|
Уяснение духовности в ракурсе психотерапииАвтор статьи: Белорусов Сергей Анатольевич
Уже признанной ВОЗ стала медицинская парадигма БПСД - био-психо-социо-духовная - модель диагностики и терапии пациента. Но пока недостаточно понятийно разработанным является понятие "духовность". Попробуем выделить этапы, логически проясняющее его восприятие. В первом приближении ДУХОВНОСТЬЮ мы можем обозначить то, что отличает человека от другого живого существа. А именно: На второй стадии происходит разграничение на: Здесь слоганом может быть "Смысл в том, чтобы все, поддающееся измерению - измерить, а для неподдающегося - найти способы к измерению". Вспоминая С.Кьеркегора, в этой духовности присутствуют две сферы: эстетика и этика. и ------------------------------------------------------------- Наиболее подходящим общим описанием ее будет афоризм Гете: "Природа не делится на разум без остатка". Наиболее свойственным атрибутом здесь является РЕЛИГИЯ, или, поясняя, Re-ligare предусматривает возможность взаимосвязи человека с чем-то / Кем - то высшим себя. Психологические аспекты духовности: СВЕТСКОЙ: По Ф.Ницше - "Все что не убивает - делает нас сильнее" По В. Франклу - "Зная ЗАЧЕМ можно пережить любое КАК. Или осознание смысла симптома приводит к его исчезновению" По А. Маслоу - Верши́нные пережива́ния ( Peak experiences) — понятие спонтанного ощущения необыкновенного позитива с предельной ясной всеобъемлющестью существования, иногда ведущей к инсайтом познания некоторой «абсолютной истины» или единства всего сущего. РЕЛИГИОЗНОЙ: Св. Афанасий Александрийский: "Бог стал человеком для того, чтобы мы стали богами". Св. Бернард Клервосский: "Боже, не верь мне, ибо я в любой момент могу предать тебя" Св. Серафим Саровский: "Цель христианской жизни есть стяжание Святого Духа" Св.Силуан Афонский "Держи ум свой во аде и не отчаивайся". Возможное снятие акцентов между двумя типами духовности прослеживается в трудах вице-президента Американской Психологической Ассоцииации, психолога и священника Конгергации Святого Духа, о.Адриана ван Каама. Под ТРАНСЦЕНТЕНТОСТЬЮ ван Каам понимает: Это имеет смысл уже для психотерапевтической деятельности. Человек обращающийся к специалисту находится в ситуации страдания. Телесного или физического, хотя последнее время намечается тренд рассматривать всю медицинскую патологию, как психосоматическую. В данной форме своего бытия человек испытывает боль / страх / кризис. Для осуществления помощи человеку в духовном измерении, уместно предположить, что поднимаясь выше, трансцендируя самого себя, человек избавляется от симптомов, которые выступали в его судьбе именно призванием к разрешению этого кризиса, приглашением стать другим, фактором личностного преображения, обусловленным Тайной бытия. И, в заключение, понимание этого упрощается доброй христианской поговоркой: "Те, кто мы есть - подарок Бога нам. То, что мы делаем в жизни из себя - наш подарок Богу". Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|