Говорим с детьми о чувствах

Мы все очень занятые люди. Иногда не успеваем поесть или выспаться. Все время спешим, живем в режиме нон-стоп: дом, работа, дети, уборка, готовка. Эта бесконечная колея...

Задумайтесь, в перерывах от этого всего, о чем мы общаемся с нашими близкими? О бытовых вещах, наших болезнях или проблемах, о покупках, скидках в магазинах?

А о чем говорим с нашими детьми... Что они кушали в школе и какие уроки им задавали?

Хотя для младшего школьника, действительно, ведущей деятельностью является учебная, вопрос в другом: готовы ли мы уделять столько же времени и сил развитию эмоционального интеллекта ребенка, сколько убиваем на развитие его умственных способностей?

Говорим с детьми о чувствах

Но - что такое эмоциональный интеллект? Зачем его нужно развивать? Да и, собственно, нужно ли?

Эмоциональный интеллект (по определению, которое я скопировала из Википедии) - "от англ. emotional intelligence, сумма навыков и способностей человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач".

Что же это значит для нас?

Мы все живем в обществе. Все люди испытывают эмоции. В том числе вы и ваш ребенок. Поэтому для успешного взаимодействия с другими – развитый эмоциональный интеллект просто необходим. Мы развиваем ребенку речь, обучаем языкам, чтоб он мог эффективно общаться с другими.

Но для эффективного общения умения просто использовать слова, правильно выстраивать из них предложения будет мало, было бы здорово еще и:

- понимать, что происходит с нами, какие эмоции и чувства мы испытываем в различных ситуациях (следовательно, понимать, что может происходить с другими людьми, какие эмоции и чувства они могут испытывать в тех или иных обстоятельствах);

- быть способными к сочувствию и сопереживанию другим людям, уметь ставить себя на место другого человека, не быть эмоционально холодными или черствыми, уметь эффективно эмоционально поддержать себя и другого;

- уметь контролировать свои чувства, не подавляя и не сливая их в уши окружающих, быть "экологичными" в общении с другими людьми.

Все это, в действительности, может качественно улучшить наши отношения  с другими. Но не спешите записываться к психологам, отдавать ребенка на коррекционные занятия, чтобы "повысить уровень его эмоционального интеллекта".

Это можете сделать вы сами! Вам просто необходимо ГОВОРИТЬ С РЕБЕНКОМ О ЧУВСТВАХ.

Но как? 

1. Признавать субъективную психическую реальность вашего ребенка.

Если ребенок обиделся, а вы и вовсе не считаете какие-то ваши ему слова (или слова других людей) обидными, НЕ говорите ему: «Я не сделал ничего такого, что могло бы тебя обидеть или разозлить, не надо меня обманывать» или «Тут не на что обижаться, что за глупости». Вместо этого необходимо признавать его субъективные переживания, как реально существующие: "Это действительно было для тебя очень обидным".

2. Отражать возникающие у ребенка чувства и состояния.

 «Похоже, что ты расстроен и сильно злишься сейчас. Это так?».

3. Давать ребенку право испытывать все, что он может испытывать.



«Злиться – это нормально, я бы тоже злился в такой ситуации!».

НЕ говорите ребенку: «Не злись!», «Не обижайся» - он все равно будет испытывать эти чувства, только прятаться они уже будут намного глубже.

4. Принимать ребенка в любом его состоянии.

«Ты можешь злиться и обижаться. Я люблю тебя».

5. Учить распознавать свои/чужие эмоции по мимике и жестам.

«Смотри, как у тебя щечки надулись! Обижаешься, похоже. Смотри, как бровки нахмурил – злишься?»

6. Поощрять ребенка, когда он пытается угадать ваше эмоциональное состояние. 

Даже если у него это не очень выходит:

- Мама, почему ты сейчас обиделась?
- Я не обиделась, а расстроилась, солнышко, потому что забыла купить молоко. Спасибо, что интересуешься, ты очень внимательный.

7. Контейнировать (перерабатывать) чувства ребенка, а не рассказывать ему о своих проблемах. 

«Похоже, тебе сейчас не очень просто. Этот человек не должен был так с тобой поступать. Тебе сейчас грустно? Давай я тебя сильно-сильно обниму и никому не дам в обиду, хочешь?»

8. Не быть для ребенка «судьей».



НЕ говорите ребенку: «Ты сам во всем виноват!», «А я же тебе говорила! А ты вот не послушался, получай теперь!»

Вместо этого учить его осознавать, что ошибки или промахи необходимы, они - часть жизни. Это наш опыт, и он очень ценен.

9. Чаще использовать тактильный  контакт при взаимодействии с ребенком.

10. Быть конгруэнтным.

Быть согласованным в плане испытываемых эмоций и того, что вы транслируете ребенку.



В заключение

Эмоциональность ребенка по своей сути естественна, спонтанна, а ее развитие зависит напрямую от эмоциональной вовлеченности, теплоты и мудрости родителя. Все это очень большой и кропотливый труд для каждого из нас. Но если родитель без ресурса (а так бывает часто) - это всегда тяжело. И тогда, в этой точке, очень важно понимать: заботясь о себе мы заботимся о наших детях, развивая себя, мы развиваем их, принимая и любя самих себя, мы даем им возможность быть любимыми и принятыми.

Берегите себя и ваших близких!  

 



Просмотров: 286
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • «Я очень люблю своего ребенка, но иногда мне кажется, я бы его просто убила!».
  • И по лужам бегать иногда очень полезно! Как правильно говорить ребенку "нельзя".
  • Как родителям говорить с другими людьми про своего "особенного" ребенка?
  • Нужно ли уметь защищать своего ребенка,если "Да" ,то как не перестараться?
  • "Я очень хочу жить!" Как быть отважным и сильным при раке. Памяти Татьяны
  • "Ты очень красивая сегодня!" О риске быть Живым в процессе психотерапии: случай из практики
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • Быть вместе. "Легко!.. Или не очень?!"
  • Зачем понимать другого, вместо того, чтобы говорить ему как должно быть и что хочу Я?
  • Чувства и эмоции ребенка
  • Что делать, если поведение ребенка "ни в какие рамки", а наказание не работает?
  • Игра "Коробка ощущений и эмоций" для развития эмоционального интеллекта ребенка
  • Как быть, если сильно зависишь от мнения других людей
  • Ощущения. Эмоции. Чувства. Часть №4 "Чувства"
  • Эмоции, чувства и дети...игра "Звездочет эмоций"
  • "Ну съешь еще ложечку" или как убить чувства своего ребенка
  • Как быть, если у влюбленных очень различный уровень доходов?
  • Почему мужчине нужно искренне и ну прямо действительно очень сильно любить свою женщину
  • "Вы просто ему не очень нравитесь"
  • Что на самом деле означают слова мужчины: "Ты мне очень нравишься, но к отношениям я не готов"
  • Ощущения. Эмоции. Чувства. Часть №5 "Трансформация эмоций и подмена чувств"
  • Меню твоей жизни может быть очень вкусным и разнообразным
  • Отрывок из книги Ольги Кавер "Хочу ребенка: как быть, когда малыш не торопится?"
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • Иногда то, чего вы так сильно хотите - может быть совсем не тем, что вам действительно нужно
  • Ощущения. Эмоции. Чувства. Часть №3 "Эмоции"
  • Тебе очень повезет, если тебе будет плохо!
  • «Очень важно беречь себя, сберегая других»
  • Ухоженная и успешная может быть очень несчастной



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь