Марафон счастья. 4. Счастливые отношения: старшие, младшие, равные

На днях мы рассмотрели как наше состояние счастья протекает на физическом плане, от каких гормонов оно зависит и как люди, чтобы привнести это ощущение в свою жизнь, прибегают к искусственным способам «себя осчастливить». Сегодня я хочу перейти к следующей ступеньке в пирамиде Маслоу – потребности быть в отношениях, принадлежать к какой-то группе, семье, любить и быть любимым.
Марафон счастья 4 Счастливые отношения старшие младшие равные
Об отношениях пишут книги, и я не ставлю сейчас цель рассмотреть глубоко эту тему. Но мы попробуем взглянуть на отношения в целом: каждый человек соприкасается с другими людьми и понимает (неосознанно оценивает их), что собеседник либо старше, либо младше, либо мы с ним на равных. Это простейшая классификация отношений: старшие, равные, младшие – но она очень важна, так как в эти отношения вступают абсолютно все и нужно знать элементарные правила, чтобы такие отношения были гармоничными, как минимум не приносили страданий.

К старшим в нашей жизни относятся не только старшие по возрасту, но и социально более успешные люди, а также более образованные, имеющие высокий статус и уважение в обществе. Возрастной критерий не самый главный. Например, ваш начальник может быть младше вас по возрасту, но однозначно он будет старшим в отношениях. Абсолютно всегда старшими для нас являются наши родители, бабушки, дедушки, тети и дяди, а также старшие братья и сестры. Чтобы отношения с ними не приносили проблем, самое главное с нашей стороны – это оказывать им УВАЖЕНИЕ. Вроде бы простая и понятная вещь, но сколько проблем у людей в этой сфере!

 Да, старшие в нашем обществе, порой ведут себя не достойно, да, иногда нам кажется, что их не за что уважать. Но так устроено в природе, что оказывая уважения тому, кто старше, человек автоматически получает его благословение и некое покровительство. Отношения со старшими могут приносить огромное счастье, ведь они дают нам развитие, от старших мы получаем знания, опыт, мудрые наставления. Например, на востоке очень развита система отношений: «духовный учитель – ученик», в которых гуру берет на себя ответственность за развитие ученика как личности, а ученик со всем почтением служит ему и слушается, тем самым позволяя опыту старшего как бы «перетечь» к себе. К таким отношениям можно отнести и работу с психологом, с коучем, а также слушание лекций и чтение развивающей литературы.

 В жизни человека качественного общения со старшими должно быть примерно 20% от общего объема отношений. Если его слишком много, то человек становится инфантильным, зависимым, не самостоятельным, если таких отношений слишком мало, то происходит перекос в другую сторону – человек не слушает ни чьих советов, становится слишком гордым и самоуверенным. А в отношениях со старшими мы учимся СМИРЕНИЮ.


 Отношения с равными: примерно 60% от общего объема взаимоотношений. К чему эти проценты и пропорции, – спросите вы? Это, конечно, все приблизительно, и на разных этапах жизни эти пропорции разнятся. Но для взрослого человека такое сочетание отношений будет давать наилучший результат для развития и ощущения гармонии в жизни.

Равные – это друзья, коллеги, люди примерно одного с нами возраста и статуса. Отношения между супругами так же в большой степени должны быть на равных (хотя и считается, что муж старше), но в современных условиях это больше равные отношения. Чтобы быть счастливым в них, важно проявлять ИСКРЕННОСТЬ, эмпатию, юмор, поддержку, сотрудничество и стремиться к глубине, чтобы отношения не стали поверхностными. В таких отношениях мы часто получаем обратную связь от другого – в чем мы не правы и как нас видят другие, они становятся для нас своего рода зеркалом. В равных отношениях мы можем быть максимально естественны, реагировать спонтанно, так как в отношениях со старшими и с младшими следует держать себя в определенных рамках. В отношениях с равными допустима некая фамильярность (интересно, что это слово сродни слову «фамилия», то есть семья, подразумевая очень близкие отношения). Конечно, фамильярность не должна жестко нарушать чужие границы, и тем самым разрушать отношения.

Счастье в таких отношениях возможно только при совместных усилиях. Мы оба должны расти и развиваться, чтобы отношения сохранялись. Если хотя бы один из партнеров останавливается или деградирует, то он либо тянет за себя второго, либо возникает трещина, перерастающая в пропасть. Дружественные отношения не проявляются внезапно, в них нельзя резко «впрыгнуть», а потом передумать и «выпрыгнуть». Это труд, и это постепенный процесс.

И, конечно, отношения с младшими: хорошая пропорция – это 20% от всех взаимоотношений. Младшими для нас являются наши дети, племенники, младшие братья и сестры, наши подчиненные по работе, люди с более низким статусом, опытом и образованием, а так же младшие по возрасту (если они в чем-то другом не превосходят нас). По отношению к младшим у нас есть одна очень важная обязанность – это наша ЗАБОТА о них, полное принятие, помощь и поддержка в развитии. Мы можем давать им знания и наставления, но только при условии, что мы со своей стороны полностью принимаем человека таким какой он есть, и мы для него являемся авторитетом (то есть младший понимает нашу компетентность быть старшим для него и принимает нашу заботу). В отношениях с младшими у нас развивается ЩЕДРОСТЬ.

 Отношения с младшими также могут давать очень сильное ощущение счастья, особенно если это наши дети и внуки. Всем известно, что при гармоничном общении с детьми многие взрослые сами собой становятся счастливее. И, чуть не забыла, про самое главное правило в отношениях с младшими, чтобы не разрушить их как личности, не перерубить эту тонкую связь с ними – старшие не должны выплескивать на них свои негативные эмоции, не грузить своими проблемами. Естественный «дымоход эмоций» – они должны идти от младших к старшим, но не наоборот, иначе это очень сильно травмирует человека, даже если он уже и не маленький, но по статусу и положению ниже нас. Это не значит, что нужно превратиться в бесчувственных роботов, и совсем не показывать своих эмоций, какую-то обратную связь обязательно нужно давать, но не грузить своим негативом.

 Подведем небольшой итог: мы говорили о том, как испытывать счастье в отношениях. И схематично определили, что существует три категории отношений, в каждой из которых вкус к счастью разный. А теперь подумайте, в каком виде отношений вы хорошо реализованы и они действительно приносят вам счастье?
А где у вас отношения хромают? В чем ваша зона роста?

 Живите счастливо!

С любовью и заботой о Вас, Александрова Марина,
психолог, коуч, консультант по семейным отношениям и личностному росту

 



Просмотров: 373
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Отношения с равными, младшими и старшими
  • В отношениях должно быть хорошо... А если нет, то зачем Вам такие отношения?
  • Иметь отношения или быть в отношениях?
  • Как быть если отношения есть, а секса нет и даже не хочется?
  • Как наладить отношения в семье или что делать, если появилась привычка в отношениях?
  • «Ресурсы в семейных отношениях: если отношения «остыли», чем можно их «разогреть»
  • Мифы про силу. Чтобы вступать в отношения, нужно быть в ресурсе
  • Как быть, если отношения себя изжили?
  • Зависимые отношения. Теряю себя. Где Я в отношениях?
  • Какими должны быть отношения между супругами в браке. Часть 1.
  • Какими должны быть отношения между супругами в браке. Часть 2
  • Как построить гармоничные отношения с детьми, если трудные отношения со своими родителями?
  • С какой целью мы входим в отношения из жалости. Риски таких отношений.
  • Где моя территория в близких отношениях? Близкие отношения и личные границы.
  • Как именно деньги могут испортить отношения: «Может быть, тебе поискать более высокую зарплату?»
  • «Отношения должны быть серьезными»
  • Как быть с принятием-таким-какой-есть в отношениях. Или как экологично принимать партнёра.
  • Установка: Отношения должны быть без ссор.
  • «Как со мной строить отношения и как чувствует другой себя в отношениях со мной»
  • Быть слишком доброй и не знать своих границ как причина плохого отношения мужчины
  • Экономические отношения в отношениях
  • Про отношения. О том как мы участвуем в отношениях!
  • Хотеть, чтобы что-то случилось в нашей жизни и быть готовым это принять - очень разные вещи!
  • Как быть счастливой в отношениях, если все мужчины - мерзавцы и нужно всегда искать кого-то лучше
  • Проблемные отношения или в отношениях проблема
  • Что нужно делать женщине, чтобы разрушить отношения
  • Почему не получаются отношения, и что я делаю не так в отношениях?
  • Отношения: свой или чужой? Разбираемся в отношениях
  • Что нужно знать о себе женщине за 30, чтобы создать хорошие отношения с мужчиной?
  • Быть счастливым в отношениях. Брать или давать?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь