Как защитить детей (статья к 1 июня)

Автор статьи: Юлия Бокачёва

ОТ ЧЕГО НАДО ЗАЩИЩАТЬ ДЕТЕЙ?

 

1 июня — международный день защиты детей. В связи с этим в июньском номере предлагаю обсудить весьма, на мой взгляд, важный вопрос — от чего же надо защищать наших детей? Мы не будем касаться вопросов обеспечения физической безопасности ребенка, а поговорим об отношении и действиях родителей, направленных на заботу и защиту детей от «опасных» сторон/перспектив жизни. И, сразу хочу сказать, родители в нашей культуре преуспели в «защите», иногда реализуя ее слишком долго и избыточно... Большинству из нас (как родителям) нужно учиться доверию, принятию, вере и отделению своих детей. Собственно, о чем это всё?... Давайте разбираться...

Стремление позаботиться и защитить от невзгод свое чадо — инстинкт любого нормального родителя. И это вполне оправдано биологически, когда мы говорим о новорожденном и малыше. Однако для того, чтобы человек (любой — маленький, растущий, или уже взрослый) развивался, ему необходимо удовлетворение двух глубинных психологических потребностей: это потребность в поддержке (уходе, заботе, принятии) и потребность в свободе (независимости, одиночестве, выборе). И родителям очень важно понимать, что по мере взросления ребенка изменяется как баланс, так и способ удовлетворения этих потребностей... И, по сути, если мы (родители) хотим защитить нашего ребенка, мы должны сделать так, чтобы он стал сильным без нас, чтобы он перестал в нас нуждаться. В психологии говорят, что ребенок, взрослея, «становится сам себе родителем». И, если так произошло, мы (как родители) можем считать свой родительский долг выполненным. Задача парадоксальная, но единственная психологически здоровая. Родительская любовь, в отличие от других видов любви, направлена не на сближение, а на удаление (и это не значит, что дети навсегда «отрываются» от родителей, при здоровом развитии событий наоборот: если родители не мешают взрослеть собственным детям, то потом между ними существуют теплые равные отношения).

Так вот, возвращаясь в потребностям поддержки и свободы. Когда ребенок маленький, в чем выражается поддержка и защита родителей? Сначала, реально — в физической поддержке: мы держим малыша на руках, за ручку, на коленях, потом подстраховываем на горке-велосипеде-коньках и пр. Мы говорим ему, как надо делать, а как не стоит (ибо это опасно) — и ребенок нам, в общем, верит. Как мы удовлетворяем его потребность в свободе? Разрешаем полазить там, где, на наш взгляд, неопасно; поиграть с тем, что не колется и не режется. И уже в раннем возрасте необходимо установить правильный баланс ограничений=заботы и выбора=свободы. Многие родители спрашивают: «А в каком возрасте можно уже предложить ребенку выбор?» Да в самом раннем. Даже если это пока что будет такой как бы мнимый выбор (ну, например, между одной полезной кашей и другой полезной кашей) — дайте его сделать самому ребенку! Таким образом мы постепенно учим его принимать решения — т. е. ОБРАЩАТЬСЯ СО СВОБОДОЙ. А ведь умение использовать свободу и есть главный навык, позволяющий взрослому человеку защищать себя (т. е., принимать верные для себя решения).

Что происходит дальше? По мере взросления ребенок постепенно занимает (или отвоевывает — в разных семьях по-разному) всё бОльшую психологическую территорию. Т.е., он готов всё больше решать самостоятельно или, наоборот, не решать вовсе (что, кстати, тоже является его выбором). И здесь родителям очень важно понимать следующее: не только баланс потребностей изменился: вроде бы теперь ребенку/подростку надо больше свободы и меньше заботы. Это не совсем так. Да, свободы надо, безусловно, больше. Но и заботу повзрослевший ребенок понимает теперь по-другому. Забота о подростке — это не «надень шапку, холодно!», а проявление уважения, принятие его интересов, вера в него как в личность и признание права быть таким, какой он есть. Обычно, когда мы говорим о подростках, мы учим родителей давать ребенку больше свободы, меньше его контролировать, «не лезть» и т. п. И это правильно, так как отвечает мощной потребности подростка и юноши в свободе, в самостоятельном делании выборов, в «наступании на собственные грабли», и , по сути — в проживании своей собственной жизни...

Но, к сожалению, частенько обиженные родители упускают из внимания то, что ребенку по-прежнему нужны семейные «тылы». Просто теперь они должны выражаться не в ограждении от всех и вся («родители лучше знают, что тебе надо»), не в выстраивании траектории профессиональной и личной жизни за ребенка («а поступим мы в этот ВУЗ, а женимся вот на этой девочке из хорошей семьи»), а в спокойной вере в том, что у ребенка всё получится так, как он хочет, в поддержке в его начинаниях (какими бы абсурдными в глазах родителей иногда они ни были) и в утешении в житейских невзгодах (которые обязательно будут, а как же иначе?) - правда, только в том случае, если ребенок сам этого попросит...

Поэтому, если мы хотим защитить своих детей, давайте прекратим делать их беззащитными и зависящими от нас, родителей... Давайте постараемся помочь им стать взрослыми и сильными!

 

 

 



Просмотров: 431
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Чего больше всего боится женщина? И как сделать так, чтобы это обязательно произошло
  • Чего больше всего боится женщина? И как сделать так, чтобы это обязательно произошло
  • Как объяснить ребенку, что родители его любят?
  • Что надо сделать родителям, чтобы гарантировать себе ненависть своих детей?
  • Я всё больше понимаю, что нужно людям и при это я всё больше не готов им это дать!
  • Что делать, если «всё не так» и чтоб «приняли таким, какой есть».
  • Психологическое отделение ребенка от родителей: как это сделать и когда уже пора?
  • Что такое буллинг или как помочь ребенку, если его обижают сверстники
  • Почему мужчины мечтают о сексе втроем. Что это значит и чем его заменить, если это твой мужчина!?
  • Когда родители нас обесценивают? Как это отражается на нашей жизни
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Я самоутверждаюсь – значит, я существую?... Самоутверждение за счет других – что это и как его понимать?
  • Как не обижаться на родителей, если они любят одного из детей больше?
  • Как объяснить родителям, что ты уже вырос. Или почему в нас видят детей.
  • 5 признаков того, что вы разбогатеете (даже если это пока не так)
  • Что делать, если ребенок не воспринимает родителей как авторитет?
  • Воспитание детей. Как мы это говорим и как они это слышат. Две крайности
  • Надо ли уживаться с нарциссом? А если надо, то как это сделать?
  • Если Ваш мужчина расстался с бывшей, но на самом деле не расстался... Как узнать, что это так?
  • Если родители не поддерживали в детстве. Как научиться это делать самому.
  • Как выйти замуж, если он не хочет? Как родить ребенка, если он не готов? Как женить его на себе?
  • Можно ли договориться с мужчиной, если он ведет себя «не так», и что делать, чтобы вел «так»?
  • Сепарация от родителей во взрослом возрасте. Как же всё-таки это сделать?
  • «Я знаю, что для тебя лучше» или как родители выбирают профессию ребенку
  • Как понять родителей, если тебе 7-10 лет. "Инструкция" детям, о том, как устроены их родители.
  • Что делать, если маленький ребенок пытается ударить, схватить, укусить родителей
  • Как сделать так чтобы у нас все было и нам ничего за это не было.
  • Что должны родители ребёнку и ребенок родителям?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь