|
Говорим с детьми о чувствахАвтор статьи: Корело Анастасия Александровна
Мы все очень занятые люди. Иногда не успеваем поесть или выспаться. Все время спешим, живем в режиме нон-стоп: дом, работа, дети, уборка, готовка. Эта бесконечная колея... Задумайтесь, в перерывах от этого всего, о чем мы общаемся с нашими близкими? О бытовых вещах, наших болезнях или проблемах, о покупках, скидках в магазинах? А о чем говорим с нашими детьми... Что они кушали в школе и какие уроки им задавали? Хотя для младшего школьника, действительно, ведущей деятельностью является учебная, вопрос в другом: готовы ли мы уделять столько же времени и сил развитию эмоционального интеллекта ребенка, сколько убиваем на развитие его умственных способностей? Но - что такое эмоциональный интеллект? Зачем его нужно развивать? Да и, собственно, нужно ли? Эмоциональный интеллект (по определению, которое я скопировала из Википедии) - "от англ. emotional intelligence, сумма навыков и способностей человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач". Что же это значит для нас? Мы все живем в обществе. Все люди испытывают эмоции. В том числе вы и ваш ребенок. Поэтому для успешного взаимодействия с другими – развитый эмоциональный интеллект просто необходим. Мы развиваем ребенку речь, обучаем языкам, чтоб он мог эффективно общаться с другими. Но для эффективного общения умения просто использовать слова, правильно выстраивать из них предложения будет мало, было бы здорово еще и: - понимать, что происходит с нами, какие эмоции и чувства мы испытываем в различных ситуациях (следовательно, понимать, что может происходить с другими людьми, какие эмоции и чувства они могут испытывать в тех или иных обстоятельствах); - быть способными к сочувствию и сопереживанию другим людям, уметь ставить себя на место другого человека, не быть эмоционально холодными или черствыми, уметь эффективно эмоционально поддержать себя и другого; - уметь контролировать свои чувства, не подавляя и не сливая их в уши окружающих, быть "экологичными" в общении с другими людьми. Все это, в действительности, может качественно улучшить наши отношения с другими. Но не спешите записываться к психологам, отдавать ребенка на коррекционные занятия, чтобы "повысить уровень его эмоционального интеллекта". Это можете сделать вы сами! Вам просто необходимо ГОВОРИТЬ С РЕБЕНКОМ О ЧУВСТВАХ. Но как? 1. Признавать субъективную психическую реальность вашего ребенка. Если ребенок обиделся, а вы и вовсе не считаете какие-то ваши ему слова (или слова других людей) обидными, НЕ говорите ему: «Я не сделал ничего такого, что могло бы тебя обидеть или разозлить, не надо меня обманывать» или «Тут не на что обижаться, что за глупости». Вместо этого необходимо признавать его субъективные переживания, как реально существующие: "Это действительно было для тебя очень обидным". 2. Отражать возникающие у ребенка чувства и состояния. «Похоже, что ты расстроен и сильно злишься сейчас. Это так?». 3. Давать ребенку право испытывать все, что он может испытывать. «Злиться – это нормально, я бы тоже злился в такой ситуации!». НЕ говорите ребенку: «Не злись!», «Не обижайся» - он все равно будет испытывать эти чувства, только прятаться они уже будут намного глубже. 4. Принимать ребенка в любом его состоянии. «Ты можешь злиться и обижаться. Я люблю тебя». 5. Учить распознавать свои/чужие эмоции по мимике и жестам. «Смотри, как у тебя щечки надулись! Обижаешься, похоже. Смотри, как бровки нахмурил – злишься?» 6. Поощрять ребенка, когда он пытается угадать ваше эмоциональное состояние. Даже если у него это не очень выходит: - Мама, почему ты сейчас обиделась? 7. Контейнировать (перерабатывать) чувства ребенка, а не рассказывать ему о своих проблемах. «Похоже, тебе сейчас не очень просто. Этот человек не должен был так с тобой поступать. Тебе сейчас грустно? Давай я тебя сильно-сильно обниму и никому не дам в обиду, хочешь?» 8. Не быть для ребенка «судьей». НЕ говорите ребенку: «Ты сам во всем виноват!», «А я же тебе говорила! А ты вот не послушался, получай теперь!» Вместо этого учить его осознавать, что ошибки или промахи необходимы, они - часть жизни. Это наш опыт, и он очень ценен. 9. Чаще использовать тактильный контакт при взаимодействии с ребенком. 10. Быть конгруэнтным. Быть согласованным в плане испытываемых эмоций и того, что вы транслируете ребенку. В заключение Эмоциональность ребенка по своей сути естественна, спонтанна, а ее развитие зависит напрямую от эмоциональной вовлеченности, теплоты и мудрости родителя. Все это очень большой и кропотливый труд для каждого из нас. Но если родитель без ресурса (а так бывает часто) - это всегда тяжело. И тогда, в этой точке, очень важно понимать: заботясь о себе мы заботимся о наших детях, развивая себя, мы развиваем их, принимая и любя самих себя, мы даем им возможность быть любимыми и принятыми. Берегите себя и ваших близких!
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|