|
Психотерапия. Что работает и почему?Автор статьи: Наталья Чалышева
Психотерапия. Что работает и почему? Я нахожу тебя. Ты пережила то, что я делал с тобой, когда я учился понимать, что ты – это НЕ я. Я использую тебя. Я забываю тебя. Но ты помнишь меня. Я же все больше забываю тебя. Я теряю тебя. Мне очень грустно. «Маленькие дети и их матери». Дональд Вудс Винникотт.
Этим вопросом задаются все, кто так или иначе сталкивается с психотерапией. Узнает ли он о ней непосредственно из своего собственного опыта, или из рассказа знакомых, которые решились на это путешествие, или же он сам является терапевтом – все хотят знать, что работает в этом загадочном процессе и почему. Кто-то сказал, что мы ранимся в отношениях, а значит и вылечиваемся тоже в отношениях. Мало кому из нас достались устойчивые, выдерживающие, понимающие и принимающие взрослые. У многих даже нет представления о том, что это возможно, что так бывает. Чаще всего нам, наоборот, передают опыт отвергающей, непонимающей, тревожной и неустойчивой связи. И человек растет в этом, даже не осознавая, что что-то не так. Вырастая, он сталкивается с миром, в котором ему нет места, либо оно шаткое и очень хлипкое. Психотерапия дает ему шанс это место в этом мире ощутить, почувствовать, присвоить, сделать своим. Этим стабильным и определенным местом первоначально становиться кабинет психолога. Один и тот же кабинет, точное время, регулярность, предсказуемые отпуска, перерывы, фиксированная оплата. Все направлено на то, чтобы в жизни человека появилось надежное пространство для размещения своего психического. Есть пространство, которое выдерживает все то, что годами было вытеснено, отрицаемо, спрятано далеко и надежно охраняемо. Но одно только пространство необходимое, но не достаточное условие для терапии. В этом пространстве должен появиться другой человек. Человек присутствующий. Человек откликающийся. Тот, кто станет проекцией всего мира клиента, как внутреннего, так и внешнего. Он станет для него и великой матерью и великим отцом, но не смысле людей, удовлетворяющих все потребности клиента и восполняющих его дефициты, а в смысле значимых фигур, которые будут замечать его отношения с самим собой, с окружающим миром, которые будут видеть его самого и называть то, что всегда сложно было назвать и обозначать то, что никогда не замечалось и игнорировалось. Кроме того, между клиентом и терапевтом возникают отношения. Особые отношения. Терапевтические. Отношения, которые, с одной стороны обусловлены профессиональными навыками терапевта, его принадлежностью к определенной школе, определенному направлению, специфическими приемами наблюдения и ведения беседы, а с другой, являются отражением живых, человеческих взаимоотношений. То, что происходит между, в пространстве таких особых взаимоотношений становиться ценностью, важнейшим опытом того, как я могу взаимодействовать с другими и с миром. Винникотт ввел понятие «переходного пространства», пространства, которое и не «снаружи» и не «внутри» человека, а тот третий тип, который позволяет бессознательному проявляться и безопасно обнаруживаться в реальных взаимодействиях. В этом пространстве возможно все, поскольку в воображении, в фантазиях, в снах мы можем говорить обо всем и это дает много информации для познания себя, для столкновения с экзистенциальными данностями, для исследования своего пути. Терапевт в состоянии выдержать все, что приносит клиент: злость, ярость, бессилие, разочарование, беспомощность, страх, ужас, пустоту, всё трудно переносимое и сильно влияющее на человека. Он не разрушается, он остается надежным, внимательным, живым. С ним можно прожить страшное, столкнуться с неизвестным, прикоснуться и ощутить темы смерти, одиночества, бессмысленности, свободы. Терапевт проводник и соучастник этих исследований. Клиент приобретает новый опыт отношений, в которых он становиться ближе к своей сути, к самому себе, к своему «Я». «Здоровье означает приоритет творчества над податливостью», говорил то же Винникотт. У человека появляется мужество творить свою жизнь. Постепенно внешняя фигура терапевта, отношения между клиентом и терапевтом, превращаются из того, что было снаружи, во внутреннюю реальность человека. Он может это воспринять, переработать, встроить в свой опыт. Он в состоянии воспользоваться тем, что сформировалось внутри него, в реальной жизни. Да и сама реальность из плоской и односложной становиться объемной, многомерной и есть возможность в ней быть, замечать и использовать ее возможности. Когда думаешь о том, что сработало в той или иной ситуации в терапии, бывает сложно ответить однозначно. Приходит на ум метафоры и притчи. Вот одна из них, которая, на мой взгляд, очень точно описывает это: Один человек непременно хотел стать учеником истинного Мастера и, решив проверить правильность своего выбора, задал Мастеру такой вопрос: - Можешь ли ты объяснить мне, в чем цель жизни? - Не могу, - последовал ответ. - Тогда хотя бы скажи – в чем ее смысл? - Не могу. - А можешь ли ты сказать что-нибудь о природе смерти и о жизни по ту сторону? - Не могу. Разочарованный человек удалился. Ученики были в замешательстве: как мог их Мастер предстать в таком неприглядном свете? Мастер успокоил их, сказав: - Какая польза от того, что знаешь цель и смысл жизни, если ты никогда не ощущал ее вкус? Лучше есть пирог, чем рассуждать о нем. В терапии возникает вкус жизни, который позволяет саму эту жизнь вкушать, ощущать, быть в ней. Можно много читать умных книг, говорить о серьезных вещах, слушать уважаемых людей, но только в совместном взаимодействии одного человека с другим в «переходном» пространстве терапии возможно получить новый опыт отношений с собой, c другими и с миром в целом. Пространство, человек, отношения и то, что возникает «между» работают на то, чтобы изменения случились.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|