Нарисуй барашка... или разговор с Маленьким принцем об арт-терапии

Автор статьи: Людмила Лопина

Принято считать, что образы художественного творчества отражают все виды подсознательных процессов, включая страхи, внутренние конфликты, воспоминания детства, сновидения. При их словесном описании у ребенка могут возникнуть затруднения. Поэтому именно невербальные средства часто являются единственно возможными для выражения и прояснения сильных переживаний. Здесь можно говорить о некотором преимуществе арт-терапии перед другими формами психотерапевтической работы.

При использовании арт-терапии предлагаются разнообразные занятия художественно-прикладного характера: рисование, лепка, выжигание, поделки из ткани, меха, природного материала. При этом специальная подготовка, талант исполнителей и художественные достоинства работ не столь значимы. Важны сам процесс творчества, и особенности внутреннего мира человека.

Под впечатлением от книги «Правдивые истории», где рассказывалось, о том, что удав не жует пищу, а глотает ее целиком, 6-ти летний Сент –Экзюпери, автор сказки «Маленький принц» рисует рисунок №1и №2.

-Не страшно ли Вам?

-Разве шляпа страшная? – возразили мне.

А это была совсем не шляпа. Это был удав, который проглотил слона тогда я нарисовал удава изнутри, чтобы взрослым было понятнее . Им ведь всегда нужно все объяснять.

Нарисуй барашка  или разговор с Маленьким принцем об арт терапии

Шляпа - это интерпретация взрослых.

В арт-терапии не интерпретируют художественные символы, а помогают участникам понять их смысл, устанавливая безоценочную доверительную атмосферу, поощряя свободные ассоциации во время художественного творчества.

«Взрослые посоветовали не рисовать, а заняться географией, арифметикой и историей. Потерпев неудачу с рисунками, я утратил веру в себя», - сетует автор.

Дети должны сами использовать собственные ассоциации, связанные с их произведениями, для того чтобы лучше понять себя.

По мнению исследователей, рисунок для детей является не искусством, а речью. Им свойственно стремление рисовать. Это – своеобразное экспериментирование с художественными символами в качестве заместителей реальных объектов. Посредством рисования реализуется потребность личности в самовыражении.

Предложите своим домашним (коллегам, соседям, друзьям) одно слово, например «РАДОСТЬ» и попросите их ответить (самовыразиться):

РАДОСТЬ

НА КАКОЙ ЦВЕТ ПОХОЖА ________________________

КАКИМ ЗНАЧКОМ МОЖНО ОБОЗНАЧИТЬ ______________

Я уже пробовала.

Цветовой гамме позавидует даже радуга (и желтый, и красный, и синий, и зеленый, и розовый - у всех разный!)

Символом слова «радость» были и солнце, и море, и цветочек, и звездочка, и смайлик, и воздушный шарик, и радуга, и…….!!!

«Взрослые никогда ничего не понимают сами, а для детей очень утомительно без конца им все объяснять и растолковывать» - пишет Экзюпери.

- Ну, ладно, не надо утомительно объяснять и настаивать. (Встану я на защиту взрослых! Сама ведь уже ...) Скажите, просто 3-5 слов-ассоциаций к слову «МОРЕ»(прошу я друзей). Замечаю, что опять нет единства:

- солнце, пляж, дети - (радость)

-отпуск, тишина, благодать - (покой)

- глубина, сила, мощь, бездна - (тревога)

- свежий ветер, брызги моря, чайки – (легкость).

«Когда говоришь взрослым: «Я видел красивый дом из розового кирпича, в окнах у него герань, а на крыше голуби»,- они никак не могут представить себе этот дом. - (Красиво)

Им надо сказать: «Я видел дом за сто тысяч франков»,- и тогда они восклицают: «Какая красота!»- (Дорого)

Да, как это похоже на нас! Одно и то же слово, а какие разные ассоциации и чувства, связанные с ним (морем или домом)!

И вот он стал летчиком, облетел весь свет, встречал много самых разных людей. «Когда я встречал взрослого, который мне казался разумней и понятливей других, я показывал свой рисунок №1 – я его сохранил и всегда носил с собою.

Я хотел знать, вправду ли этот человек что-то понимает. Но все они отвечали мне: «Это шляпа». И я уже не говорил с ними не о удавах, ни о джунглях, ни о звездах».

Конечно, нам даны знания и о коллективном бессознательном, и о архетипах, и… мы оцениваем значения и символов и цветов и размеров, но…перефразирую строки известной песни о самолетах: «Первым делом, первым делом - личность ребенка, ну а знания, наши знания – потом». Наши знания будут дополнением к индивидуальным подсознательным процессам ребенка! Наши знания помогут нам выбрать наиболее доступные, эффективные техники и материалы, соответствующие возрастным особенностям детского контингента.

«Взрослые посоветовали мне не рисовать... Потерпев неудачу с рисунками, я утратил веру в себя».

Автору этих строк удалось выплеснуть свою детскую творческую энергию уже, будучи взрослым. И он достиг того, чего хотел еще в детстве – признания. Но путь к признанию был долгим.

Давайте же признаем крошечные шедевры наших детей уже сегодня!

 



Просмотров: 440
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Когда учеба в радость, или что можно сделать уже сегодня, чтобы завтра дети сами захотели пойти в школу
  • Взрослые, которые разыгрывают сами себя. Выросли из детей, которые научились занимать себя сами.
  • Могут ли знания унизить?
  • Ответы на вопросы:Какие знания по психологии нужны, чтобы стать счастливым?
  • Советы мамы бесят взрослых детей. А дети точно взрослые?
  • Гордецы, придурки и путь знания - что здесь общего?
  • Сила арт-терапии. Как помочь себе с помощью творчества
  • Что наши дети знают такого, чего не знаем мы, взрослые?
  • Что наши дети знают такого, чего не знаем мы, взрослые?
  • Слова - ничто. Голос - всё! И можно ничего не рассказывать про себя на терапии (думать про запрос)
  • Как легко влиять на ребенка. Когда дети хотят следовать за взрослым?
  • Если надо объяснять, то не надо объяснять
  • Если надо объяснять - то объяснять не надо
  • Если надо объяснять, то не надо объяснять
  • О том, как наши страхи поддерживают сами себя
  • Наш рисунок-наши чувства.
  • Особенности художественного творчества старших дошкольников с моторной алалией
  • Какие проблемы могут возникнуть в терапии пары на первом сеансе?
  • Как эффективно использовать знания и опыт психолога?
  • Ученье и самолет. Или когда знания мешают зарабатывать.
  • Наши маленькие взрослые дети.
  • Почему знания в психологии не помогают женщине познакомиться с мужчиной
  • Чувства - Знания - Поведение. Что важнее?
  • Интуиция — феминный путь знания (II - 66)
  • Психолог- человек знания или продавец услуг?
  • Чему взрослые могут научиться у детей?
  • На этом свете меня огорчает только одно – то, что нужно становиться взрослым (c)
  • Чем опасны знания о себе?
  • «Мама, мне скучно!» Почему современные дети не могут сами себя занять
  • Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь