|
Какая жертва не мечтает стать агрессором… Про стокгольмский синдром и наши оправданияАвтор статьи: Вострухов Дмитрий Дмитриевич
Часто жертвуют величайшими радостями жизни, чтобы гордиться тем, что они принесены в жертву. Клод Адриан Гельвеций В данной статье хочу коснуться и поговорить о таком интересном феномене, как стокгольмский синдром. Название возникло в 1973 году, когда в Стокгольме произошел захват заложников в одном из банков. В результате этой напряженной ситуации произошло совершенно непредвиденное – заложники прониклись симпатией к своим захватчикам. Да так, что нанимали впоследствии адвокатов, чтобы доказать их невиновность. Итак, суть этого явления в том, что в результате травмирующей ситуации между жертвой и так называемым агрессором возникает эмоциональная связь и даже привязанность. Происходит это совершенно иррационально, видимо, в силу механизма психологической защиты. Кстати, Анна Фрейд, еще задолго до случая в Стокгольме говорила про «идентификацию с агрессором». Она описывала случай маленькой девочки, которая сумела справиться со своим страхом перед привидениями, которых она якобы видела в темном зале, за счет того, что идентифицировалась с ними. Человек как бы пытается проникнуть внутрь сознания агрессора, впитать его ценности, считая, что таким образом это поможет ему выжить или избежать наказания. В принципе, тем же самым занимается ребенок в процессе воспитания, которое неизбежно включает в себя элементы насилия в той или иной форме. Получается, что данный механизм является врожденным, так как отчасти связан с инстинктом самосохранения. Но детство быстро заканчивается, начинается взрослая ответственная жизнь, а механизмы психологической защиты остаются. И если обстоятельства вновь оказываются травмирующими, превосходя имеющиеся внутренние ресурсы, то феномен стокгольмского симптома продолжает свою жизнь уже в виде различных оправданий, которые мы неустанно создаем. Вот некоторые примеры. Рационализация после покупки. Думаю, это случалось с каждым. После того, как мы приобрели какую-то дорогую вещь, сразу начинаем искать многочисленные подтверждения тому, что покупка стоила того. Особенно если у нас начинают закрадываться сомнения типа «а нужно было ли вообще тратить деньги на это?..». Тем самым мы как бы пытаемся оправдать свои действия высокой ценностью покупки, так как сам факт отдачи немалых денег является, в принципе, серьезным стрессом. Нередко мы «перегибаем палку», превращая процесс поиска подтверждений в настоящее самоубеждение себя в правильности принятого решения. Кстати, этот вариант подходит не только для денег, а для любых ресурсов, которые мы во что-то или в кого-то вложили: времени, сил, эмоций. Например, незавершенные отношения, которые кто-то не отпускает, могут также выступать частным случаем подобной рационализации, так как в эти отношения вложена масса всего ценного, время, силы, деньги, эмоции, часть своей жизни. И даже после того, как все закончено, внутри остается ощущение ценности и идущее вместе с ней желание все вернуть назад. Подчинение авторитету. Склонность подчиняться тем, кто выше по статусу, по значимости, похоже, тоже является природной. Стэнли Милгрэм проводил чрезвычайно интересный эксперимент. Выглядело все как упражнение на проверку памяти. «Учитель» давал «ученику» слова для запоминания. Если ученик совершал ошибку, то ведущий предлагал учителю послать небольшой сигнал тока к стулу ученика. При повторении ошибок сигнал тока увеличивался. К концу эксперимента ученик обычно корчился от боли. Чего не было известно играющему роль «учителя» так это то, что никакой ток к стулу не подводился, а страдания и муки ученика были игрой профессионального актера, специально приглашенного на эту роль. Целью эксперимента было проверить, насколько люди подчиняются авторитету, особенно если тот дает странные и нерациональные приказы, связанные с причинением вреда другим. Выяснилось, что большинство людей никак не возражали против приказов ведущего увеличить силу разрядов тока. Каждый нашел этому внутреннее оправдание. Кто-то «свалил» все на ведущего эксперимента, кто-то решил, что это нужно ради «великого и важного дела», а кто-то посчитал, что «ученик» сам виноват, раз не может запомнить слова. Лишь единицы смогли отказаться выполнять указания ведущего. Идентификация с проблемой. Этот вариант предполагает, что мы настолько сроднились с травмирующими обстоятельствами, что они стали для нас «священными». Священный алкоголизм, священная болезнь, священный страх, священная депрессия, священное бездействие, все это не просто нас травмирует, а еще и дает дополнительные выгоды. Правда их получение связано с развязыванием игр, подробно описанных Э. Берном. Игр, которые в конечном счете заменяют жизнь и существование в ней в роли взрослого помимо дитя и родителя. Одна клиентка, после того, как мы выяснили, что нормально общаться и строить отношения, ей мешает страх, сказала, что последний с ней «живет» уже почти три десятка лет. «А как же я буду жить без страха?.. Страшно...» - были ее слова. Признание себя жертвой обстоятельств, ситуаций одновременно возвышает их над нами, мистифицирует и наделяет даже высшим смыслом типа «это моя судьба, и ничего не поделать» или «это мой крест». В заключение хочу сказать, что автором большинства оправданий, как описанных в статье, так и просто связанных с проявлением стокгольмского синдрома, является наша детская часть. Наш внутренний ребенок будет продолжать идентифицироваться с агрессором-родителем до тех пор, пока не поймет, что обрел все то, что делает его свободным, спокойным и веселым. Видимо, процессу подобной иррациональной идентификации может положить конец лишь появление внутреннего взрослого, который наведет порядок во внутреннем мире и расставит все и всех по местам своей властной, сильной и рациональной рукой…
Вострухов Дмитрий Дмитриевич, психолог, психотерапевт Возвращаться к себе никогда не поздно! А еще это может быть легко и приятно.
Другие мои статьи: Еще более 200 моих публикаций>> Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|