушили границы — берешь и отстаиваешь, возвращаешь как было. — Не удовлетворена потребность, пойми какая, ищи как и чем ее удовлетворить, а когда нашел — действуй. Но когда начинаешь погружаться в тему агрессии, то оказывается, что все не так просто. В какой-то момент вообще становится непонятно где агрессия, а где что-то другое. И вот несколько примеров, где можно запутаться: 1. Думал тревога, оказалось агрессия Человек пришел к начальнику, начальник ругается. Человек говорит, что его трясёт и чувствует жуткую тревогу. Поразмыслив над чувствами по отношению к начальнику, удалось заметить, что скорее трясет не от тревоги, а от ярости. Осознав это, тревога исчезла. А агрессия начала ощущаться не сдавливанием в груди, а жаром и напряжением в скулах. 2. Агрессивная любовь А теперь прочитайте: Видите ли вы в этих действиях агрессивность? Вспомните родителей, которые целуют своих детей на людях, а дети говорят "Отстань!" и пытаются вырваться из "любовных" объятий. Вспомните проявления любви, которые выражаются через тонны еды и чрезмерной заботы. Нет? Не агрессивные действия?) 3. Обида — скрываемая агрессия Говоря об обиде, человек обычно оказывается недоволен поведением другого, но не готов говорить ему об этом напрямую. — “Ты мне не позвонила, я обиделся!” — обида. Ситуация одна и та же. И в ее основе лежит недовольство. Но в случае с обидой я отказываюсь от попытки о чем-то договориться, что-то изменить, а скорее забрасываю удочку (говорю, что обиделся) и жду, когда другой отреагирует так, как мне хочется, изменится. 4. Думал агрессия, а на самом деле стыд/разочарование/печаль/ тоска/радость и т.п. Вы когда-нибудь реагировали агрессивно на обвинения? Иногда это действительно защита. Но иногда, особенно когда я действительно виноват, я могу злиться, ругаться вместо того, чтобы чувствовать вину. Представьте, что вы проходите собеседование, которого давно ждали, на позицию, которую давно хотели и в организацию, которая вам нравится. Все ваши близкие знают, сколько вы готовились к нему и на сколько это для вас важно. Но на собеседовании вам сказали, что не готовы вас взять. Вы приходите домой и все разом подбегают и начинают спрашивать: “Ну что? Ну что взяли? Нет?! А почему?”. Порой в этот момент хочется махнуть рукой, сказать “Что пристали?!” или обвинить тупых эйчаров. Но если смотреть вглубь, то можно увидеть печаль и разочарование. А бывает и так, что даже радость может маскироваться агрессией, если человек, в силу каких-то обстоятельств, считает невозможным поддаваться, проявлять или показывать радость. Ну про любовь и ненависть все знают) Несмотря на то, что умение различать свои эмоции, правильно их опознавать и называть является базовым навыком, с которого очень часто начинается работа, я все равно удивляюсь, сколько ясности это вносит в ситуацию клиента. Иногда уже одно понимание собственных чувств приводит к разрешению проблемных ситуаций. Поделитесь, хорошо ли вам удается замечать, различать и называть свои эмоции. Если сходу трудно понять, есть легкий способ это сделать. Ответьте себе на вопрос: “Какие эмоции у меня появлялись в процессе чтения этого поста?”. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|