Важные аспекты обучения расстановкам

Важные аспекты обучения расстановкам



Вслед за Дианой Дрекслер я хочу отойти от полярностей «слепого восхищения» или «огульной критики» метода расстановок и защитить полезный и выгодный принцип «золотой середины». Дело в том, что расстановочная работа может прекрасно сочетаться со многими другими модальностями психотерапии и консультирования.

Каждый практикующий расстановщик привносит в свою работу весь свой предыдущий опыт и все свои накопленные знания. Я, к примеру, познакомился с расстановками имея многолетний опыт преподавателя ВУЗа и бизнес-тренера, и практику в области телесно-ориентированной терапии и НЛП. И как оказалось, всё это прекрасно сочетается друг с другом.  

  • Представления психоанализа об индивидуальном и коллективном бессознательном помогают понять, как как вытесненный из сознания материал предков оказывается у потомков.
  • Представления транзактного анализа помогают замечать паттерны в отношениях, которые мы перенимаем у более взрослых членов семьи.
  • Психология привязанности помогает нам понять, что довербальная телесная коммуникация между матерью и ребенком продолжает играть важную роль в жизни уже взрослых людей.   

Более того, если на расстановки приходят специалисты любой другой психологической школы, они так и говорят:

  • «Расстановки – это сплошной гештальт»,
  • «Расстановки – это своеобразный вид телесной работы»,
  • «Расстановки – не что иное как работа на линии времени в НЛП»,
  • «Расстановки – это в чистом виде эриксоновский гипноз» и т.д. и т.п.

Многие интервенции в расстановках и эмоционально-образной терапии похожи как две капли воды.

Я склонен искать сходства и пересечения, а не различия и противоречия. Потому что, когда клиент садится в своё кресло, он ждёт от меня как терапевта применения эффективного инструмента для диагностики его состояния и ситуации и эффективного инструмента изменений его ситуации к лучшему. Всё, что работает, проясняет ситуацию и приводит к улучшению состояния клиента, может пойти в дело.

Проверено на опыте, каждый расстановщик уже через год практики и обучения создаёт свой неповторимый стиль расстановочной работы, со своими личными «фишками», своей специализацией, своими излюбленными темами, где он весьма эффективен, и темами, за которые он не берётся.

Понимая это, к процессу обучения нужно относиться соответственно. Что-то должно быть освоено студентом-расстановщиком как ноты для музыканта. Это база. Это некие азы-атомы-кирпичики теории и практики, из которых он построит свой собственное здание своей неповторимой практики. В моём случае – это:

  • навыки групповой динамики,
  • навыки установления контакта с клиентом,
  • навыки проведения предварительного интервью, получения запроса и согласования контракта с клиентом на данную сессию или на курс терапии,
  • навыки распознавания и чтения сигналов, исходящих от заместителей (виртуальная карта чтения сигналов поля),
  • прокачка навыка телесной чувствительности (навыки распознавания собственных чувств и ощущений как ведущего),
  • тренировка мышления в поиске и нахождении смысловых и логических связей между событиями в разных контекстах и поколениях, а также
  • знание базового набора «системных динамик»,
  • умение использовать базовый набор интервенций, тестовых и разрешающих фраз, способных прояснить ситуацию, протестировать гипотезы и трансформировать ситуацию в более позитивную, в сторону хорошего решения.
  • навыки заключительного интервью с клиентом и помощи клиенту в интеграции образа расстановки в свою повседневную жизнь.

Есть важная проблема, с которой сталкивается каждый преподаватель. Любой атом знания, освоенный студентом на учебном курсе, пропускается через личный опыт переживаний и ощущений студента и приобретает свои уникальные, специфические черты почти сразу. Одна и та же разрешающая фраза, сказанная разными студентами, звучит совершенно по-разному. Это помогает не привязываться к атому знания как непререкаемому образцу или шаблону. Как говорят мои студенты: «Феноменология рулит». И в этом вопросе я с ними абсолютно согласен.

  • Один мой студент уделяет большое внимание паузам, интонациям и разным типам дыхания. В этом он уникален.
  • Другой специализируется на помощи умирающим и их родственникам.
  • Третий работает на якорях и фигурках, всё чувствует открытым сердцем (очень эмоционален и эмпатичен).
  • Четвертый – может как экстрасенс рассказать мельчайшие детали ситуации клиента, схватывает суть происходящего в расстановке с большим количеством фигур (визуальное восприятие – это его сильная сторона).
  • Пятый всегда начинает расстановку с одной фигуры – заместителя клиента.
  • Шестой – логик и прекрасно выуживает смысловые логические и структурные связи между контекстами.

И каждый работает по своему красиво и эффективно. И у каждого уже свои клиенты. Каждый практикует.   

Опираясь на свою сильную сторону, они способны достигать результата в работе с клиентом, а в общении друг с другом на супервизиях, подтягивают свои слабые стороны.  

 

Множество раз наличие в системе забытого абортированного ребенка проявляется в ощущениях заместителей по разному, но во всём этом есть и общие черты. Важно, чтобы студенты замечали в этих более или менее схожих ситуациях общие черты и составляли внутреннюю картотеку «сигнал» => «значение». Но даже если было 500 000 похожих повторений в опыте группы одной и той же темы, картотека будет у каждого своя.  

 

Уже с первого модуля студенты участвуют в практических упражнениях в роли расстановщиков и заместителей. Поначалу им трудно разделять эти две роли. Чтобы оставить процесс в рамках расстановки, а не превращать расстановочное упражнение в мозговой штурм десяти расстановщиков, мы специально даём задание участникам в роли заместителей тренировать телесную чувствительность и объяснять то, что ты чувствуешь, кратко, ёмко, в глаголах и терминах ощущений. И всё. Никаких интерпретаций. Только участник курса, находящийся в роли ведущего расстановки, и его помощник могут заниматься интерпретацией общего образа расстановки вместе с клиентом.

 

Особый момент – переход от практики заместительства к практике ведущего расстановок. Это как пересесть с места пассажира на место водителя. Первый раз – это всегда очень и очень непросто. Но и здесь групповой формат обучения даёт преимущество. При соблюдении простых правил эта «проба пера» проходит безопасно и комфортно. Нужно:

  • Чётко соблюдать роли в расстановке: клиент – это клиент, расстановщик – это расстановщик, заместитель – это заместитель.
  • Помогать и советовать расстановщику, как продолжить процесс, можно только после его просьбы или с его разрешения.
  • Начинать тренировки нужно с относительно простых элементов общего процесса расстановки (например, с составления геносоциограмм в паре «клиент – расстановщик»).
  • Обсуждать и давать обратную связь ведущему учебного упражнения лишь по небольшому количеству аспектов процесса, чтобы не пергрузить.

 

И здесь очень многое, если не всё, зависит от преподавателя курса. Медвежьей услугой с его стороны может стать навязывание студентам «единственно правильных правил». Это приводит к возникновению «страха ошибиться». Это может полностью заблокировать тягу студентов к творчеству, самовыражению и эксперименту. Поэтому преподаватель курса просто обязан создавать на занятиях доброжелательную атмосферу и гибкие рамки процесса обучения. Он на собственном примере может показать студентам, что можно:

  • быть экспертом, и ничего не понимать,
  • ошибаться и исправлять ошибки, выдвигать гипотезу и отказываться от неё,
  • когда надо - бездействовать, а когда надо - вовремя подсказать и поддержать,
  • поощрять студентов в выработке их собственного стиля ведения расстановок с первых дней обучения,
  • всю профессиональную жизнь посвятить обучению и развитию, и это нормально.

 

Стерильно непогрешимых и рафинированных профессионалов на свете не существует. В нашей профессии – постоянное развитие – не прихоть, а способ существования. Учёба действительно никогда не заканчивается. После 12 лет расстановочной практики я почти на каждом расстановочном вечере, на каждом учебном модуле обнаруживаю новые сигналы заместителей, которых не было в моей виртуальной картотеке до сих пор. Расстановки не могу наскучить. Они всегда подбрасывают нам что-то новенькое. «Забронзоветь» не удаётся по определению.  

 

Дорогие мои читатели! Выбирайте быть живыми, здоровыми, счастливыми, богатыми!

А расстановки и психология вам в помощь!





 

 

 



Просмотров: 273
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Системные расстановки: клиент, расстановщик и поле.
  • Процесс расстановки. Часть 2. Предварительная беседа с клиентом
  • Индивидуальные расстановки в работе с клиентом
  • Неудачный опыт в расстановках. Что делать, если после сделанной расстановки стало хуже?
  • «Расстановки по Хеллингеру» или системные семейные Расстановки? Что это?
  • Организационные расстановки, как вид системных расстановок.
  • Мозг и расстановки. Почему бывает плохо после расстановок?
  • Расстановки. Есть ли у этого метода терапии будущее?
  • "Семейные системные расстановки.Что, где, когда?" ( Случаи из практики, теория, упражнение)
  • Расстановки-заметки из практики
  • Расстановки-как выбрать расстановщика и как понять, работает ли метод?
  • Расстановки по Хеллингеру из личной практики. Дары.
  • Расстановки по Хеллингеру из личной практики. Отношения
  • Расстановки по Хеллингеру из личной практики. Процветание
  • 5 причин использовать расстановки, если есть ощущение, что вы оказались в тупике.
  • Как отличить расстановки от «расстановок»?
  • Как реализовать свой потенциал? | Бизнес и расстановки
  • Семейные расстановки по Хеллингеру. Случай из практики - отношения родителей и детей.
  • Расстановки, моделирование, модификации и иже с ними. Негативный опыт.
  • Школы психотерапии. 21. Расстановки (системно-феноменологическая работа)
  • Работа через метод расстановки. Я и мои субличности!
  • Семейные расстановки: как это работает?
  • Как прочитать образ расстановки. Специфические паттерны
  • Эффективность метода: какие проблемы и задачи помогают решить расстановки
  • Расстановки на фигурках в индивидуальном консультировании Часть-1
  • Расстановки на фигурках в индивидуальном консультировании. Часть-2
  • Я его слепила из того, что было. Расстановки из теста
  • Что делать клиенту после расстановки?
  • Системные расстановки. Мой опыт знакомства.
  • Пострасстановочное после организационной расстановки и консультирования



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь