|
Внутренний конфликт... кто с кем конфликтует?Автор статьи: Надежда Цветкова
Из моей книги "О восстановлении самоценности человека" Мне нравится рассматривать Личность как личную позицию по отношению к Сущности в себе, как видение/невидение её в себе, как признание/непризнание её правомочности в своей жизни, как хорошее/плохое к ней отношение. В действительности (при незрелой личности) человеческое существование довольно часто обходится без этой самой Сущности в себе – задавленной, оттеснённой, лишённой права на проявление родительским воспитанием. При плохом отношении к себе Сущность в человеке находится в изгнании, не признаётся, лишается правомочности на существование. И без неё человек несчастлив, а жизнь его бессмысленна. До тех пор, пока он не вернётся к ней своим сознанием (с помощью психолога). Не это ли и есть Путь к Себе? Наверное, хорошее воспитание исходит из признания родителями наличия чудесной Сущности в ребёнке… Но разве это не чудо, что каждое рождённое на свет человеческое дитя способно стать Человеком Разумным! Для этого всего лишь нужны подходящие условия. Но сегодня люди сами убивают в своих детях эту невероятную возможность… достичь высшего уровня развития сознания – Разумности, духовности человека. Решающим фактором, препятствующим становлению личности ребёнка в условиях родительской семьи, становится непризнание в нём права на свободное внутреннее развитие того потенциала, который в нём заложен. Напротив, родители стремятся реализовать в ребёнке свои собственные потребности, «надуманные» проекты, связанные лишь с внешней успешностью. И тогда воспитание становится принуждением, сопровождающимся запретами, угрозами лишения любви, страхом отвержения. Проблемой человека становится то, что под влиянием страха отвержения ребёнка его старшими, то есть, в условиях угрозы его безопасности, он способен «временно отречься» от собственного «Я», соглашаясь на послушание. Ребёнок уже в 1,5 года способен принять жизненно важное решение, позволяющее приспособиться к условиям родительской семьи за счёт собственного ограничения своих свобод. Так рождаются детские запреты. Именно они, а не осознанный выбор начинают управлять поведением ребёнка. Это сохраняется и во взрослой жизни, когда послушание уже неактуально для человека. Но, будучи неосознаваемым, раннее Детское Решение способно незаметно вмешиваться в жизнь любого «нормального» человека, создавая ему проблемы. Когда внутренний запрет молниеносно срабатывает в ответ на проявление запрещённой потребности в себе, в душе человека возникают два взаимоисключающих «хочу»: В этом противостоянии человеческий ум поставлен в ситуацию неразрешимости – он должен найти два взаимоисключающих решения. Однако внимание не способно раздваиваться. Поэтому «свет сознания» как луч фонаря прикован страхом к главной задаче: не нарушить запрет. И здесь поведение очень бдительное. Но в целом сознание в это время суживается, поскольку ориентируется лишь на источник угрозы. И на вторую задачу – поведение по поводу удовлетворения естественной потребности, внимания уже не хватает. Оно остаётся «во тьме неосознанности», отчего оказывается безответственным и потому создающим проблемы. Неосознаваемые Детские Решения формируются в условиях нарушенной безопасности ребёнка, поэтому «сцеплены» с сильнейшими переживаниями страха, стыда и вины, что придаёт им силу веры (абсолютных истин), и от них непросто избавиться, даже выявить их. Непрофессиональный родитель своим воспитанием способствует зарождению «комплекса неполноценности» и бесправия в сознании ребёнка. И как хорошо, что профессиональный психолог (спустя -дцать лет) способен помочь вернуть человеку ощущение самоценности и право быть Собой. «Одного дзенского мастера спросили: «Что вы обычно делали до того, как стали Просветлённым?». Он сказал: «Я обычно рубил дрова и носил воду из колодца». Затем его спросили: «А теперь, когда вы стали Просветлённым, что вы делаете?». Он ответил: «Что же ещё я могу делать? Я рублю дрова и ношу воду из колодца». Вопрошающий, естественно, был озадачен. Он спросил: «В чём тогда разница? Перед Просветлением вы делали это и после Просветления делаете то же самое, в чём тогда разница?». «Разница большая. …Перед тем, как я стал Просветлённым, это было обязанностью, которую мне приходилось выполнять, делать нехотя, заставляя себя. Я делал это потому, что мне приказали это делать; мой учитель велел мне рубить дрова, поэтому я и рубил. Но в глубине души я злился, хотя внешне я ничего не говорил. Теперь я просто рублю дрова, потому что знаю сопряжённую с этим красоту и радость. Я ношу воду из колодца потому, что это необходимо. Это уже не обязанность, а моя любовь. …Именно из этой любви я рублю дрова. Из этой любви я ношу ему воду из колодца. Теперь появилось большое различие. Нет неохоты, нет сопротивления. Я просто откликаюсь на момент и на текущую необходимость». Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|