Про виктимблейминг, веру в справедливый мир и идентификацию с агрессором.

Автор статьи: Елена Кольчугина

Про виктимблейминг веру в справедливый мир и идентификацию с агрессором

Когда говорят о виктимблейминге (феномен обвинения жертвы) в ситуации насилия, причиной его обычно называют веру в справедливый мир.

Суть веры в справедливый мир такова: это когнитивное искажение, в соответствии с которым люди убеждены, что мир устроен упорядоченно, и все, что происходит с каждым человеком – результат его собственных действий. Каждый получает то, что заслуживает. А значит, если жертва пострадала от насилия, то она совершила действие, которое это насилие за собой повлекло: спровоцировала агрессора или нарушила какие-то негласные правила. Вера в справедливый мир позволяет чувствовать себя в безопасности: если мир справедлив, я могу вести себя правильно, и тогда со мной ничего плохого не случится.

Действительно, ряд исследований (М. Лернер и др.)  показывают, что наблюдатели склонны приписывать людям, получающим награды, положительные качества, и людям страдающим качества отрицательные.

Но все же, на мой взгляд, вера в справедливый мир не объясняет вполне ту реакцию, которую демонстрирует общество.

Здесь интересно отношение к актору насилия, т.е. к тому, кто его совершил.

Во-первых, заметно, что фигура актора почти никогда не обсуждается. Все вертится вокруг жертвы, ее обвинения и оправдания. Кажется, что насилие – это как природная стихия, некая обезличенная сила. Но ведь насилие всегда совершает конкретный человек, или группа людей.

Во-вторых, если фигура актора и затрагивается, то он часто оценивается, как человек лишенный способности к волевому контролю, уязвимый перед провокациями и манипуляциями. Удивительно, но сочувствие к насильнику в публичном пространстве можно встретить чаще, чем к пострадавшей. Он всего лишь человек, он слаб. Внезапно оказывается, что у человека есть право на ошибку, можно войти в положение, понять и простить. «Ты что, хочешь мести?» – возмущенно вопрошает общественность жертву.

Или человек, совершивший насилие, объявляется нарциссом/психопатом, или еще каким монстром, лишенным человечности. И вроде бы кажется, что эта позиция противоположна идее вины жертвы, но самом деле нет. Потому что хтонические чудовища, которые описываются в соответствующих пабликах, априори лишены морали. А значит, это не люди, делающие определенный выбор в определенных обстоятельствах. И тогда нет смысла говорить о вкладе актора, и можно снова вернуться к жертве: давать ей рекомендации, как вовремя распознать монстра. И все равно, следующим вопросом будет: «как ты могла связаться с таким человеком?»

Идея справедливости предполагает, что совершающий преступление должен понести наказание. Вера в справедливый мир может объяснить поиск ошибок в поведении жертвы, но сложно понять, почему так хочется оправдать того, кто явно совершил действие, социально не одобряемое.

Я думаю, здесь можно говорить о другой психологической защите: об идентификации с агрессором. Такой стокгольмский синдром свидетеля. Насильник воспринимается как тот, кто обладает силой и властью, а еще способностью причинять вред. Жертва слаба и беспомощна. Справедливость требует, чтобы преступник нес наказание. Но страшно идти против сильного. Чем большей властью, возможностями обладает агрессор, чем более опасным он кажется, тем сильнее звучат призывы забыть и простить.

Страх перед агрессором, желание слиться с ним, чтобы самому не попасть под удар, можно наблюдать в семьях, где ее члены присоединяются к насилию по отношению к выбранной жертве. Это могут быть дети, нападающие на других детей, оказавшихся в роли паршивой овцы, или один из родителей, который не защищает детей, и оправдывает действия агрессивного супруга плохим поведением ребенка. Это заметно и в обществе, когда вооруженная до зубов власть как будто не имеет выбора не нападать на безоружных людей.

Что делать? Я думаю, ни от кого нельзя требовать быть героем и защитником слабых. Не у каждого человека есть на это силы, возможности, да и желание в конце концов. Но можно для начала быть честным с собой, и осознавать свой страх. И хотя бы воздержаться от дополнительной агрессии в отношении пострадавших.

Почему виктимблейминг – это плохо:

Во-первых, утверждение что, пострадавший от несчастья является причиной этого несчастья чаще всего просто неверно. Потому что насилие - это действие, которое совершает по отношению к жертве другой человек, а контролировать полностью действия другого человека невозможно.

Во-вторых, перекладывание ответственности на пострадавшего способствует снятию обвинения с того, кто на само деле должен эту ответственность нести – с агрессора. Это косвенно способствует безнаказанности преступников.

В-третьих, из-за виктимблейминга люди, итак пережившие травмирующую ситуацию подвергаются дополнительной атаке, что усугубляет тяжесть их состояния и может способствовать ретравматизации.



Просмотров: 288
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • [Сексуальное насилие] #6. С каким запросом обычно приходят клиентки - жертвы насилия?
  • Можно быть счастливым, если ты виноват? | Справедливость и любовь. Преступление и наказание.
  • Как поведение жертвы может спровоцировать насилие в отношении себя же?
  • Если хотите этого, как можно чаще, делайте вид, что ничего не происходит
  • Почему жертвы терпят насилие и как этого избежать
  • Как можно быть Жертвой, Спасателем и Агрессором одновременно?
  • Можно ли сохранить хорошие отношения, если человек не оправдал ожидания?
  • Можно ли говорить о треугольнике Карпмана в ситуации насилия (абьюза) в семье?
  • Простить нельзя другого, можно понять и принять.
  • Всего один вопрос, который поможет понять, а действительно ли вам нужен ваш любимый человек
  • Насилие - это моральное воровство. У нас не сформирована позиция в отношении насилия.
  • Себя нельзя найти, собой можно только Быть!
  • Убрать тревогу тогда отношения жертвы и агрессора распадутся, а вот почему.
  • Насилие-это личный выбор жертвы?...
  • Насилие без насилия. "Мне это кажется?"
  • Можно я буду сам собой? Или почему я должен делать именно так.
  • Какая жертва не мечтает стать агрессором… Про стокгольмский синдром и наши оправдания
  • Простить родителей нельзя, можно понять принять, поблагодарить и проявить заботу.
  • Один блог можно создать на несколько человек
  • Можно ли полюбить человека таким, какой он есть?
  • Насилие и отношения. Что можно сделать?
  • Можно ли договориться с мужчиной, если он ведет себя «не так», и что делать, чтобы вел «так»?
  • Если человек не знает, что люди не летают, он может полететь! (Зачем нам стресс)
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Все вокруг не так, все вокруг виноваты. Что в такой ситуации может сделать один обычный человек?
  • То, что люди называют любовью, чаще всего является любовной зависимостью
  • Почему человек становится сильнее, когда он слаб
  • Откуси, как можно больше, тогда не подавишься, потому что не проглотишь!
  • Всегда ли можно быть самим собой?
  • Почему бизнес-обучение часто оказывается неэффективным и как можно изменить ситуацию.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь