Как помочь ребенку делать то, что не хочется.

Недавно я встретила простое и понятное детям объяснение:

То, что делать хочется - приносит радость сразу, а то, что делать нужно и часто неохота - радует позже, отсрочено.

Я сразу оговорюсь, что речь идет о делах, действительно, нужных и полезных, но сложных, либо не очень интересных.

Думаю, самое важное и непростое во всем этом - сохранить отношения между вами. Потому как, если они нарушены, будет очень сложно что-либо передать своему ребенку.

И здесь важно не оказаться по разные стороны баррикад. Пока вы только убеждаете ребенка в важности и необходимости дела, вы стоите по другую сторону, и поэтому это никак не помогает. Он и так знает, что нужно делать домашку. И ребенок остается один на один со своим нежеланием, усталостью, неуверенностью в успехе и т.д. А именно в этот момент вы нужны ему для того, чтобы справиться со всеми этими неприятными чувствами.
А что, если встать рядом с ним, по одну сторону (метафорически и не только) и спросить:
- А из-за чего тебе не хочется?
И отозваться (без обесценивания ответа).

- А насколько тебе не хочется? На самую капельку, средне или на весь мир? (расстояние можно руками показать).

И тогда с этими «сложностями» можно обходиться. Легально.

Ребенок почувствует, что вы относитесь к его нежеланию с пониманием, что он имеет право «не хотеть». И тогда ему не нужно будет отчаянно это отстаивать перед вами (косвенно, в поведении - постоянно отвлекаясь, например), а вы сможете спокойно поговорить об этом и найти выходы. Может быть, вы в итоге скажете: «Дружочек, работай!», но это будет сказано уже с пониманием всей ситуации, а потому с любовью.

В нашей культуре принято не обращать внимание на сложности и нежелания (особенно связанные с достижением целей - будь то «лень», откладывание, неуверенность и страх, уход от трудностей), принято их игнорировать и бороться с ними, относить к слабостям, стыдиться и стыдить. А ведь за этими «сложностями» стоят важные для вас потребности. Иначе бы их просто не было. И пока они попрятаны с глаз долой и «рассованы по карманам», они забирают энергию на удерживание и сильно фонят, ибо у каждой - послание для вас.

А что если (это можно проделывать как с другим, так и в отношении себя):
1) отнестись к ним (нежеланиям) с уважением, буквально: счесть важным (ведь в слове «уважение» корень - «важ»), допустить существование;
«Да, мой ребенок не хочет делать домашку, такое возможно. Примерно 13,5 млн детей в России испытывают в данный момент похожие чувства.»
2) задать вопрос «из-за чего ты не хочешь?», чтобы понять, что за потребность стоит за этим и
3) услышать ответ;
«Из-за домашки у меня не остается времени на отдых / я устал, я в школе учился-учился и дома то же самое / меня все время заставляют что-то делать / я не вижу в этом смысла / мне не нравится эта школа / ко мне плохо относится учитель / у меня нет друзей в классе, и я не хочу и думать о школе» и т.д.
И тогда становятся видны потребности - в личном времени, в ощущении, что я сам распоряжаюсь своей жизнью, в дооцененности, в уважительном отношении, в психологическом комфорте. Милые такие потребности.
4) можно спросить еще: Как я могу помочь тебе?

Я уверена, что у вас найдутся свои слова и способы поддержки, личные семейные лайф-хаки, подходящие вам и вашему ребенку.

Примеры (в порядке бреда): поругаться от души на проклятую задачку; пригрозить бардаку в комнате, что, мол, утекают его последние минутки - идет монстр уборки, или обернуться Золушкой, если поможет; предложить ребенку "волшебный напиток, от которого уроки делаются в два раза легче и быстрее" (только заранее отметьте, пожалуйста, что это таки понарошку. Можно сказать: "Мы же знаем, что это было просто какао, а значит, вся сила - в самом тебе") или активировать какую-нибудь суперспособность. Широкое поле для экспериментов.

Вспоминайте, ЧТО вы сами делаете или говорите себе, как помогаете и поддерживаете, когда вам не хочется делать что-то нужное и полезное.

А можно по-взрослому сказать: "Знаешь, ты очень крутой. И, вообще, дважды герой. Во-первых, сделал дело. А, во-вторых, ты сделал, то, что делать не очень-то хотелось. Ты нашел силы!"

- Иногда достаточно просто назвать вещи своими именами. Не обманывать себя (или ребенка). По-честному, назвать сложное сложным (домашка, английский), неинтересное неинтересным (уборка, поход в магазин, чистка зубов), нудное нудным (какой-нибудь «окр.мир» или адский ад - глажка) и не делать вид, будто это пара пустяков или мечта поэта. Сказать себе: "Со мной все в порядке. Я просто делаю сложное /не самое интересное, но нужное для меня дело, поэтому мне нелегко и не хочется».

- Я очень часто вижу, как мотивация к учебе и самоуважение ребят тают от хронической недооцененности. Все время мало. Сделал дело - берись за новое. Сделал д/з на завтра, почему бы не сделать на послезавтра. Какая-то бесконечная гонка без ассимиляции сделанного. Довольно быстро теряется смысл и энергия - зачем напрягаться, когда все равно это не принесет достаточного удовлетворения. Поэтому важно замечать свои локальные, ежедневные успехи. Радоваться и хвалить себя за них: сделал упражнение - «кто молодец - я молодец!», сварила борщ - «я умница и красавица!»

- Напоминайте, что, если работаешь - результат будет всегда. И он соразмерен вкладу. Чуть-чуть вложился - и результат будет радовать чуть-чуть. Крепко постарался - и есть больше, чем гордиться.

- Ребятам сложно найти смысл в ежедневных рутинных делах. И тогда важно объяснять им смысл маленьких шагов.
Вот например, делаешь ты домашку. Каждый божий день. И особой радости от этого не чувствуешь (предмет неинтересный, учитель раздражает, устал или, вообще, хочется совершенно другого). Но, когда придет время контрольной (МЦКО, ОГЭ и прочих ужасов), тебя будет трясти от тревоги не до потолка, а процентов, скажем, на 30 - выносимо так потряхивать.

Я много, о чем не написала в этой заметке в тему мотивации к достижениям. Например, о том, что «ехать» в гору можно только на своем «топливе» (читай - мотивации), а не на мамином или папином. О том, что самоуважение и крепкая самооценка складывается из поступков, а значит, их стоит совершать и стоит трудиться.
Но главное, что я хотела донести - что в «нежеланиях» скрыт важный смысл - наши потребности. И если относиться к ним с вниманием, то процесс будет идти.



Просмотров: 342
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Начало или продолжение пути... Или что делать, когда очень хочется что-то делать
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Что делать, когда хочется наорать на ребенка, но понимаешь, что это плохо?
  • Что делать, если все идет не так, как хочется?
  • Что делать, если не знаешь "что делать" или как перестать бурлачить?
  • Что делать, если хочется умереть или если потерян смысл жизни
  • Что делать если всё плохо и нету того, что хочется?
  • Как заставить себя, что-нибудь делать, если не хочется?
  • Что делать мужчине, если секса нет, а очень хочется?
  • Как что-то захотеть или что делать, когда клиент не знает, что хочет?
  • "Со мной что-то не так", или что делать с чувствами, которых быть не должно?
  • Начни что ни будь делать, и тогда у тебя ко мне претензий не будет.
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Если сил ни на что нет, что делать, как быть? Или, здравствуй, депрессия...
  • Что делать, когда делать ничего не хочется, или Три способа, как восполнять ресурсы
  • Работа или жизнь? О том, что если целиком уйти во что-то одно, можно остаться ни с чем.
  • Делать что хочется или что надо?
  • Что делать, когда очень хочется посоветовать?
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Кто такой маменькин сынок и что делать, если Вы осознали, что Вы – это он?
  • Не нужно притворяться, что у вас в порядке и вас все устраивает, если это далеко не так
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • Что происходит за дверью психотерапевта, или что можно делать у психолога?
  • Что делать, когда секс невозможен? Что делать, если у девушки вагинизм? Как устранить проблемы?
  • Пути преодоления тревоги или что делать, когда не знаешь что делать
  • Можно ли договориться с мужчиной, если он ведет себя «не так», и что делать, чтобы вел «так»?
  • Что я тебе такого сделал, что так сильно злюсь на тебя? /заметки полевого практика/
  • Что делать если у мужа пропало желание? Что делать если нет секса? Как стать привлекательной?
  • «Делай, что должно и будь, что будет» Или «Как вести себя в трудных жизненных ситуациях».
  • Как быть, если не хочется что-то делать, а надо?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь