|
Подростки: учёба (секреты успеха).Автор статьи: Благовещенский Владимир Николаевич
Или: - «Опять у тебя тройка по истории!.. Ну я понимаю ещё по математике, там хоть материал сложный… Но по истории-то!..» Эти фразы можно продолжать, продолжать и продолжать. Возможно, прочитав эти строки, Вы узнали себя или кого-то из своих близких. Слова могут быть такими, могут быть другими, но смысл остаётся одинаковым: родитель всеми правдами и неправдами заставляет своего ребёнка (не поворачивается так язык сказать про подростка) учиться. Порой в этот процесс вкладывается неописуемое количество энергии (чаще, конечно, материнской, но не редкость, когда обучение такого недоросля становится делом жизни всей семьи). Хочется остановить таких родителей и спросить: «А вам это надо?» Зачем подростку учиться, это понятно: чтобы он смог поступить в институт (важное дополнение: если захочет), устроится на хорошо оплачиваемую работу (если для него это важно), иметь какой-то статус (если успешная учёба ему этот статус даст)… Но зачем родителям прикладывать столько усилий, чтобы заставить своё выросшее чадо учиться? Чтобы можно было с гордостью осознавать, что моя дочь – отличница? Но смысл обучения не в том, чтобы дать родителю повод для гордости своим ребенком. Чтобы не было стыдно на родительских собраниях? Но на них можно не ходить. Чтобы потом не тратить деньги на платное обучение в ВУЗе? Но родители вправе поставить условие, что не будут оплачивать обучение, если их сын или дочь не поступят на бюджет. И дальше подросток сам решает, нужно ли ему высшее образование. Если нужно, он прилагает к этому определенные усилия, если нет, прекрасно живет без образования. В нашем обществе упорно ходит миф о том, что без образования (причём высшего) не проживёшь, а если и проживёшь, то едва ли не еле выживешь. И родители ведутся на этот миф и всячески стараются причинить своему ребёнку пользу в виде высшего образования. Однако современное общество предоставляет большие возможности для достойного заработка людям абсолютно без образования. Да, образование открывает двери в определённые сферы деятельности, но это лишь некоторые сферы… зачастую далеко не самые оплачиваемые… и не факт, что ваш подросток хочет выбрать именно их. Не случайно статистика печальна: более 50% выпускников ВУЗов работают не по специальности (лично знаю геофизиков – сантехников, генетиков – продавцов-консультантов и прочих работяг с университетским образованием, и это не какие-то деклассированные спившиеся элементы, а очень интересные и приятные в общении люди, которые занимаются тем, чем им интересно). «Ну как же, образование – это статус!» - возразят другие. И это ещё один миф родом из 50-60-х годов прошлого века, когда из всего класса высшее образование получали всего два-три человека. Мы уже давно живём в двадцать первом веке, когда высшее образование есть почти у всех, а статус измеряется собственной успешностью (в первую очередь финансовой), а не образованием. Достаточно сравнить статус школьного учителя с высшим образованием и владельца сети автомоек с неоконченным средним образованием. Никто не спорит, образование – ценный ресурс, если его использовать для достижения успеха. Но не надо забывать, что образование – это загубленное время и упущенные возможности, если оно лишь лежит на полке красивым «красным дипломом». Важно предоставить подростку право решать самому, что образование значит для него. Образование, в котором обучающийся не видит для себя смысла (ни какого-то абстрактного смысла образования вообще, а именно своего собственного уникального личностного смысла) бессмысленно. Бессмысленно потому, что ничего не даст: ваш подросток потратит кучу времени, но ничего не запомнит, а если и запомнит, то забудет сразу после очередной контрольной. Да, возможно пройдёт сколько-то лет, и сын или дочь скажут родителям: «Как же вы были правы, надо было учиться, а я…» И, сказав это, пойдут в вечернюю школу, потом в институт… закончат их и станут классными специалистами. Но случится это только потому, что они этого захотели. Ваши дети смогут получить настоящее образование только тогда, когда это станет их желанием. А пока родители пытаются выжать из своих детей заветные оценки и баллы ЕГЭ, они делают только одно: инфантилизируют своих детей, лишая их возможности взять на себя ответственность за своё обучение, пожать лавры своих трудов или мужественно перенести и исправить последствия своих ошибок. Давайте помнить цель воспитания: вырастить взрослого самостоятельного человека, способного принимать решения и нести ответственность за их последствия, и, исходя из этой цели, действовать в любой ситуации. Сделать так, чтобы подросток учился самостоятельно, а Вы отдыхали, и не вспоминали об учёбе реально. Этому можно научиться на тренинге для родителей подростков «Отношения с подростком. Полный upgrade». Жмите на ссылку и читайте отзывы! Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|