|
История возникновения психологических практик. Заслуга ФрейдаАвтор статьи: Волохов Михаил Григорьевич
В эпоху динозавров заходить не будем, но лет на двести-триста назад отойдем. Итак, что делали люди в "давнее время" если у них возникали психологические проблемы в нашем сегодняшнем их понимании. В то время, когда еще практиковался религиозный взгляд на мир, все духовно-душевные побуждения трактовались и истолковывались именно с этой точки зрения. Были такие важные понятия как Бог, и Дьявол, и они "властвовали" над человеческими побуждениями. То есть, если человек хотел сделать что-то правильное и хорошее, то это трактовалось как божественное проявление его души, стремящейся к добру, и соответственно Бога за это благодарили. Если же человек совершал нехороший, неодобряемый обществом поступок, то объяснением служило "черт попутал". Телу в данном контексте предназначалась пассивная роль, тело было бренной оболочкой, а его страсти и желания в христианской модели мира рассматривались как инструменты для совращения "искусителем". И соответственно, наоборот, правильно было с побуждениями тела бороться. Человек, который в жизни страдал, и потребности тела игнорировал, причислялся к святым. Восемнадцатый, девятнадцатый века были отмечены началом бурного развития технологий и наук. По мере изучения и лучшего понимания окружающей среды, и законов природы, человек все больше старался объяснить происходящее вокруг с точки зрения Науки. Начинала преобладать материалистическая модель мира, начали возникать теории, пытавшиеся описать происхождение мира, жизни, человека, естественным природным путем. И если для других областей жизнедеятельности это приносило большую пользу, потому что способствовало лучшему изучению и развитию например медицины, поскольку было снято табу неприкосновенности с человеческого тела, его стало возможно изучать, препарировать. То в области психологии образовался пробел. Надо было заполнить пустоту, которая образовалась когда убрали понятия "душа" и "искуситель". Проблема заключалась в том, что у человека есть серьезное отличие от животных. Все животные имеют незначительные качественные различия внутри одного вида. Например, взять собак, или коров. Они различаются темпераментом, есть более подвижные, или спокойные, смелые или трусливые, но они все подвержены своим животным инстинктам и потребностям. Любая собака накинется на мясо, если будет голодна и не заметит пугающих ее факторов, например человека с дубиной. А человек от этой модели «заботы о себе» серьезно отличался. Человек вполне может наступить на горло собственной песне, и сделать совершенно немыслимую для животного мира вещь – пойти на смерть ради принципов. И если раньше, как мы уже сказали, это можно было легко объяснить внешними воздействующими на человека причинами, то материалистические теории этого объяснить не могли. Откуда взялось такое разнообразие поведения, когда одни люди играют роль праведников и высокоморальных персонажей, тогда как другие отчего-то становятся злодеями, и ведут асоциальный образ жизни. И тут как раз на выручку пришел г-н Фрейд, который предложил следующую замену: пусть будет тело с его животными потребностями, стремящееся к удовлетворению своих физиологических потребностей, и вообще – «животное». А с другой стороны пусть будет высокоорганизованный разум, который умеет оценивать не только сиюминутную выгоду, но и просчитывать далеко идущие перспективы. Таким образом, по Фрейду получалось, что весь человек ни что иное как более высокоорганизованное животное, отличающееся тем, что умеет думать «вдаль», но устремления у него все те же – забота о себе и удовлетворение своих потребностей. Только в данном случае человек научился договариваться с другими себе подобными, и таким образом появилось общество, законы, и принципы морали. Но будь его воля, и четкое осознание что ему ничего не грозит, человек по этой теории должен сваливаться в обычную для животных гонку за своими страстями. Животными – еда, секс, удовольствия; и человеческими – почет, уважение, власть. Теория Фрейда конечно же не отвечала на многие вопросы, и частично, в последних своих работах, даже противоречила здравому смыслу, и наблюдаемым фактам. Но она стала той соломинкой, за которую ухватились материалисты. И на базе которой стали строить свои теории, и разрабатывать методики работы последующие психологи. Они спорили с Фрейдом, но оставались в рамках придуманного им механизма. Что есть сознательное «я» - интеллектуальное, продукт эволюции. И бессознательное «я» нашего животного начала. Позднего Фрейда, жившего в эпоху расцвета гитлеровской Германии, наблюдавшего как может опуститься самая прогрессивная нация, понять тоже можно. Итак, мы имеем человека, раздираемого между желанием жить правильно, и желанием жить хорошо физически. По религиозной модели – это противоречие Божественной Души, и Животной Души. А по Науке – Разум и Животное начало. Что в принципе не суть важно, как называется, потому что по факту осталось все то же самое. И великое достижение Фрейда заключалось в том что: он придумал как перевести термины на язык Науки, благодаря чему с психикой стало можно работать. Потому как, будучи научной дисциплиной, психологическое поведение и здоровье человека стало активно изучаться клиницистами, а с отклонениями начали заниматься, изучая и разрабатывая эффективные методы коррекции. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|