|
К звездам - внутреннее расследование на краю Солнечной системыАвтор статьи: Милевский Владислав Анатольевич
«Ответы на наши вопросы лежат за пределами досягаемости» (слоган фильма «К звездам») На выходных подключил один из сервисов потокового видео или, как они сами себя называют, онлайн кинотеатр. Картинка на весь экран full-hd качества, детальная прорисовка всех деталей меня поразили и приятно порадовали, не ожидал, что такое возможно транслировать через интернет. Действительно, сложилось ощущения кинотеатра - четкая, яркая, я бы сказал, сочная картинка, без рекламы и каких-то лишних элементов поверх изображения, типа баннеров, логотипов, бегущей строки и прочих, отвлекающих внимание и мешающих восприятию элементов. Ну да ладно, к делу, то есть к фильму. Первым фильмом, который я загрузил для просмотра был "К звездам" с Бредом Питтом, новинка осени этого года, к тому же, фантастика, которую все так любят, и я в этом не стал исключением. Фильм во многом медитативный, что для фильмов о космосе, пожалуй, уже устоявшийся канон: люди ждут медленно разворачивающихся величественных звезд в непроглядной черноте космической ночи, пугающих и завораживающих своей холодной бесконечностью, планет, величаво плывущих в пустоте, внушающих трепет своими размерами. Все это в фильме есть, космоса хватает с избытком, герой успеет побывать и на Луне, и на Марсе, слетает в дальний космос, к Нептуну, на границу Солнечной системы. Между тем, существует и второй план этой медитативности, плавно разворачивающегося повествования, исследования жизни самого главного героя, Роя Макбрайда, роль которого сыграл Бред Питт. Каждый день Рой должен выполнять необычный ритуал: он приклеевает на шею лейкопластырем датчик для считывания пульса и разговаривает с невидимым собеседником глядя на себя в зеркало. Похоже, что его невидимый собеседник – компьютерная программа, безжалостно оценивающая психическое состояние космонавта. - Ваше психическое состояние - стабильно, - часто будет звучать на протяжении фильма. Должно быть, благодаря такой ежедневной само рефлексии и постоянным контролем над собой и своими эмоциями, герой остается живым в самых немыслимых поворотах сюжета, всегда трезво и точно принимая единственно верное в сложившейся ситуации решение. Он действует рационально и грамотно, и поэтому выживает, тогда как многие из его окружения гибнут словно "мухи", сталкиваясь с трагическими случайностями, которые, казалось бы, предсказать и вычислить невозможно. Герой остается с ровным пульсом и высокой осознанностью происходящего, иногда звучит его монолог с самим собой, констатирующий происходящее со стороны внешнего наблюдателя. То есть, его наблюдающая, рациональная и сознательная часть Я – постоянно и непрерывно отделена от переживающей, эмоциональной части Я, которой уже почти и не осталось, ее почти нет, на это указывают достаточно сухие и скупые фразы, которыми Рой описывает происходящее. Сложившаяся дисгармония оказывается полезной для карьеры космонавта главного героя, но заставляет его периодически страдать уколами воспоминаний о неудачных, несложившихся отношениях с женой, о своей непонятной для него самого, вынужденной холодности с нею, невозможности проявления чувств, герой болезненно ощущает свою бесчувственность. Эта холодность связана с космосом и с отцом, который стал героем и самым известным космонавтом, покорившим дальний космос. Рой вспоминает, что отец любил этот космос, мало уделял времени ему и семье, а потом и вовсе бросил их с матерью. Эта всепроникающая холодность космоса, отчужденность и одиночество, словно вирус или болезнь теперь передалась и ему, сыну своего отца. Постепенно он понимает связь своей потери эмоций с уходом отца из семьи, его собственным равнением на отца, любовью и почитанием его, стремлением стать таким же. Действительно, он становится таким же героем-космонавтом, равным, сыном, достойным своего отца и в чем-то даже его превзошедшим. Но он становится и таким же одиноким, отчужденным как отец, лишенным эмоций, достигающим поставленной цели слепком воли и сознания. И это осознание уже неприятно, болезненно, герой хочет вернуть себя, начать чувствовать и жить, вернуть жену и отношения с ней, перестать быть универсальным автоматом с ровным пульсом. И для этого он летит к Нептуну, на край Солнечной системы, за пределы досягаемости других людей, на край вселенной, чтобы встретиться с отцом и с ним расстаться. Там он обретает способность жить собственной жизнью и возвращает себе эмоции, переживающую часть своего Я. Внешний мотив спасения всего человечества просто удачно подворачивается, является внешним, оправдательным мотивом на пути внутреннего расследования главного героя и обретения им самого себя. Фильм убедительно показывает, что для развития, освобождения и обретения себя необходимо проделать внутреннюю работу, о том, что космос внешней жизни – лишь сменяемые декорации жизни внутренней, которая не меняется, либо меняется слабо, может поменяться лишь серый ландшафт лунной пустыни на рыже-красный песок Марса, но это и все. А чтобы действительно что-то изменилось необходимо встреча, либо реальная как это показано в фильме, либо в какой-либо иной форме, как это часто случается в кабинете у психоаналитика. Эта встреча с отцом – освобождающее переживание, не просто осознание, воспоминание или мысль, а именно глубокое переживание, охватывающее тебя целиком, будто ты один на краю Солнечной системы.. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|