Тревога тесно связана с неопределенностью. Чем неопределенности больше, тем тревога сильнее.
Будущее – штука весьма неопределенная. И мысли о нем могут вызвать тревогу. Это нормально. Но временами она сильна настолько, что становится невыносимой. Она мешает здраво мыслить, ставить подходящие цели и достигать их. Включается режим «не хочу об этом думать».
Есть определенные факторы, способствующие такому положению дел. К ним относятся:
Слишком далеко смотрим
Тревога помогает лучше подготовиться к возможным трудностям. Некоторое волнение перед экзаменом мотивирует учить лучше, ну или организовывать еще какую полезную активность.
Но в какой-то точке это все совершенно теряет смысл. Чем дальше от настоящего момента мы улетаем, тем больше нагромождаем возможных вероятностей, которые базируются на других вероятностях. В такой туманной дали мы еще ничего не можем контролировать, даже если будем тратить все силы на моделирование возможных ситуаций. Толку ноль, тревоги много.
Возникает рой вопросов, на которые просто не может быть ответа.
А как я туда дойду? А что меня там ждет? А если будет не так, как я представляю? А точно ли я справлюсь? А вдруг не получится?
Если происходит нечто подобное, полезно упорно возвращать себя к настоящему моменту.
Излишне глобальные задачи
Чем они дальше, больше и непонятнее, тем лучше. За такие хвататься страшно. И они висят, давят… А как подступиться, непонятно. С какого бока зайти?
Здесь занимаемся расчлененкой. Делим большое неведомое нечто на маленькие понятные шаги. Что я действительно могу сделать прямо сейчас?
Это уже по силам, это уже не страшно. Одну задачку решил, порадовался, вторую решил, еще порадовался, и так далее, шаг за шагом, временами сверяясь, точно ли двигаешься в нужном направлении.
Тревога падает. Продуктивность растет.
Неадекватный уровень жесткости
Невнятные планы редко становятся реальностью. Но и слишком большая конкретика может вызвать проблемы.
Обилие мелких деталей, жесткие сроки выполнения, отсутствие гибкости и хоть какой-то подстройки под меняющиеся обстоятельства приведут скорее к перенапряжению и расстройствам, чем к удовлетворению.
Ставим на карту слишком многое
Опасно слишком много ставить в зависимость от выполнения цели. Есть большая разница между позициями:
«было бы прекрасно добиться вот этого, здесь явно стоит постараться»
и
«если я этого не сделаю, то все. Я неудачница и жизнь кончена».
Второй вариант вызовет слишком много напряжения, что только помешает решить требуемые задачи.
Иллюзия, что есть правильный вариант и его необходимо найти
Жизнь часто хаотичная, непонятная и ни разу не черно-белая. В таких условиях стремление делать только правильные выборы не особо помогает.
Конечно, невредно сверяться с собой, задаваясь вопросами: действительно ли мне хорошо с этим человеком? Испытываю ли я удовлетворение от своей работы? Здесь вполне достаточно хорошей осознанности, внимательности, честности с собой.
Но бывают и такие опасения: А точно ли он - тот самый, судьбой предназначенный? А это точно мое настоящее призвание?
И здесь все куда более нервно. Кто ж может гарантировать эту самую правильность? На что опираться? Непонятно. Потому страшно.
Токсичное окружение
Даже самые лучшие и вдохновляющие планы могут быть отравлены недружелюбным или просто неподходящим окружением. Причём мешать могут и самые близкие люди. И даже из лучших побуждений. Если после общения с каким-то человеком у вас стабильно падает вера в себя, с этим нужно что-то делать.
Из какого места и состояния я вообще планирую
Выстраивая маршрут на будущее не вредно свериться, где я сейчас и как я сейчас.
Это будет мое взвешенное решение или действие вида «психанула»?
В каком я состоянии? В устойчивом? В панике? В маниакальном воодушевлении?
Это цель моя? Я этого действительно хочу? Или пытаюсь чему-то просоответствовать, обслужить чужие ожидания?
Без этой точки «you are here» можно уйти совсем не туда, куда хотелось бы.