Нарисуй барашка... или разговор с Маленьким принцем об арт-терапии

Автор статьи: Людмила Лопина

Принято считать, что образы художественного творчества отражают все виды подсознательных процессов, включая страхи, внутренние конфликты, воспоминания детства, сновидения. При их словесном описании у ребенка могут возникнуть затруднения. Поэтому именно невербальные средства часто являются единственно возможными для выражения и прояснения сильных переживаний. Здесь можно говорить о некотором преимуществе арт-терапии перед другими формами психотерапевтической работы.

При использовании арт-терапии предлагаются разнообразные занятия художественно-прикладного характера: рисование, лепка, выжигание, поделки из ткани, меха, природного материала. При этом специальная подготовка, талант исполнителей и художественные достоинства работ не столь значимы. Важны сам процесс творчества, и особенности внутреннего мира человека.

Под впечатлением от книги «Правдивые истории», где рассказывалось, о том, что удав не жует пищу, а глотает ее целиком, 6-ти летний Сент –Экзюпери, автор сказки «Маленький принц» рисует рисунок №1и №2.

-Не страшно ли Вам?

-Разве шляпа страшная? – возразили мне.

А это была совсем не шляпа. Это был удав, который проглотил слона тогда я нарисовал удава изнутри, чтобы взрослым было понятнее . Им ведь всегда нужно все объяснять.

Нарисуй барашка  или разговор с Маленьким принцем об арт терапии

Шляпа - это интерпретация взрослых.

В арт-терапии не интерпретируют художественные символы, а помогают участникам понять их смысл, устанавливая безоценочную доверительную атмосферу, поощряя свободные ассоциации во время художественного творчества.

«Взрослые посоветовали не рисовать, а заняться географией, арифметикой и историей. Потерпев неудачу с рисунками, я утратил веру в себя», - сетует автор.

Дети должны сами использовать собственные ассоциации, связанные с их произведениями, для того чтобы лучше понять себя.

По мнению исследователей, рисунок для детей является не искусством, а речью. Им свойственно стремление рисовать. Это – своеобразное экспериментирование с художественными символами в качестве заместителей реальных объектов. Посредством рисования реализуется потребность личности в самовыражении.

Предложите своим домашним (коллегам, соседям, друзьям) одно слово, например «РАДОСТЬ» и попросите их ответить (самовыразиться):

РАДОСТЬ

НА КАКОЙ ЦВЕТ ПОХОЖА ________________________

КАКИМ ЗНАЧКОМ МОЖНО ОБОЗНАЧИТЬ ______________

Я уже пробовала.

Цветовой гамме позавидует даже радуга (и желтый, и красный, и синий, и зеленый, и розовый - у всех разный!)

Символом слова «радость» были и солнце, и море, и цветочек, и звездочка, и смайлик, и воздушный шарик, и радуга, и…….!!!

«Взрослые никогда ничего не понимают сами, а для детей очень утомительно без конца им все объяснять и растолковывать» - пишет Экзюпери.

- Ну, ладно, не надо утомительно объяснять и настаивать. (Встану я на защиту взрослых! Сама ведь уже ...) Скажите, просто 3-5 слов-ассоциаций к слову «МОРЕ»(прошу я друзей). Замечаю, что опять нет единства:

- солнце, пляж, дети - (радость)

-отпуск, тишина, благодать - (покой)

- глубина, сила, мощь, бездна - (тревога)

- свежий ветер, брызги моря, чайки – (легкость).

«Когда говоришь взрослым: «Я видел красивый дом из розового кирпича, в окнах у него герань, а на крыше голуби»,- они никак не могут представить себе этот дом. - (Красиво)

Им надо сказать: «Я видел дом за сто тысяч франков»,- и тогда они восклицают: «Какая красота!»- (Дорого)

Да, как это похоже на нас! Одно и то же слово, а какие разные ассоциации и чувства, связанные с ним (морем или домом)!

И вот он стал летчиком, облетел весь свет, встречал много самых разных людей. «Когда я встречал взрослого, который мне казался разумней и понятливей других, я показывал свой рисунок №1 – я его сохранил и всегда носил с собою.

Я хотел знать, вправду ли этот человек что-то понимает. Но все они отвечали мне: «Это шляпа». И я уже не говорил с ними не о удавах, ни о джунглях, ни о звездах».

Конечно, нам даны знания и о коллективном бессознательном, и о архетипах, и… мы оцениваем значения и символов и цветов и размеров, но…перефразирую строки известной песни о самолетах: «Первым делом, первым делом - личность ребенка, ну а знания, наши знания – потом». Наши знания будут дополнением к индивидуальным подсознательным процессам ребенка! Наши знания помогут нам выбрать наиболее доступные, эффективные техники и материалы, соответствующие возрастным особенностям детского контингента.

«Взрослые посоветовали мне не рисовать... Потерпев неудачу с рисунками, я утратил веру в себя».

Автору этих строк удалось выплеснуть свою детскую творческую энергию уже, будучи взрослым. И он достиг того, чего хотел еще в детстве – признания. Но путь к признанию был долгим.

Давайте же признаем крошечные шедевры наших детей уже сегодня!

 



Просмотров: 401
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Когда учеба в радость, или что можно сделать уже сегодня, чтобы завтра дети сами захотели пойти в школу
  • Вы скажите, что мне делать, а дальше я уже все испорчу сам
  • Как понять, для чего нам послан этот человек - только для опыта или все же для счастья и любви
  • Где все, что было, где радость секса… и как все это пережить!?
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом?
  • дети - это инопланетяне... или как мне понять своего ребенка
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Как сделать так чтобы у нас все было и нам ничего за это не было.
  • Сила арт-терапии. Как помочь себе с помощью творчества
  • Как понять, что психологически вы уже взрослые?
  • Как понять, что психологически вы уже взрослые?
  • Психологическое отделение ребенка от родителей: как это сделать и когда уже пора?
  • Признать незнание- уже начало знания
  • Арт-терапия для ребенка в домашних условиях. Рисунок семьи.
  • Все еще ищете свое предназначения? Тогда это упражнение для вас
  • Несколько слов о гештальт-терапии. Что это для меня?
  • Чтобы что-то понять, иногда надо принять, что не все можно понять
  • Что привлекает меня в профессии арт-терапевта? Или мой путь к арт-терапии…
  • Почему все так? За что мне это?
  • Что можно сделать уже сегодня, чтобы изменить свою жизнь к лучшему?
  • Всего достиг, все есть, но зачем мне это?
  • Я хочу, чтобы мне было плохо, для меня это хорошо.
  • Мама, я уже взрослый, или Что такое зрелая личность, и критерии завершения терапии
  • Можно ли взрослым плакать при детях? И как делать это правильно?
  • Когда вы поняли, что ваши чувства уже угасли… Когда равнодушие партнера уже сделало свое...
  • Декрет это отпуск? Или что надо маме для счастья...
  • Обязательно ли уметь рисовать на сессиях, семинарах, занятиях по арт-терапии?
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь