|
Феноменология одиночестваАвтор статьи: Трухан Ольга Викторовна
Феноменология одиночества. Подушка уже горяча С обеих сторон. Вот и вторая свеча Гаснет, и крик ворон Становится все слышней. Я эту ночь не спала, Поздно думать о сне… Как нестерпимо бела Штора на белом окне. Здравствуй! Анна Ахматова Дефицит доверительных, близких отношений приводит к тяжелому чувству потери связи с людьми, к психологическому одиночеству. Актуальность данной темы на сегодняшний день: в современном мире люди всё чаще и всё острее испытывают чувство одиночества, но в то же время каждый воспринимает и оценивает его по-своему. Ни в науке, ни в массовом сознании нет общепринятого понимания этого феномена, однако при всей уникальности индивидуального переживания одиночества имеются определенные элементы, общие для любых его проявлений. Во-первых, состояние одиночества предполагает для человека полную погруженность в самого себя и носит целостный, всеохватывающий характер. Это - особая форма самовосприятия, утверждение своей «самости», говорящее в то же время о некоем разладе во внутреннем мире личности. Во-вторых, одиночество означает полное отсутствие или разрыв социальных связей. В-третьих, одиночество, порождает целый комплекс отрицательных эмоций у человека. Если ранее одиночество считалось в основном индивидуальной психологической проблемой, то в последнее время все больше и настойчивее начинают говорить о нем, на уровне всего общества как о серьезной социальной проблеме: усиление индивидуализма, увеличение раздробленности в обществе и вызванная этим нестабильность приводят к возрастанию в нем социально обусловленного одиночества. Одиночество испытывают не только те, у кого, например, нет семьи и близких, но и многие - «успешные», «состоявшиеся» люди, имеющие многочисленные социальные контакты и живущие, казалось бы, «благополучной жизнью». Чувству одиночества (в разной степени) подвержены практически все, но особенно резко оно проявляется в кризисные периоды жизни человека. Основательное изучение феномена одиночества прослеживается в начале 20-го века, хотя высказывания о нем встречаются уже и в период античной философии. Аристотель и Платон видели в одиночестве негативность и, как способ побега от него, предлагали топить своё бытие в любви и дружбе. Мыслители поздних эпох: Ф. Ницше, Б. Паскаль предпринимают попытку рассматривать противоречивую сущность этого феномена и выделяют не только его способность разрушать, а и созидать. В своих трудах Э. Фромм, 3. Фрейд, Г. приходят к общему выводу, что одиночество – одна из проблем ведущая к деградации личности, т. к. в человеке заложена необходимость общаться. Природу причин возникновения одиночества Э. Фромм, к примеру, видит, в неудовлетворенности в потребностях уважения, самореализации, признания, основой которым может служить пагубное последствие преждевременного отлучения от материнской любви. Многие исследователи в своей концепции видения одиночества связывают его феномен существования с изменением духовной, социальной, культурной, политической и экономической жизни общности людей. Определение одиночества не имеет однозначной или универсальной формулировки, т. к. мнение учёных разделилось и имеет две совершенно противоположные точки зрения – негативную и позитивную. Начиная с конца 20-го столетия и по сегодняшний момент, изучение феномена одиночества всё больше становится глубоким предметом исследования не только современными философами, но и специалистами социолого-психологической области. Это привело к тому, что практически исследуемое проблемное поле «захватили», в основном, психологи, резко сузив его границы до представления об одиночестве, как о социальной болезни, «многоликой» и «коварной», вызывающей одновременно сострадание и протест. Исследователи все больше и больше заостряют внимание на распространении этого явления, рассматривая различные социальные девиации (стресс, депрессию, делинквентное поведение, агрессию, самоубийство). А. Садлер и Т. Джонсон определяют одиночество следующим образом: «Одиночество - это переживание, вызывающее комплексное и острое чувство, которое выражает определенную форму самосознания, и показывающее раскол основной реальной сети отношений и связей внутреннего мира личности» (Лабиринты одиночества, 1989, с. 27). Существуют ситуации и состояния, которые люди расценивают как одиночество: это – изоляция эмоциональная и изоляция социальная. Эмоциональная изоляция – результат отсутствия привязанности к конкретному человеку; в результате чего возникает тревожное беспокойство. Социальная изоляция выражается в отсутствии доступного круга социального общения и сопровождается чувством отчужденности. Переживаемое острое чувство одиночества влечет за собой общение, которое можно назвать дефицитным и дефектным. Одиночество является причиной разочарований и крушения надежд, а также осознаваемой угрозой для формирования межличностных отношений. Психологи выделяют следующие 4 разновидности одиночества: 1) Космическое (соотнесенность человека с природой и миром, разрыв поколений); 2) Культурное (потеря связи с культурным наследием, разрыв поколений); 3) Социальное (отторжение значимой группой, результат – смятение и депрессия); 4) Межличностное (неудовлетворенность сложившимися отношениями). Если человек попадает в перекрестье всех четырех видов одиночества, он глубоко несчастен, его судьба - выпадение из социальных связей и внутренняя дезинтеграция. Мотив одиночества присущ творчеству многих русских поэтов. Он проходит через творчество таких поэтов, как А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, А. Белый, С.Есенин. Например, в поэзии М.Ю. Лермонтова герой одинок в обществе, которое его окружает, в любви, в дружбе, он одинок в своей стране и, наконец, в целом мире. Теме одиночества посвящены стихотворения «Как часто пестрою толпою окружен...», «И скучно, и грустно…», «Благодарность», «Парус» и другие. В таких стихотворениях, как «Утес», «На севере диком...», «Листок», Тема одиночества представлена в лирике Лермонтова широко и многогранно. Он к жизни, нет полной безнадежности. Лирический герой многих стихотворений русских поэтов замкнут в одиночестве, страдает от одиночества. Он предстаёт перед читателем одиноким, непонятым толпой, изгнанным или странствующим, ищущим свободы. Об одиночестве К.Паскаль пишет с предельной обнажённостью: Мне с тишиной легко в глуши, Где вольный ветер треплет бороду. Но как расслышать крик души, Когда идёшь один по городу, Где даже бывшая жена Зовёт по имени и отчеству?.. Невыносима тишина, Когда она от одиночества. («Я обвенчался с тишиной…») В поэзии Анны Ахматовой сквозит печаль, тоска, одиночество: Хорони, хорони меня, ветер Родные мои не пришли, Надо мной блуждающий вечер И дыханье тихой земли. Я была, как и ты, свободной, Но я слишком хотела жить. Видишь, ветер, мой труп холодный, И некому руки сложить. Закрой эту черную рану Покровом вечерней тьмы И вели голубому туману Надо мною читать псалмы. Чтобы мне легко, одинокой, Отойти к последнему сну, Прошуми высокой осокой Про весну, про мою весну. 1909 Многие творческие личности переживают острое чувство одиночества. Вот что пишет Р. Бердяев «…Я всегда был ничьим человеком… и это всегда предполагало разрыв с объективным миром. Это означало слабую способность к отдаче себя. Я никогда не чувствовал себя чему-либо и кому-либо принадлежащим… Я совсем не погружен исключительно в себя и не занят анализом самого себя. Но ничто не предполагает моего одиночества. Иногда мне удавалось преодолеть его в мыслях… Мне всегда было трудно интимное общение с другим человеком, гораздо легче было говорить в обществе. С глазу на глаз наиболее обнаруживалось мое одиночество, моя скрытость вступала в силу. От соприкосновения с людьми я делался сух… Иногда мне казалось, что я ни в ком не нуждаюсь... Неверно поняли бы мою тему одиночества, если бы сделали заключение, что у меня не было близких людей, что я никогда не любил и никому не обязан вечной благодарностью. Многими достижениями своей жизни я обязан не себе. Но внутренний трагизм моей жизни я никогда не мог и не хотел выразить. Поэтому я никогда не мог испытать счастья…» (Бердяев, 1998) Таким образом, об одиночестве написаны тома психологической литературы, философские трактаты, ему посвящены стихи, повести, романы. Как мне видится, чаще всего, в литературе (как психологической, так и художественной) воспеваются драматические переживания, связанные с одиночеством. Постараюсь сказать о другой стороне этого понятия или о том, каким его вижу я. Одиночество - это состояние, в котором пребывает человек, уверенный, что он один во Вселенной. Человек, который не замечает (не хочет, не готов, не получается, не научили…) вокруг себя людей и ту пользу, которую он может этим людям принести. Как правило, человек, ощущающий себя одиноким, ничего не создает, ничего не делает для того, чтобы как-то улучшить жизнь окружающих его людей, несколько предвзято относится к людям, ожидая от них негативного к себе отношения («эти люди ведут себя по отношению ко мне вызывающе»). Большая часть его физической и умственной энергии направлена на обеспечение своей жизнедеятельности и на жалость к себе, переживание о своем одиночестве (а ведь жалость «съедает» невероятное количество жизненных сил, вводя человека в состояние сонливости, усталости, апатии, депрессии). Я бы сказала, что одиночество - это ни плохо и ни хорошо. Скорее, одиночество - если рассматривать, это явление как проблемную ситуацию - это не информированность о мире, зацикленность только на себе, неумение видеть в окружающих поддержку, опору, нужность. Другими словами, чтобы избавиться от одиночества - или научиться к нему относиться по-другому - нужно больше узнавать о мироустройстве, о других людях, искать способы, как помочь окружающим, как создать что-то ценное, важное для этого мира, как соединить свою индивидуальность и нужды других людей. И еще о другой стороне одиночества. Той, что приносит огромную пользу человеку при своевременном использовании. Я сейчас пишу о том, насколько полезно человеку оставаться один на один с собой - со своими внутренним миром. Увы, в нашем обществе до недавнего времени это совершенно не приветствовалось. Детей, как в семье, так и в школе, обучали (заставляли, направляли...) на делание. На то, чтобы ребенок был беспрерывно занят. А ведь нам, людям, совершенно необходимо некоторое количество времени в день побыть наедине с самим собой, познавая себя - какой я, что я чувствую, что я думаю, чего я хочу??? Став взрослыми, мы спешим, достигаем, суетимся, создавая вокруг себе водоворот действий. Мы не умеем останавливаться и боимся этого. Что я буду делать и думать, оставшись наедине со своими мыслями??? Но это неотъемлемая часть процесса гармонизации нашего существа. Быть в гармонии с внутренним миром, находя время на общение с самим собой. И быть в гармонии с внешним миром, находя время и желание на общение с другими людьми, на совместное сотворчество. Я желаю каждому из нас оглянуться вокруг и найти место применения своих сил, способностей, своей индивидуальности. Начать можно с самого очевидного - помочь детям, оставшимся без родителей, старикам, бездомным животным. И тогда проверить - как обстоит дело с моим чувством одиночества, оно все еще есть?
Психолог Трухан О. В.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|