Подростки и их родители. Точки опоры.

Подростковый возраст – это испытание для всей семьи. Родители остаются с привычной системой воспитания, которая вдруг оказывается неэффективной. Она больше не работает. Ребенок – не понимает -  то ли он еще ребенок, то ли уже взрослый. И спросить не у кого. Родители путаются в показаниях.

Эта точка кризиса. Что мы имеем на входе?

Со стороны родителя.

Если раньше вы использовали сомнительные методы воздействия на ребенка – угрозы, манипуляции, шантаж. То сейчас они не работают. Родители сталкиваются с такой волной сопротивления, что рано или поздно приходится признать – так дальше делать нельзя. Конечно, иногда эти методы срабатывают, но это как мина замедленного действия. Ребенок сделает как вы хотите сейчас, но обязательно найдет способ родителю за это отомстить. Бунтом даже в мелочах, демонстративным непослушанием, нарушением семейных правил. Он будет смотреть – что теперь вы на это скажете? Начинается война – кто сильнее. А как известно в любой войне есть победившие и проигравшие. Вы точно хотите такой войны? С собственным ребенком?

Подростковый возраст – не лучшая пора для прокачивания авторитета родителя. И если сейчас вы чувствуете его отсутствие, значит просто раньше ребенок боялся вам об этом заявить. А теперь не боится.

Со стороны ребенка.

Основные задачи теперь – это сепарация от родителей. Не только материальная, как раз она запускается одной из последних. Психологическая. Ребенку нужно сформировать свою систему ценностей. Конечно, в 30 лет мы удивляемся как много в нас есть от родителей. Но в 15 – ребенку нужно противопоставить себя родителю и проверить все на собственном опыте. Именно поэтому подростку нужно обесценить то, что ценно для родителей. Часто и их самих. От дорогих и любимых отрываться тяжелее всего. Нужно на некоторое время их невзлюбить, считать дураками, отставшими от жизни, ничего не понимающими, досаждающими, мешающими и т.д.

Если родитель внутреннее, морально к этому готов, если он понимает, что происходит с его чадом, то такое отношение не будет ранить. А вот если не готов – новый виток войны с криками: «Да как ты смеешь?», хватанием за сердце, всплесками злости. Угрозы, шантаж, манипуляции.

Еще одна проблема для родителей – это ослабление учебной мотивации. И это совершенно нормально. На первый план выходит потребность в общении со сверстниками, принадлежность к группе, поиск значимой группы, чьи ценности хочется примерить как свои. И, возможно, подросток примерить на себя ценности разных групп, даже диаметрально противоположный. Тут важно замечать поисковую активность или подросток уже определился?

Если родитель к этому готов, то его не будут пугать двойки, невыполненные дз, прогулы, частые смены имиджа, эксперименты со стилем.

Подросток будет стремиться попробовать то, что раньше ему не было дозволено. То, что он считает атрибутом взрослости.  Через это проходят все подростки. Конечно, в разных степенях. И это стремление тоже является нормальным.

Каждый из приведенных примеров с одной стороны является «вполне нормальным», но иногда может принимать те обороты, которые как раз пугают родителей. Это случаи, когда подросток пересматривает нормы поведения дома и заходит слишком далеко. Когда норм уже не существует. Мотивация к учебе снижена настолько, что подросток просто в школу уже не ходит. А атрибуты взрослой жизни скорее начинают напоминать атрибуты жизни зависимых людей.

В таких ситуациях неплохо сделать шаг назад – и посмотреть, а что с отношениями?

Какими они были? Какими они стали?

Когда я работаю с приемными семьями, главное правило – сначала отношения. Учеба, развитие – это все потом. Потому что в налаженных отношениях пойдет и развитие, и учеба. Без отношений – не будет ничего.

Вот также и с кровными семьями. Если ребенок подошел к своему подростковому возрасту наполненным любовью и уважением, его понимают и принимают, он чувствует опору и поддержку, это становится очень мощным фундаментом.

У каждого возраста есть свои задачи. И очень важно решать их вовремя. Это как вопрос с ответственность – если родитель уберегал ребенка от самостоятельных решений и не давал встретиться с последствиями этих решений, старался все решать сам (кружок, одежда, друзья, еда….), то нагонять этот процесс в подростковом возрасте будет крайне трудно. Подросток возьмет необходимую ему свободу, а вот ответственность возьмет ровно настолько, насколько успел подготовиться.

И вот такие недозревшие процессы очень сильно осложняют жизнь родителям в пубертате их ребенка.

Есть еще такое явление как родительская тревога. Родитель тоже проходит свой путь по снятию с себя ответственности и предоставлению ребенку свободы. В младенчестве мать и дитя слиты, потом ребенок отползает – отходит, вот он уже в сад ходит, потом школа. И все больше времени, когда родитель его не контролирует. Вот он уже сам идет со школы и в школу, сам едет на свой кружок, гуляет с друзьями. Если это процесс идет планомерно, по нарастающей, то и тревога родителя не накрывает с головой. А вот если в школу сам не начал ходить, с друзьями гуляет под присмотром бабушки, то в подростковом возрасте скорее всего он попытается обрубить этот контроль. И тут родители к этому будут совершенно не готовы. Конечно, может случиться и так, что бабушка будет ездить и в университет. И тогда подростковый возраст накроет не в 15, а в 30.

Вопрос важности пересмотра жизнеуклада дома в норме запускается каждый год. Каждый год ребенок что-то может, чего не мог раньше, до чего-то дозрел. И это важно учитывать. Тут от родителей потребуется гибкость. Нельзя установить правила раз и навсегда. Нужно быть готовым к переменам. С каждым годом жизни ребенка жестких правил становится все меньше и все больше остается вопросов для обсуждения и договоренностей. Важно учиться договариваться с самых малых лет. Быть последовательным и ответственным прежде всего родителю, тогда и ребенок этому научится.

И даже когда кажется, что все плохо – не слушается, дерзит, поздно возвращается, что-то употребляет и т.д., неплохо бы сделать паузу в войне и спросить себя про отношения. Есть ли шанс, что в критической ситуации подросток придет? Может ли он вам доверять? Не захлопнули ли вы все двери?

И если начать с отношений, а не с поведения, то и результат будет другой. С поведения уже все начинали – и все знают результат. Поэтому, неплохо бы пересмотреть неработающие стратегии.

 



Просмотров: 256
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Как реагировать, если ваш ребенок (подросток) залипает в телефоне, гаджетах?
  • Если есть вопрос, то будет и ответ.
  • Если ваш ребенок в этом году идет в школу
  • Если ребенок стал объектом травли в школе: что нужно и чего нельзя делать взрослым
  • Что происходит, если женщина раньше времени решила, что этот мужчина и есть её единственный
  • Подросток: почему так сложно и Родителю и Ребенку? (Часть 1 - Родитель)
  • Если ребенок не может себя заставить
  • Если ребенок не может постоять за себя.
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Что делать, если ребенок не воспринимает родителей как авторитет?
  • Вот если бы раньше… А сейчас, уже поздно…
  • Что делать, если ребенок пытается ударить, укусить,схватить родителей
  • Что будет, если не будет осознанности, контакта и ответственности в работе с телом?
  • Почему ваш мужчина может продолжать мастурбировать и смотреть порно, даже если у него уже есть Вы
  • Что делать, если маленький ребенок пытается ударить, схватить, укусить родителей
  • При чем тут родители? Если в психотерапии ребенок
  • Что делать, если ребенок отказывается есть.
  • Как быть родителю, если ребенок устраивает истерики, и как различить истерику и каприз?
  • Замысловатая история взросления: когда подросток зарабатывает больше родителей
  • Как быть если отношения есть, а секса нет и даже не хочется?
  • Если в ваших отношений есть все это, тогда вам действительно очень повезло
  • Ребенок и смерть. Часть 4. Если родители вегетарианцы…
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Как выйти замуж, если он не хочет? Как родить ребенка, если он не готов? Как женить его на себе?
  • Что делать, если подросток не хочет учиться, а через год-два - ЕГЭ?
  • Домик личности ребенка, или как быть если я родитель?
  • Что будет если называть ребенка зайчиком, блинчиком, комариком и недотепой



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь