|
Нарисуй барашка... или разговор с Маленьким принцем об арт-терапииАвтор статьи: Людмила Лопина
Принято считать, что образы художественного творчества отражают все виды подсознательных процессов, включая страхи, внутренние конфликты, воспоминания детства, сновидения. При их словесном описании у ребенка могут возникнуть затруднения. Поэтому именно невербальные средства часто являются единственно возможными для выражения и прояснения сильных переживаний. Здесь можно говорить о некотором преимуществе арт-терапии перед другими формами психотерапевтической работы. При использовании арт-терапии предлагаются разнообразные занятия художественно-прикладного характера: рисование, лепка, выжигание, поделки из ткани, меха, природного материала. При этом специальная подготовка, талант исполнителей и художественные достоинства работ не столь значимы. Важны сам процесс творчества, и особенности внутреннего мира человека. Под впечатлением от книги «Правдивые истории», где рассказывалось, о том, что удав не жует пищу, а глотает ее целиком, 6-ти летний Сент –Экзюпери, автор сказки «Маленький принц» рисует рисунок №1и №2. -Не страшно ли Вам? -Разве шляпа страшная? – возразили мне. А это была совсем не шляпа. Это был удав, который проглотил слона тогда я нарисовал удава изнутри, чтобы взрослым было понятнее . Им ведь всегда нужно все объяснять. Шляпа - это интерпретация взрослых. В арт-терапии не интерпретируют художественные символы, а помогают участникам понять их смысл, устанавливая безоценочную доверительную атмосферу, поощряя свободные ассоциации во время художественного творчества. «Взрослые посоветовали не рисовать, а заняться географией, арифметикой и историей. Потерпев неудачу с рисунками, я утратил веру в себя», - сетует автор. Дети должны сами использовать собственные ассоциации, связанные с их произведениями, для того чтобы лучше понять себя. По мнению исследователей, рисунок для детей является не искусством, а речью. Им свойственно стремление рисовать. Это – своеобразное экспериментирование с художественными символами в качестве заместителей реальных объектов. Посредством рисования реализуется потребность личности в самовыражении. Предложите своим домашним (коллегам, соседям, друзьям) одно слово, например «РАДОСТЬ» и попросите их ответить (самовыразиться): РАДОСТЬ НА КАКОЙ ЦВЕТ ПОХОЖА ________________________ КАКИМ ЗНАЧКОМ МОЖНО ОБОЗНАЧИТЬ ______________ Я уже пробовала. Цветовой гамме позавидует даже радуга (и желтый, и красный, и синий, и зеленый, и розовый - у всех разный!) Символом слова «радость» были и солнце, и море, и цветочек, и звездочка, и смайлик, и воздушный шарик, и радуга, и…….!!! «Взрослые никогда ничего не понимают сами, а для детей очень утомительно без конца им все объяснять и растолковывать» - пишет Экзюпери. - Ну, ладно, не надо утомительно объяснять и настаивать. (Встану я на защиту взрослых! Сама ведь уже ...) Скажите, просто 3-5 слов-ассоциаций к слову «МОРЕ»(прошу я друзей). Замечаю, что опять нет единства: - солнце, пляж, дети - (радость) -отпуск, тишина, благодать - (покой) - глубина, сила, мощь, бездна - (тревога) - свежий ветер, брызги моря, чайки – (легкость). «Когда говоришь взрослым: «Я видел красивый дом из розового кирпича, в окнах у него герань, а на крыше голуби»,- они никак не могут представить себе этот дом. - (Красиво) Им надо сказать: «Я видел дом за сто тысяч франков»,- и тогда они восклицают: «Какая красота!»- (Дорого) Да, как это похоже на нас! Одно и то же слово, а какие разные ассоциации и чувства, связанные с ним (морем или домом)! И вот он стал летчиком, облетел весь свет, встречал много самых разных людей. «Когда я встречал взрослого, который мне казался разумней и понятливей других, я показывал свой рисунок №1 – я его сохранил и всегда носил с собою. Я хотел знать, вправду ли этот человек что-то понимает. Но все они отвечали мне: «Это шляпа». И я уже не говорил с ними не о удавах, ни о джунглях, ни о звездах». Конечно, нам даны знания и о коллективном бессознательном, и о архетипах, и… мы оцениваем значения и символов и цветов и размеров, но…перефразирую строки известной песни о самолетах: «Первым делом, первым делом - личность ребенка, ну а знания, наши знания – потом». Наши знания будут дополнением к индивидуальным подсознательным процессам ребенка! Наши знания помогут нам выбрать наиболее доступные, эффективные техники и материалы, соответствующие возрастным особенностям детского контингента. «Взрослые посоветовали мне не рисовать... Потерпев неудачу с рисунками, я утратил веру в себя». Автору этих строк удалось выплеснуть свою детскую творческую энергию уже, будучи взрослым. И он достиг того, чего хотел еще в детстве – признания. Но путь к признанию был долгим. Давайте же признаем крошечные шедевры наших детей уже сегодня!
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|