Без окон, без дверей…


Термин «Аномия» (от франц. anomie — беззаконие, безнормность; др.-греч. ἀ- — отрицательная приставка, νόμος — закон) означает состояние общества при дезорганизации социальных норм и институтов, неопределённости и нестабильности условий человеческого действия, расхождении между провозглашаемыми обществом целями и доступностью для массы людей законных средств их достижения(взято мной из Википедии).

В такой ситуации больше всего страдают люди, зависящие от устойчивой организации и развития общества, люди, которым необходимы внешние опоры, создающие ощущения внешних границ. Если нет устойчивой, незыблемой среды, в которой для человека границы обозначены, то рассыпается его идентичность, что сопровождается утратой ощущения себя. Отсюда «Аномию» можно рассматривать как утрату личной интеграции и целостности. Если допустить, что в слове аномия корень «ном» означает «имя», то мы можем получить другой смысл, говорящий о том, что человек это имя потерял.

Взрослые, которые верили в незыблемость внешнего мира - теряют себя, так же, как дети и школьники, которых не научили ориентироваться в этом мире и искать ответы в себе. Им трудно наладить внутреннюю коммуникацию и приспособить себя к новому формату обучения. Тогда «аномия» касается не только жизни взрослых, выбирающих внешние опоры для развития, принятые в обществе, но и жизни детей. Для ребенка важно мнение сверстников, особенно тогда, когда нет достаточной связи с родителями. Он ищет поддержку в интернете, где поддерживают его возбуждение, а не гармонизацию.

Если в человеке не дифференцированы внутренние процессы и он не привык рефлекcировать, то часть его сознания, ориентированная во вне, организующая индивидуальное пространство(внешнюю границу) резко меняется - человек уже не может следовать привычному пути, он чувствует себя выброшенным и ненужным этому миру.

Наше сознание функционирует только благодаря отношениям, когда устанавливаются связи с другими людьми и объектами, природой, идеями. В случае, когда сознание снижает свою активность, человек чувствует бессилие, безволие, внутреннюю неструктурированность, «затемненность» и т.д., выйти из этого состояния возможно через эмпатию, включенность, вовлеченность, интерес, т.е. через более глубокий контакт с реальностью. Например, бессмысленно читать книгу, которая не нравится. Этот текст все равно не будет восприниматься с легкостью, но если представить себя одним из персонажей, то на нас будет действовать вся динамика повествования, и эта книга произведет впечатление.

Также бессмысленно стараться запомнить все детали путешествия. В нашей памяти всплывают только яркие моменты, которые смогли захватить и произвести впечатление. Меня поразили в Толедо пожилые китайцы, которые рисовали картины, и неспеша проникались природой, красотой реки Тахо, берега которой соединяет средневековый мост и головокружительными видами древнего города. Они меня заразили своим присутствием в этом месте и времени, и это одно из самых ярких воспоминаний из поездки по Испании.

«Аномичная» ситуация подразумевает под собой не только утрату целостности личности, но и утрату прежних смыслов. Примером м.б детская загадка: «без окон, без дверей, полна горница людей». Мы привыкли отвечать, что это – огурец, но если поиграть с контекстом, то может обнаружиться и другой смысл. Например, газовая камера, и загадка становится тайным посланием, в котором другой контекст, с другим смыслом дает другое пространство, другую интерпретацию. Газовая камера - ужасающая реальность прошлого. И в этот момент мы выходим из детского контекста, когда нам «дурили» голову этим огурцом, и входим в другой пласт, где нам рассказывали о войне, о боли, смерти и исковерканных человеческих судьбах, страшных жертвах, а также и героических подвигах, и Победе в Великой Отечественной Войне.

Между тем, новый опыт «осмысления» появляется не из прошлого, хотя прошлый опыт может «накатывать». Новые смыслы может создавать «аномичность» ситуации, которая влияет на восприятие реальности. В настоящее время мы можем сказать, что огурец – это не газовая камера, а самоизоляция в многоэтажном доме. И если в этой ситуации остро воспринимать внешний разрыв привычных социальных связей, то «аномия» может предстать перед нами как бессмысленность.

Многие замечают, что самоизоляция превращается в «день сурка». Это происходит потому, что человек теряет связь с привычным именем и со своим деятельным началом. У него не получается обратиться к Себе. «День сурка» - это прошлое, из него нет выхода. Если у меня «аномия» и я потерял «себя», то я не могу быть автором своего будущего, т.к. контактирую с явлениями реальности поверхностно, не уходя в суть, не добираясь до смыслов.

Движение к «Себе», поиск нового имени для «привычного огурца» через углубление контакта с реальностью, является творчеством. Именно творчество и есть включенность в настоящее, которое дается через переживания и установление связей со своей самостью. Если я могу почувствовать и через это увидеть свое настоящее, то я могу видеть пути развития своего будущего. А это означает, что у меня есть выбор, и я могу выйти из бесконечных повторений, деструктивных поведенческих паттернов, или использовать «день сурка» для собственного развития, как это сделал герой Билла Мюррея в фильме «День сурка».

 



 


Просмотров: 298
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Самоизоляция. Соблюдать или нет? Про что это для меня?
  • Если человек не знает, что люди не летают, он может полететь! (Зачем нам стресс)
  • «ЛУЧШЕЕ, что мы можем сделать ДЛЯ СЕБЯ — это ПОЗНАКОМИТЬСЯ с собой! Какой Я?»
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Почему мужчины мечтают о сексе втроем. Что это значит и чем его заменить, если это твой мужчина!?
  • Он меня Бьет, потому что сама Виновата. На самом деле он жить не может без меня, а я без него.
  • Я могу любить себя, но не знаю, как это сделать, потому что боюсь…боюсь, что не получиться!
  • Когда день похож на день: День Сурка и как из него выйти
  • Как понять, для чего нам послан этот человек - только для опыта или все же для счастья и любви
  • Как быть если дети выросли и сказали, что в их жизни больше нет места для тебя, мама
  • Психолгия сновидений: часто задаваемые вопросы. А если я не вижу снов, что это означает?
  • Новый год! А что если я не могу, не хочу радоваться? А что если я радуюсь, а кажется, что не должен?
  • Как это любить себя и что это дает?
  • Женщина, которая думает, что мужчина - это смысл жизни, просто не умеет себя развлекать
  • Ни один мужчина не перевернет ваш мир, если вы сами не в состоянии это сделать для себя!
  • Мама - это не про меня. Материнский инстинкт - что делать, если он не возник(ает)?
  • "Где в теле Вы чувствуете это?" Что делать, если ощущений нет?
  • Что делать, если ни на что нет сил, кроме как лежать и корить себя за непродуктивность.
  • Когда ты решишь, что все кончено..это будет НАЧАЛОМ.
  • Давай останемся друзьями. Часть 1. Что это может означать для ваших отношений.
  • Он не будет мыть посуду! Только если вы не сделаете это…
  • Как я стал психологом и что может быть, если не прислушиваться к своим желаниям
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Что делать, если муж пьет. 3 шага, как изменить для себя ситуацию
  • Для жителей Украины и не только! Как вести себя, если Вас провоцируют на конфликт?
  • Потому что я могу себе это позволить.
  • Кто такой маменькин сынок и что делать, если Вы осознали, что Вы – это он?
  • Когда я не могу без него жить! Как вернуть себя, и свою удачу, как разлюбить? Психогенетический аспект



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь