|
Не нравится - уйди, брось, забей, не делай, выплюнь...Автор статьи: Карев Алексей Алексеевич
Здравствуйте, с вами Карев Алексей. Давайте сегодня поразмышляем над одной очень глубокой мыслью, которую принято приписывать Александру Грину. Цитата: «Нужно уметь закрывать скучную книгу, уходить с плохого кино, увольняться с плохой работы и расставаться с людьми, которые тобой не дорожат». В наше время, когда из-за «информационного шума» не слышно собственных мыслей, это высказывание кажется очень верным. Как все просто, кажется на первый взгляд. А может и на второй, все по-прежнему, очевидно.… Не интересно – не читай! Не понятно – выключай телевизор, вставай с кресла, хлопай дверь кинотеатра! Плохо работается – заявление на стол! Не внятные отношения – давай до свидания! Не вкусно – выплевывай прямо на тарелку!... Как удобно, правда? Только, скорее всего, Александр Грин не так прост, как может показаться. Будучи поэтом, прозаиком, приверженцем романтизма, он же был и революционером и «противником эпохи»…. Это все было в одном человеке. То есть, скорее всего, эта его цитата с «двойным дном». Давайте разбираться. Когда ребенок рождается и растет, он регулярно сталкивается с чем-то новым. Новыми вкусами, событиями, ощущениями, эмоциями, чувствами. Вчера кушал только мамино молоко, а сегодня пробует тертое яблоко. Оно точно другое и по вкусу и по фактуре, да что уж там, и по температуре, и способу потребления. Появляется какая-то странная штука для приема пищи – ложка (то же, кстати, имеющая свою фактуру, форму и температуру.) Время идет. Появляются новые движения, перемещения… углы, падения, синяки. Точно не все приятно. А после - детский сад. Другие ребята. Необходимость делить игрушки. Болеть. Слушаться воспитателя и няню. Лепить по образцу «странные и сложные корзины с ягодками», клеить аппликации и прыгать на одной ножке. После – школа, институт, работа – да, мало ли что еще…. Хочется уже наконец, начать делать только то, что нравится. Быть с тем с кем нравиться, есть что хочется, работать где «все ровно». Не бороться за «кубики» и «машинки». Потреблять только «годный контент». То есть, хочется осознанно уменьшить уровень стресса. Идея, казалось бы, хорошая, но дело в том, что именно вот такой «маленький стресс» нас и развивает. Как развивал нас когда-то, когда мы были совсем малы. Этот маленький стресс – есть фрустрация. Она неизбежна, нужна для развития личности. Ведь если мы будем делать только то, что нравится, и не делать, то, что совсем не нравится. То мы перестанем развиваться и начнем деградировать. Например, у ребенка, который еще не ползает, появляется внешний раздражитель, какая-то далекая игрушка, он хочет ее получить и тогда ему приходится что-то предпринимать, для того чтобы приблизить желаемое. Да у него не получается сразу. Да, ему трудно, но он пробует снова и снова. Ползет боком, носом в пол, попой вперед – ползет как-то. И тот факт, что у него не получается – это горе, страх, тревога, душевная боль. А тот факт, что «очень хочется» - радость и мотив к действию. Происходит развитие. Ребенок приспосабливается и научается жить в новой ситуации. Дело в том, что принцип развития и стремления к нему, заложен в нас на глубоком бессознательном уровне. И все новое и непонятное, что встречается на нашем пути – препятствие. Препятствия должны быть преодолимыми, и чуть меньшими по силе по сравнению с мотивом. И это тоже естественно. Ведь для ребенка двух лет не может быть естественным желанием победить на «евровидении» всех взрослых или заработать миллион долларов, причем завтра. Это чудовищно далекое и с соответствующим уровнем стресса и тревоги. Кроме того, ребенок не может иметь такого желания или мотива, потому что этого еще не существует в его картине мира. То есть, человек ни когда не может по-настоящему хотеть то, что сильно за пределами его представлений о мире. Тогда выходит так, что «Бог дает нам препятствия по силе» или «что нас не убивает, делает нас сильнее». Это все словесные мудрости многих поколений, которые говорят о необходимости фрустрации на пути к нашим целям. И о соразмерности желаемого результата и испытываемого стресса. Что же получится, если мы снижаем уровень стресса до нуля? Представим, что о желаниях грудного ребенка, как-то, невероятным образом, становится известно его окружению. И чтобы этот ребенок не испытывал стресса, мама и другие близкие удовлетворяют его потребности в ту же секунду. Захотел кушать – на. Захотел лежать – на. Вкусного – на. Соленого – на. Теплого – на. Все, стресса нет. Нет фрустрации. Что нового требуется ребенку для того, чтобы увеличить свои способности достигать желаемого? Ничего. Ему совсем ничего не нужно. И тогда, ему не нужно держать голову. Не нужно сидеть. Не нужно ползти, идти, прыгать, говорить. Ничего не нужно.… В реальности, у такого ребенка нет причин развиваться. Совсем никаких причин. И вернемся в нашу взрослую, как минимум по годам, жизнь. Получается, что все, что мы делаем привычного – нас не развивает. Все что не расширяет нашу картину мира – нас не развивает. Вот вам и пресловутая идея о «зоне комфорта» из которой нужно выходить. Только выход из этой зоны не всегда, точнее почти никогда, не должен быть слишком в большой дозировке. Не обязательно, чтобы развиваться, делать каждый день что-то «из ряда вон» (прыгать без парашюта, пробовать остановить зубами наждачный круг или съесть кошачий корм обмазанный ядом кураре). Выйти из зоны комфорта – это суметь почувствовать себя и свои чувства (очень разные, кстати) касательно тех граней жизни, которые кажутся не «понятными», «трудными», «не интересными». Смотря странный фильм, не глядеть на часы с немым вопросом «когда вся эта чепуха закончится», а попытаться понять свои чувства. Что это для меня? О чем? Зачем? Что хотел сказать автор? Так же и с музыкой, которую мы не понимаем. С картинами, идеи которых для нас не постижимы. Не пытаясь допустить что-то иное в нашу жизнь, мы ограждаемся рамками. Даже не рамками, а забором от внешнего мира. При этом, внешний мир отражает наши собственные грани – делает нашу жизнь разной и наполненной. То есть, для того чтобы развиваться, нужно быть в реальности. Это значит понимать, что все, что нас окружает, дано нам для ощущения себя, своих возможностей и для развития. Это значит, что перед тем как уйти, встать, бросить, перестать, вначале нужно задать себе вопрос: «что это для меня?», «что я сейчас чувствую?», «как я могу с этим справиться?». Такие простые вопросы позволяют быть честным с собой. Так во всем. От какого-то нового блюда в ресторане, от странных фильмов и книг, до отношений. Отношений с матерью, отцом, детьми, бабушками и дедушками; с коллегами и сотрудниками; с терапевтической группой, с психологом. Последнее особенно важно. При правильной работе, такие чувства как «страх», «злость», «гнев», «обида» - обязательно должны быть. И это не сигнал «мне это не нравится, нужно бежать», это сигнал, что именно в этом важно быть, разбираясь в каждом оттенке происходящего. Погружаться. Быть. Наполнятся. Важно не бросать. Важно не игнорировать. Есть «только сладкое» (испытывать только приятные чувства) нельзя. Нельзя игнорировать «суп», иначе «обед» из наполняющего и дающего полезные элементы для организма, превратится в «отраву», от которой «портятся зубы». Наша жизнь намного шире, чем кажется на первый взгляд… До встречи на страницах статей и жизни. С уважением, Карев Алексей. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|