|
О чем снят ТекстАвтор статьи: Ирина Пожарская
Многие мои знакомые уже давно посмотрели фильм "Текст" и нашли его интересным. Однако у меня дошли руки до него только сейчас. И все благодаря одному моему клиенту, который охарактеризовал свои отношения с матерью через сравнение себя с главным героем. Честно скажу, сцены с Кристиной Асмус оставили меня глубоко равнодушной. Хотя снято довольно натуралистично и совсем не пошло. Я думала не об этом. А о том, что такая судьба героя - хорошего ЗэКа, закономерность. Помните мем про шансон? "Судя по песням в этом жанре, в тюрьмах сидят самые душевные люди, которые очень любят маму". Поэтому весь фильм мои размышления крутились вокруг жертвенно-тиранической материнской любви. Что может сделать с психикой ребёнка нездоровая личность матери? И вспомнив весь багаж знаний из опыта и книг по психологии: мой ответ - всё. Одинокая несчастная женщина, в роли матери гиперкомпенсируется. Она получает объект любви, который не может ей противостоять, который любит её преданно, и который никогда не уйдёт, в отличие от отца ребёнка. В таких отношениях без намека на сексуальность, а часто и нежность, мама героя Петрова просто айсберг ходячий, в таких отношениях есть место психологическому инцесту. Дитя заменяет мужчину в семье. Я специально говорю без акцента на пол ребенка, потому что девочки страдают от такого воспитания не меньше мальчиков. От такого ребенка не ждут, что он вырастет, его в этом ограничивают. Он не должен быть самостоятельным, только послушным. Высокие моральные принципы имеют право проявляться в рыцарском служении матери. Мать дозировала свою любовь, оставляя мальчика вечно виноватым и вечно голодным до нормальных чувств, если его поведение не соответствовало её ожиданиям. Она приписывала себе дополнительную значимость, объясняя все его достижения своей помощью. Отказывая ему, таким образом, в способности строить свою жизнь. Такое поведение вызывает выученную беспомощность. Когда человек не верит в себя и свои силы. Это типичные отношения по треугольнику Карпмана, где мать, то спаситель, то преследователь, то жертва. А ребенок играет дополняющую роль. Или, если так проще, это отношения созависимости. Герой не виделся с матерью 7 лет заключения. Она его не навещала? Странно! А он ждал возвращения домой к матери, и вроде бы она его тоже, но не дождалась. Формально на столе был суп, все признаки того, что она его ждала, а ее живой, реальной, не было. Как не было и при жизни. Не случайно герой постоянно разговаривает с матерью, хотя знает, что она умерла. Может и не было большой разницы? Неслучайно над перепиской с чужой матерью он пускает слезу. Он видит, что теплые отношения даже к "плохому" ребенку возможны. И тут же интересная параллель с чужим отцом: жёстким, категоричным, заставившим пойти по своим стопам, дававшим сыну понять, что без него он пустое место. Герой не умеет жить один, без мамы, без цели. Как многие зэки не умеют жить на свободе и с теми мамами, про которых слушают слезливые песни. Он закономерно умирает, все сделав для того, чтобы вернуться в диаду мать и сын. Итак, если не отвлекаться на нестыковки в сюжете, то фильм очень достойный: глубокий и впечатляющий, заставляющий думать. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|